Из года в год волею Судьбы на свет рождаются дети с различными физическими и психическими недостатками. Помочь им адаптироваться в обществе призваны специальные коррекционные учреждения. О них нам рассказала ведущий специалист отдела общего и коррекционного образования министерства образования и науки Челябинской области Нина Бурмистрова.
– Нина Ивановна, как в целом обстоят дела с коррекционным образованием в Челябинской области?
– В Челябинской области на сегодняшний день создана сеть специальных учебных учреждений восьми видов: для глухих, слабослышаших, слепых, слабовидящих, детей с нарушением речи, опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития и с нарушением интеллекта. Сеть включает в себя школы, детские сады, школы-интернаты, специальные классы в общеобразовательных школах, специальные группы в дошкольных учреждениях, то есть в нашей области присутствуют все виды специальных образовательных учреждений. На сегодняшний день функционирует 48 специальных коррекционных учреждений, в них обучается более 6000 детей и подростков. Кроме того, практикуется обучение на дому. Сейчас, согласно постановлению правительства, должны учить всех, даже таких детей, которым поставлен диагноз «необучаемые». Просто формы и приемы обучения разные: кто-то будет осваивать общую программу, а кто-то – получать элементарные бытовые навыки.
– Как вы считаете, надо ли развивать интегрированное образование?
– Безусловно, сегодня появляется все больше родителей и детей с желанием обучаться в общеобразовательных школах. Это их выбор. Стоит заметить, что многие очень хорошо включаются в интегрированную систему. Большинство, конечно же, пока предпочитает специальные учреждения, там созданы все необходимые условия, в школах-интернатах не только учатся, но и лечатся.
– Какие условия для детей с отклонениями созданы в школах?
– В общеобразовательных школах для таких ребят открыты специальные коррекционные классы. В них обучается более 15 тысяч детей. В основном это дети с небольшими психическими отклонениями. Для них созданы определенные условия: меньшая наполняемость (до 12 детей в классе), медпомощь, предусмотрены часы индивидуальных занятий. Практически на территории всей Челябинской области, кроме Карабаша, имеются такие классы, и их число увеличивается.
– Нужно ли отдавать ребенка с отклонениями в коррекционный детский сад или лучше воспитывать его дома?
– Очень важно как можно в более раннем возрасте выявить патологию у ребенка и оказать коррекционную помощь. Безусловно, эффект будет высоким, если ребенок получает эту помощь с рождения. В нашей области создано 1227 специальных групп, в которых воспитывается более 16 тысяч детей-дошкольников с ограниченными возможностями здоровья. Активно развивается это направление в Копейске, Магнитогорске, Верхнем Уфалее, Сатке и других городах. Мы делаем ставку на раннюю диагностику. Существуют психолого-медико-педагогические комиссии, которые помогают родителям не только выявить патологию, но и консультируют, направляют к специалистам.
К сожалению, не всегда родители стремятся отдать ребенка с ограниченными возможностями здоровья в специальное учреждение. Такие дети обычно долго задерживаются в семье, и это сдерживает их дальнейшее развитие. Поэтому очень важно вовремя получить психолого-медико-педагогическую помощь.
– А много ли ребят обучается на дому уже в школьном возрасте?
– Более 2000 детей. Обучение на дому производится только по показаниям медицинских работников. У нас все дети закреплены за школами, и учителя выезжают к ним на дом. Бывает, что родители просят, чтобы их чадо обучалось дома, и комиссии порой идут им навстречу. Но в последствии, если педагог видит, что ребенок способен учиться в коллективе, его переводят в школу.
– Расскажите о таком типе коррекционных учреждений, как «начальная школа – детский сад»…
– Таких учреждения для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, с нарушением зрения в области три: в Кусинском районе, в Копейске и в Кыштыме. В Челябинске довольно много «начальных школ-детских садов», но все они комбинированного типа, то есть там созданы специальные группы для детей с нарушением зрения и опорно-двигательного аппарата.
– Нина Ивановна, а есть ли некая преемственность между детскими садами и школами коррекционного типа?
– Да, конечно. К примеру, для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата в Челябинске есть детский сад №181 и интернат №4; для детей с нарушением зрения работает детский сад №138 и школа № 127 (которая пока находится на ремонте и дети временно прибывают в интернате №4), для ребят с нарушением слуха – детский сад №470 и две школы-интерната: №12 – для слабослышащих и №10 – для глухих. Также группы для малышей с нарушением слуха есть в детском саду №263. Дети с нарушением речи учатся в школе-интернате №11, а логопедические группы (их 695) существуют во многих дошкольных учреждениях.
– Хорошо. А куда поступают учиться выпускники коррекционных школ?
– К счастью, у нас есть Челябинский государственный университет. Есть дистанционное обучение, то есть получить дальнейшее образование можно.
Отдельно стоит сказать о детях с нарушением развития интеллекта. Наша задача – подготовить их к жизни в обществе. В коррекционных школах они получают трудовые навыки. Девочки, к примеру, осваивают швейное дело, мальчики – столярное, слесарное. После выпуска такие ребята поступают в наши профессиональные училища, но только по профилю трудового обучения. В училищах для них созданы специальные группы. Они трудолюбивы, добросовестны, поэтому их охотно берут на работу. На улице они не выделяются из толпы. И это результат реабилитационной работы.
– Помимо учебы, чем занимаются дети в коррекционных учреждениях? Может, посещают какие-то кружки?
– Кроме обучения, дети занимаются спортом. Огромное значение для воспитанников коррекционных учреждений несет участие в работе спортивных секций и художественных кружков, где они добиваются довольно высоких результатов.
К примеру, спортсмены Троицкой школы-интерната для детей-инвалидов с нарушением зрения на различных соревнованиях завоевали 59 медалей, в том числе 2 золотые медали по легкой атлетике и каратэ на соревнованиях международного уровня параолимпийского спорта. Танцевальный коллектив, единственный в России, где танцуют незрячие дети, является многократным лауреатом многих фестивалей, а художественный руководитель коллектива – лауреатом премии губернатора.
Высоких результатов в спорте добиваются и подростки с нарушением слуха. Воспитанники челябинской школы-интерната №12 в 2007 году завоевали 2 место на чемпионате Европы среди команд по баскетболу, в 2008 году – 1 место на чемпионате Уральского федерального округа по легко-атлетическому кроссу и 1 место – на чемпионате России по баскетболу.
Активно работают спортивные секции в 37 специальных (коррекционных) учреждениях VIII вида (для детей с нарушением интеллекта – прим. автора). Результатом спортивной работы стали победы трех наших воспитанников школ-интернатов в 2007 году на Всемирных специальных летних Олимпийских играх в Шанхае, где ими завоеваны 8 золотых, 2 серебряные и 1 бронзовая медали. Двое учащихся коррекционных школ №60 и №72 включены в сборную России по конькобежному спорту и лыжным гонкам на Всемирные зимние Игры в США в 2009 году.
– Как обстоят дела с финансированием в сфере коррекционного образования?
– В последние годы увеличился объём финансирования и материальной поддержки специального (коррекционного) образования области. В 2008 году в рамках реализации национального проекта «Образование» выделено 3 миллиона рублей на приобретение АРМов учителя во все специальные (коррекционные) учреждения, 600 тысяч рублей на обеспечение учебниками учащихся коррекционных образовательных учреждений. При поддержке правительства Челябинской области осуществляется внедрение информационных и коммуникационных технологий в областную систему коррекционного образования: 58% специальных учреждений имеют компьютерные классы, 90% коррекционных школ подключены к сети Интернет.
В коррекционных школах, школах-интернатах внедряются новейшие технологии обучения. Так, в школе-интернате №10 г. Челябинска, единственной в Уральском регионе для обучения глухих детей, установлено три класса электроакустического верботонального оборудования. Данное учреждение выиграло «Конкурс по отбору субъектов РФ в рамках Федеральной целевой программы «Дети России», подпрограммы «Семья с детьми-инвалидами» на поставку лингводидактических средств обучения на 400 тысяч рублей. Школа-интернат №11 г. Челябинска дважды выигрывала муниципальный грант на развитие инновационной деятельности. Ещё 3 специальных (коррекционных) учреждения №127 и №4 г. Челябинска, №35 г. Магнитогорска в результате конкурсного отбора включены в Федеральную программу «Внедрение новых моделей профессиональной ориентации и профессиональной подготовки детей с ограниченными возможностями здоровья» с объёмом финансирования на сумму 4 миллиона 450 тысяч рублей из федерального бюджета при условии софинансирования на сумму 4 миллиона 365 тысяч рублей из областного бюджета.