RU74
Погода

Сейчас+10°C

Сейчас в Челябинске

Погода+10°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +6

0 м/c,

739мм 54%
Подробнее
0 Пробки
USD 90,92
EUR 98,90
Образование Юрий Конников, председатель обкома профсоюза работников народного образования и науки: «Профсоюз работников образования стремится оправдать свое предназначение»

Юрий Конников, председатель обкома профсоюза работников народного образования и науки: «Профсоюз работников образования стремится оправдать свое предназначение»

" src=

За последние 20 лет в деятельности профессионального союза педагогов произошли существенные изменения: и название стало другим, и направления деятельности, и даже несколько изменились цели и задачи. Возможно, отчасти этот «ребрендинг» вернул у простых людей интерес к профсоюзам. Сегодня Челябинская областная организация учителей насчитывает 120 тысяч человек. Для чего современный человек решает вступить в профсоюз, что он ему дает, чем там вообще занимаются? На эти и многие другие вопросы специально для сайта Сheldiplom.ru отвечает председатель областной организации профсоюза работников народного образования и науки Юрий Конников.

Забастовки должны быть без крови

– Юрий Владимирович, вы возглавляете областную организацию профсоюза работников образования и науки. Кто входит в этот профессиональный союз и для чего он нужен людям?

– Членом нашего профсоюза может быть работник любого учреждения образования и науки, признающий Устав профсоюза и уплачивающий членские взносы. Это достаточно большая категория людей: работники, осуществляющие трудовую деятельность в учреждениях образования и науки; обучающиеся в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, неработающие пенсионеры – бывшие работники, ушедшие на пенсию, работники, временно прекратившие трудовую деятельность, на период сохранения трудовых отношений; работники, лишившиеся работы в связи с сокращением численности, ликвидацией учреждения на период трудоустройства, но не более шести месяцев.

Вообще, профсоюз является сложившейся системой защиты профессиональных, трудовых, социально-экономических прав и интересов работников, их социальной защиты, здоровья, занятости, правового статуса. В 2007 году наш профсоюз отметил 90-летие. И все это время люди шли в наши организации со своими чаяниями, проблемами, интересами. Да, в истории профсоюзного движения были различные периоды: когда уничтожали профсоюзных лидеров в 30-е годы, когда профсоюз «колебался вместе с партией», когда он занимался распределительной деятельностью. Но в тоже время профсоюз активно участвовал в развитии довоенной экономики, в подъеме народного хозяйства после войны, организовывал социалистические соревнования (этот опыт стимулирования деятельности работников очень активно использовали и до сих пор используют самые развитые страны мира).

В 90-е годы все говорили только о хлебе насущном, многим учителям не выплачивали месяцами зарплату, были забастовки. Голова педагогов была занята тем, как накормить своего ребенка. Я, будучи заместителем председателя областного стачкома, в эти годы общался с учителями Карабаша, которые объявляли голодовку и лежали на матах в спортзале. Никто не знал, как именно поступать в тот момент: законодательная база, регламентирующая отношения власти и профсоюза в таких ситуациях, была слабой. И именно профсоюз вел тогда конструктивный профессиональный диалог с властью. Необходимо было без крови решить важнейшие вопросы и найти разумный выход. И совместно с областной властью мы это сделали и добились стабильности.

Исторический факт: после Октябрьской социалистической революции американское общество очень активно стало поддерживать создание отраслевых профсоюзных организаций, главной целью которых стала защита корпоративных интересов работников. Американцы поняли, что лучше решать назревшие социальные проблемы путем диалога с неполитизированной организацией, существование которой подкреплено законодательной базой. Люди, которые сегодня вступают в наш профсоюз, понимают, что он может реально защитить их интересы, причем не только в кризисных ситуациях.

Материальное нам не чуждо

– В чем же нуждаются педагоги?

– Свою роль в обеспечении безопасности деятельности работников образования и науки профсоюз видит, прежде всего, в защите экономических интересов членов профсоюза. Юридически профсоюзные организации – практически единственные представители интересов работников в области трудовых и социально-экономических отношений.

– Чем может помочь профсоюз работнику? Какими правами возможностями он обладает?

– Профсоюзы в первую очередь имеют право на представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов работников. Могу вас заверить: ни одно повышение заработной платы на уровне правительства РФ не происходит без инициатив со стороны работников бюджетной сферы, направленных через профсоюз. Такие же инициативы находят отражение и в принятии решений на уровне регионов и муниципалитетов (стимулирование дошкольных работников, 13-ая зарплата, преимущественные стимулы для молодых специалистов, финансирование оздоровления работников образования, возвращение льгот по коммунальным услугам сельским педагогам в полном объеме). Уровень принимаемых решений зависит от понимания роли образования в развитии общества со стороны исполнительной и законодательной властей. В нашей области это понимание есть. Также мы имеем право на заключение коллективных договоров и соглашений в организациях различных уровней и на участие в установлении и регулировании оплаты труда, размеров тарифных ставок, окладов, премий, в том числе на установление соотношений их размеров между различными категориями персонала.

– Что ваш профсоюз предлагает изменить в системе оплаты труда педагога?

– Министерство образования и науки Челябинской области предложило проект новой системы оплаты труда. В конце прошлого года на конференции вместе с разработчиками мы обсудили его основные позиции. Новая система более мягкая по сравнению с тем, что принимают в соседних регионах, но ее внедрение будет актуальным и состоятельным, если появятся дополнительные средства. При сохранении почасовой оплаты за основу берется базовая ставка в полторы тысячи рублей. На нее нанизывается уровень квалификации педагога, стаж работы, уровень нагрузки и все обязательные надбавки и доплаты (классное руководство, проверка тетрадей и т.д.). Ранее было так: из 100% фонда оплаты труда 75% составляла тарифная и 25% – надтарифная часть (обязательные выплаты). Если что-то и оставалось, то эти средства шли на надбавки и премии.

Сегодня меняется подход – правительство настаивает на том, чтобы зарплата учителя зависела от качества его работы. И чиновники предлагают следующий вариант: 70% – обязательный, а остальное – стимулирующий фонд оплаты труда. Мы согласны с этой позицией, но при условии сохранения достойной базовой заработной платы для всех, а в качестве доплат могут быть стимулы любого порядка. Однако результаты «модельных расчетов» указывают на уменьшение заработной платы у более чем половины работников и незначительное повышение у остальных педагогов. По нашему мнению, необходимо из областного бюджета дополнительно увеличить фонд оплаты труда в части стимулирующей составляющей, либо довести размер базовой ставки хотя бы до минимального размера оплаты труда, утвержденного федеральным законом. Кроме действительного увеличения заработной платы и достижения главных целей проекта такой подход позволит сохранить в образовательных учреждениях ставки специалистов служб сопровождения, педагогов дополнительного образования, воспитателей групп продленного дня и другого учебно-вспомогательного персонала, которые руководители вынуждены будут сократить при внедрении новой системы на базе утвержденного на сегодняшний день фонда оплаты труда.

Зарплата педагога сегодня значительно отстает от средней зарплаты работников многих отраслей. И мало кто знает, что цифры зарплаты (пять – восемь тысяч рублей) складываются из большой недельной учебной нагрузки, которую вынуждены брать педагоги для того, чтобы заработать. Плюс к этому подготовка к урокам, к занятиям в дошкольных учреждениях и учреждениях дополнительного образования, проверка тетрадей, классное руководство, заведование кабинетом, методическая работа, льготы по коммунальным услугам и т.д.

Ежедневно учитель общается минимум со 130 – 140 детьми, а воспитатель дошкольного учреждения – как минимум с 20 малышами. Каждого надо научить, воспитать, за всеми уследить, кому-то помочь, кому-то нос платком утереть. При этом общество и родители все больше и больше функций и ответственность передают коллективам учреждений образования.

Сегодня через нацпроект идут действительно значительные финансовые средства в образование. Это замечательно, но за компьютерами, за оборудованием все меньше и меньше виден образ учителя. Общаясь с педагогами-стажерами, с молодыми специалистами, все больше понимаешь, что престиж профессии формируется не только из материальной составляющей, но даже в большей степени из уважения всего общества к профессии. К сожалению, средства массовой информации в основном выдергивают единичные негативные проявления со стороны педагогов и возводят это в ранг массовых явлений. За последние годы, например, не было создано ни одного позитивного образа учителя в современных фильмах.

Очень важной составляющей является безопасность внутреннего психологического и эмоционального состояния педагогов – оно зависит в большой мере от объективности оценки его труда. Мы реализуем это право с помощью участия в аттестационных и наградных комиссиях, в конкурсном отборе общеобразовательных учреждений Челябинской области и муниципальных общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, в отборе лучших учителей на получение денежного поощрения президента РФ и губернатора области совместно с другими общественными организациями. Особую тревогу вызывает перспектива передачи в рамках государственно-общественного управления школы полномочий по оценке деятельности педагога управляющему совету и экспертной комиссии (комитету). Комиссию формирует управляющий совет путем персонального назначения экспертов из других учреждений, родителей, а также непедагогических работников. Конечно, следует учитывать мнение родителей, общественности в оценке деятельности педагогического коллектива, но главным критерием должен быть профессионализм, учителя могут оценить только профессионалы. Почему-то ни у кого не возникает мысли оценивать деятельность хирурга с точки зрения родственников пациента, для этого в медицине существует понятие «консилиум». А мы подчас отдаем педагога и руководителя на заклание в угоду общественному мнению. Очень важно, чтобы работники образования имели свое представительство и знали, что администрация учреждения готова к защите не только интересов ребенка, но и учителя.

Информирован – значит защищен

– Как профсоюз доносит информацию до своих членов?

– В последние годы наибольшее внимание мы уделяем информированию и правовой защите работников. Владеющий информацией человек обретает душевное спокойствие и уверенность в себе, у него появляется возможность осознать, что он принял правильное решение. А новые знания дают людям дополнительную свободу выбора и инструмент взаимодействия с окружающими людьми. Мы открыли свой сайт, приобретаем компьютеры, работаем со СМИ и всеми способами пытаемся донести до людей те знания, которыми владеем. Только в 2007 году мы провели обучение руководителей образовательных учреждений и председателей профкомов в 25 территориях области.

Закон надо чтить, а для этого его надо знать. Большинство работников в правовом отношении безграмотны и заглядывают в трудовое законодательство, когда петух клюнет, и в этом их нельзя обвинить, поскольку все силы и время они отдают детям. Поэтому педагог должен заниматься своей работой и одновременно иметь возможность обратиться к компетентному юристу. Но это стоит денег и немалых. Я специально заходил в юридическую консультацию и теперь знаю, что сейчас просто совет оценивается почти в 500 рублей. А у нас в штате есть правовой инспектор, знающий специфику отрасли, и весьма показательно, что только за этот год к нему обратилось более 1,5 тысяч человек. Особенно мы заинтересованы в правовой грамотности руководителей учреждений, что позволит избежать многих ошибок в принятии решений при конфликтах в коллективах. Сегодня мы расширяем практику участия в судебных делах, касающихся защиты прав и интересов членов профсоюза. Также у нас есть еще одно важнейшее направление – охрана труда работников отрасли. Для этого в штате обкома предусмотрена должность главного технического инспектора труда, в функции которого входит контроль за состоянием охраны труда и техники безопасности в образовательных учреждениях области.

– Наверное, вы получаете колоссальный отклик от педагогов…

– Конечно. Профессионал не может топтаться на месте: он должен постоянно развиваться, проявлять свой талант и вести за собой коллег и учеников. Только преданный делу и талантливый человек талантлив во всем: и в профессии и в своих увлечениях. В связи с этим мы решили три года назад возродить лучшие традиции профсоюза: спортивные соревнования, смотры художественной самодеятельности, туристические слеты. На нашу инициативу откликнулись тысячи работников образования. Мы были приятно удивлены, когда провели первую поэтическую гостиную и, предложив издать сборник «Педагогической поэзии», получили более двух тысяч стихотворных материалов.

Председатель профкома порой подобен священнослужителю

– Зачем профсоюз молодому специалисту, выпускнику?

– Сегодня молодежь очень прагматична, и ее в этом не упрекнуть. Молодые люди хотят жить сегодня, иметь семью, достаток, и это нормально. И профсоюз не в состоянии значительно улучшить материальную составляющую, однако может сыграть очень важную роль для молодого специалиста в формировании его лидерских качеств, для профессионального роста в выстраивании отношений с руководством и в коллективе. Если человек не может пойти к директору с каким-либо вопросом, то может придти к председателю профкома и поделиться своей проблемой. И они могут вместе найти самые оптимальные варианты ее решения. Здесь, конечно же, важнейшую роль играет авторитет и мудрость избранного председателя. Как правило, большинство моих коллег – председатели профкомов территориальных организаций, вузов, колледжей, учреждений академии наук – ответственные, преданные делу и профессиональные люди, за что им глубочайшая благодарность.

– Кто входит в руководство вашего профсоюза?

– Областной комитет профсоюза представлен «законодательной» частью – это 72 человека, избранных на областной профсоюзной конференции на пять лет, которые принимают основные важные решения, касающиеся каждого члена профсоюза и исполнительного органа. Он состоит из девяти штатных работников, в том числе водителя.

– Как вы пришли к руководству профсоюза?

– Вся моя семья – педагоги и члены профсоюза либо люди, непосредственно связанные с образовательным процессом. И дома у нас часто бывают педсоветы. Свою профессиональную деятельность после окончания педагогического института начал с должности директора областной станции юннатов. В обком профсоюза меня пригласил Владимир Степанович Козин, в то время председатель. Начало моей работы совпало именно с тем моментом, когда были забастовки, голодовки, безденежье. Об этом периоде я уже говорил. Потом восемь лет проработал начальником управления образования Тракторозаводского района Челябинска. За эти годы я приобрел колоссальный опыт. У меня очень ответственная должность, и хочется сделать все так, чтобы люди видели результат и верили, что если нас 120 тысяч, то с нами считаются, ведут диалог, принимают наши предложения. И главное – делать свое дело профессионально. Каждое предложение, каждый проект готовят очень ответственные, компетентные люди. В их подготовке участвует моя команда, руководители управлений образования, учреждений, председатели профсоюзных организаций. И я отвечаю в этих документах за каждую строчку.

– С какими организациями вы сотрудничаете?

– С министерствами образования, экономики, финансов, социального развития Челябинской области, с территориальными управлениями, депутатами Законодательного собрания, особенно с Иваном Иоголевичем, с родителями. В этом мы видим свое участие в государственно-общественном управлении. Также мы получаем активную поддержку со стороны управления по делам образования Челябинска по регулированию трудовых отношений.

– Как к вам можно обратиться?

– Схема проста – либо человек обращается со своим вопросом или проблемой к председателю профкома, а он доводит информацию до райкома и обкома. Все решается по звонку, бюрократии нет. Наши двери всегда открыты. Либо второй вариант – человек просто звонит нам по телефону, указанному на сайте. Но я считаю, что пользоваться нашей консультацией должен только член нашего профсоюза. Есть такая поговорка «Кто платит – тот и заказывает музыку». Мы не можем проверить, кто именно нам звонит, поэтому создали электронную базу всех людей, входящих в состав нашего профсоюза. В реестре всего лишь ФИО и место работы. Кстати, мы одни из первых профсоюзов в России внедрили это ноу-хау, и в феврале к нам приедет делегация соседей перенимать этот опыт.

– И все-таки, за счет чего существует профсоюз?

– Имущество профсоюза образуется из вступительных и ежемесячных членских взносов, которые являются основой осуществления его уставной деятельности. Финансовые средства профсоюза являются его единой и неделимой собственностью.

Конференция территориальной организации профсоюза определяет порядок и размер отчислений членских профсоюзных взносов между организациями профсоюза. Расходование денежных средств осуществляется согласно смете профсоюзного бюджета. Основная цель расходования – максимальный возврат полученных взносов в виде различных услуг (юридическая помощь, информационная поддержка, материальная помощь членам профсоюза, содержание специалистов, командировки, приобретение оргтехники, проведение спортивных и культурно-массовых мероприятий, награждение и др.), что отнюдь не означает только раздачу собранных взносов. Профсоюз сплачивает своих членов для решения жизненно важных проблем.

– А материальную помощь своим членам профсоюз может оказать?

– Естественно, если у человека случилась беда, мы можем выделить материальную помощь по личному заявлению и ходатайству первичной профсоюзной организации в пределах сметы и утвержденного максимального размера. В областной организации профсоюза создан целевой заемный фонд. Средства ЦЗФ складываются из денежных средств областной организации и территориальных организаций профсоюза. Из этого фонда мы выделяем членам профсоюза беспроцентные возвратные ссуды на несколько месяцев. Многим необходимо в школу ребенка собрать, купить что-то срочное и так далее. Максимальный размер выделяемой ссуды на сегодняшний день составляет 15 тысяч рублей. Фонд является добровольным вложением денежных средств организации, которая всегда может выйти из фонда и забрать все накопленные деньги.

– Доверяют?

– Конечно, есть те, кто утверждает, что мы деньги прогоняем через банки. Но как накручивать доход на людях, если это беспроцентная ссуда? Фонд создан только для удобства самих профсоюзников, их уверенности в том, что им обязательно помогут.

У студенческих профсоюзов хорошие перспективы

– Будущее профсоюзов – студенты?

– В наш профсоюз входят пять вузов: Южно-Уральский государственный университет, мой родной Челябинский государственный педагогический университет, Челябинский государственный университет, Магнитогорский государственный университет и Магнитогорский государственный технический университет. Так сложилось исторически.

Участие студентов в профсоюзном движении – хорошая школа формирования лидерских, профессиональных качеств и общественной позиции, развития творческих способностей («Весна студенческая», смотры-конкурсы). Несмотря на минимальные взносы от студентов мы понимаем, что это наши дети, наше будущее, и они должны быть с нами. Мы изначально выстраиваем отношения со студентами и учащимися педагогических колледжей как с потенциальными и полноценными членами профсоюза.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления