Образование Виктор Лившиц, декан факультета сервиса и легкой промышленности ЮУрГУ: «Хочу, чтобы студенты поняли: жизнь – это труд»

Виктор Лившиц, декан факультета сервиса и легкой промышленности ЮУрГУ: «Хочу, чтобы студенты поняли: жизнь – это труд»

«Терпенье и труд все перетрут» – это поговорка про него. Начал работать еще в юности и никак не может остановиться. Дел много. Студенты ждут. А тут еще командировка намечается. Но наша беседа с заведующим кафедрой «машины легкой промышленности и технологии сервиса», деканом факультета сервиса и легкой промышленности Южно-Уральского государственного университета Виктором Лившицем вписалась-таки в его рабочий график.

Как все начиналось

– Вы коренной челябинец?

– Родился в Челябинске в 1947 году. Моя мама – участник обороны Ленинграда, была эвакуирована по Ладоге в 1942 году. Папа эвакуировался из Харькова. После войны они встретились в Челябинске. Так что я – коренной челябинец, в отличие от них. Родных по линии родителей у меня практически не осталось, поскольку мамина родня в Ленинграде умерла. Папина родня с немецкой фамилией была приведена к общему знаменателю...

– Как прошли ваше детство, юность?

– Каких-то особых занятий у меня не было. Послевоенное детство как у всех. После седьмого класса поступил в техникум. Как раз в 1961 году Никита Сергеевич Хрущев ввел одиннадцатилетку, а так как в техникуме надо было учиться четыре года – получалась та же школа. Окончил его с отличием по специальности «автотракторостроение», то есть стал техником-технологом и мог идти работать на тракторный завод, который у нас в районе был главным предприятием.

– Почему решили связать жизнь с техникой?

– Я жил в нынешнем Тракторозаводском районе, а там все работали на ЧТЗ, и мои папа с мамой – тоже. Поэтому все разговоры в семье велись только вокруг него. Это был естественный путь, и я двигался в этом направлении.

– Как прошло ваше студенчество?

– После окончания техникума поступил на автотракторный факультет Челябинского политехнического института на специальность «колесные и гусеничные машины». Я – выпускник кафедры, которую возглавлял покойный Михаил Федорович Балжи, работавший до этого главным конструктором на ЧТЗ, поэтому я по образованию – специалист по проектированию бронетехники. В институте занимался научной работой и остался на родной кафедре, в 1977 году защитил диссертацию. После этого, поскольку преподавательских ставок на кафедре не было, меня перевели на кафедру теории механизмов и машин, где я и работал до 1999 года.

– Чем запомнились студенческие годы?

– Пора очень яркая, жизнь была насыщенной и интересной. Кроме учебы, я занимался общественной работой. В то время во главе многих студенческих дел стояла комсомольская организация. Сначала работал в учебно-воспитательной комиссии автотракторного факультета, потом стал заместителем секретаря комитета комсомола факультета по организационной работе. Так что дел было много. На четвертом курсе, когда вплотную занялся научной деятельностью, постепенно от комсомольской работы отошел.

– Когда поступали в ЮУрГУ, предполагали, что свяжете свою жизнь с университетом?

– Таких конкретных мечтаний не было, но работа в студенческом научном обществе как-то логически подводила к этому. Направление, в котором мы вели исследования в студенческие годы, было интересным, вот я и решил продолжить работу в институте.

От студента к декану

– Переход от студенчества к взрослой жизни был трудным?

– Нет. По той простой причине, что все проблемы к тому времени я привык решать сам. На втором курсе у меня умер папа, и после этого мне приходилось полагаться только на себя. Мой брат младше меня на три года, тогда он еще учился в школе. Надо было маме помогать. Надеяться, что кто-то за меня сделает что-то, было невозможно. Приходилось не только учиться, но и зарабатывать на жизнь. Эта привычка к самостоятельности, которая была привита еще в студенчестве, помогла в дальнейшем. Да и потом на кафедре работали хорошие квалифицированные педагоги, которые нам – молодым преподавателям – очень помогали. И советом, и требовательностью, и личным примером. Процесс перехода в жизнь взрослую, конечно, не был легким, но и непреодолимых трудностей не возникало.

– Начинали с машиностроения, а теперь занимаетесь легкой промышленностью?

– На кафедре теории механизмов и машин мы вместе с деканом механико-технологического вечернего факультета Ханифом Гарифовичем Ибрагимовым с 1991 года начали подготовку механиков по швейному оборудованию. Позднее образовался факультет сервиса и легкой промышленности. И когда возник вопрос по кандидатуре декана нового факультета, ректор Герман Платонович Вяткин вызвал меня и предложил занять этот пост.

– Трудно было руководить новым факультетом?

– На факультете было много разноплановых специальностей, в основном далеких от машиностроения, но непосредственно всеми конкретными специальностями, как вы понимаете, я не занимаюсь, моя задача состоит в том, чтобы подобрать специалистов-профессионалов и создать такие условия для работы, чтобы им хотелось и «моглось» учить студентов.

– Можете сказать, что любите свою работу?

– Работа декана такова, что, если ты ее не любишь, работать не следует вообще. Здесь неизбежно общение с большим количеством людей. Это всегда требует особого настроя и терпения. Не любя, на такой работе долго не продержишься. Я же работаю десять лет.

Немного об искусстве

– Любите посещать художественные выставки?

– На выставках бываю регулярно. С одной стороны, положение обязывает, а с другой – тяга к прекрасному. Очевидно, интуитивная. Назвать конкретных любимых художников не могу. Могу сказать, что мне нравится классическое искусство. Мне по душе русские пейзажисты, их картины близки, понятны, попадают в настроение.

– Ваше понимание красоты?

– Нас в свое время учили, что правильная конструкция та, которая смотрится красиво. Это относится ко всему: к картинам, скульптурам, станкам, танкам, к чему угодно. Если в любой конструкции нет эстетических пропорций, значит, где-то в чертеже ошибка.

Есть воспоминания академика Крылова – это наш известный судостроитель и механик 20-30-х годов. Ему как-то принесли чертеж корпуса судна, он посмотрел и сказал, что сделано неверно. Инженеры еще три недели все пересчитывали, Крылову снова не понравилось, и он сам нарисовал контуры корпуса корабля. Сделали расчеты по этому рисунку, оказалось, именно так и должно было быть. То есть от красоты внешнего вида зависит правильность внутреннего строения. Нас на кафедре гусеничных машин готовили старые специалисты, люди, прошедшие войну. И вот эту мысль, что любая надежная и правильна конструкция – прекрасна, в нас заложили.

О нашем времени

– В чем отличие времен вашего студенчества от дня сегодняшнего?

– Сейчас поток информации намного больше. Нынешнее поколение с детства привыкает впитывать этот огромный поток – я имею в виду тех, кто действительно занимается делом.

– Нынешние студенты, молодежь в целом, сильно отличаются от вашего поколения?

– Само время моей юности было другим, более суровым. И не было такого разброса в материальном положении семей. Советская идеология, может, и неверна была в главных своих принципах, но давала какой-то стержень и дисциплинировала.

Сейчас во главу угла ставится зарабатывание денег, а считать это идеологией и стержнем нельзя. При этом современное ТВ, откуда молодые люди чаще всего черпают информацию, не показывает, что карьера требует огромного труда. Там показывают начало пути и счастливый конец. Человек каким-то образом сразу стал успешным, сразу получает много денег... Что за всем этим стоит колоссальный труд – понятно лишь тем, кто прошел этот путь. Это настораживает.

– Что можете пожелать нынешнему поколению студентов?

– Своим студентам я всегда желаю одного, чтобы они поняли: вся наша дальнейшая жизнь – труд. Тот, кто будет трудиться, к тому и удача придет, и успех, и все остальное.

Декан дома

– Расскажите о своей семье.

– С женой мы познакомились, можно сказать, случайно. Я помогал одному товарищу с кафедры перевозить семью его жены, так мы познакомились с ее старшей сестрой. Вместе уже 32 года. Моя супруга – профессор медицинской академии, доктор медицинских наук. А сын восемь лет назад окончил наш университет, кафедру прикладной математики. Работает в ЮУрГУ, преподает информатику, другие компьютерные науки.

– Дома не обижаются на вашу постоянную занятость?

– У нас вся семья такая занятая, поэтому жаловаться некому. Мы наоборот стараемся помочь друг другу, чтобы все могли в полной мере выполнять свою работу.

– Чем занимаетесь в свободное время?

– Свободного времени, к сожалению, практически нет. Когда-то я занимался макраме, мне это нравилось. Когда начали читать курс по макраме у нас на кафедре, принес свои работы. Их показывают начинающим студентам.

– Правда, что вы увлекаетесь кулинарией?

– Довольно хорошо готовлю. У меня еще в студенческие годы и в первые годы работы в университете подобралась неплохая подборка русской и иностранной литературы, порядка 200-250 различных кулинарных книг, из которых я черпал многие рецепты. К сожалению, в последние годы времени и на это не хватает.

– Любимые блюда?

– Я ем все. (Смеется.)

– Верите в удачу?

– Удачей было, наверное, то, что я стал деканом факультета сервиса. Я смог реализовать те возможности и способности, которые у меня были, но на новом уровне.

– Вам хватает 24 часов в сутках?

– Сколько бы ни было, их все равно не хватит. Поэтому надо организовать свою работу так, чтобы хватало 24 часов.

– Что считаете в жизни главным?

– Делать порученное тебе дело с максимальной эффективностью.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
31
ТОП 5
Мнение
«Экраны и иллюминация тоже ослепляют»: журналист 74.RU вступилась за водителя, которого наказали за гирлянду на машине
Анонимное мнение
Мнение
«Сначала всё убить, а потом передать»: эксперт в сфере ЖКХ — о том, почему за канализацию заплатят сами горожане
Никита Алешкин
представитель Ассоциации управляющих компаний
Мнение
Китайцы разрешают бензин АИ-92 для турбомоторов. Наш журналист считает это опасным популизмом
Анонимное мнение
Мнение
«Черные унитазы и протухшая посуда». Журналистка ушла в клинеры и рассказывает о секретах и ужасах новой работы
Анонимное мнение
Мнение
«Тот самый S.T.A.L.K.E.R. с тупыми болванами». Журналист потратил более 30 часов на игру, которую все ждали 14 лет, — впечатления
Даниил Конин
журналист ИрСити
Рекомендуем
Объявления