Сегодня в рубрике «Лидеры образования» мы представляем вниманию читателей текст в жанре интервью-монолога. Заведующий кафедрой «Экономика и управление проектами» Леонид Александрович Баев от первого лица рассказывает потенциальным абитуриентам о деятельности кафедры, ее выпускниках, возможностях и перспективах карьерного роста, которые открываются перед специалистами, получившими образование на кафедре «Экономика и управление проектами» ЮУрГУ.
Введение
Уже не один раз выпускники нашей кафедры задают мне вопрос о том, почему мы себя не рекламируем. До сих пор я говорил им, что к рекламе отношусь плохо, что это инструмент рыночного продвижения товаров и услуг, далеко не всегда правдивый. «Хорошо, – отвечали мне, – тогда просто расскажите о том, что вы есть, и о том, чему вы учите. Ведь после осмысления полученных на кафедре знаний меняется мировоззрение, а это в дальнейшем позволяет принимать правильные решения и успешно достигать поставленных целей».
Так говорили взрослые люди – выпускники нашей программы «Проектное управление развитием бизнеса». Это заставило меня задуматься. Действительно, информация о том, где можно получить качественное образование, всегда актуальна. Кроме того, в ситуации, когда экономическое образование стало коммерцией, учебные программы с популярными названиями где только ни появляются, и люди, до сих пор массово ориентирующиеся на красивые названия и рекламные слова, клюют на это, что, конечно же, плохо и для тех, кто учится, и для тех, кто действительно учит делу.
Именно поэтому я решил подготовить материал о нас для сайта ChelDiplom.ru. Материал – в форме виртуального круглого стола, с людьми, прямо соприкасающимися с нашей кафедрой, кафедрой «Экономика и управление проектами» факультета «Право и финансы» Южно-Уральского государственного университета.
Прежде чем предоставить слово участникам беседы, было бы полезно дать информацию об объекте разговора – выпускающей кафедре. Однако во имя экономии места и времени и концентрации на главном материал о кафедре мы дали на отдельном сайте… Здесь же только о главном.
Чему мы учим.
Важное замечание: предлагаемый материал нацелен на разум, а не на эмоции, и требует определенного осмысления. Но при принятии решения о том, куда пойти учиться, можно и подумать, не правда ли?
Почему «управление проектами»?
Вынесенные в анонс статьи слова – это не лозунг, а суть проектного управления. Управление проектами – это прикладная наука и сфера профессиональной деятельности, позволяющая правильно ставить цели развития и наилучшим образом достигать их. Как сказал президент нашего университета Герман Платонович Вяткин, вся наша жизнь состоит из проектов, и тот, кто понимает, что это такое, и умеет управлять ими, тот и ошибок делает меньше, и растет быстрее, и достигает большего.
Если же говорить о проектном управлении экономическим развитием, то эта наука системно и прагматично объединяет весь комплекс знаний в области управления, экономики, финансов, маркетинга, информационных и кадровых технологий, логистики и договорных отношений, юриспруденции и налогового планирования. Поскольку, только обладая широким комплексом знаний, можно правильно ставить цели развития и эффективно управлять этим процессом.
Методология проектного управления предельно проста и конкретна: для того, чтобы достигнуть успеха, нужно точно знать три вещи: что мы реально имеем и можем, что мы конкретно хотим и как на базе того, что мы имеем, наиболее эффективно получить то, что хотим. Все это вечные вопросы успешного развития: личного, корпоративного, национального. Наиболее точные ответы на эти вопросы и дает управление проектами. Именно поэтому это профессия на все времена.
Все это правильные, но общие слова, пора перейти к конкретике. Давайте проведем «проектный анализ» сложившейся в стране ситуации и посмотрим, что же нам делать.
Как вы думаете, какая главная задача стоит перед нашей экономикой?
Из газет, телевидения, Интернета следует, что это, конечно же, переход на рельсы инновационного развития и пакет из четырех «И»: инновации, инвестиции, инфраструктура, институты. Именно эти приоритеты были выделены Дмитрием Медведевым в феврале 2008 года на экономическом форуме в Красноярске. Я бы не назвал сказанное конкретным, потому что это общие составляющие развития любой страны. Видимо, поэтому в октябре 2009 года прозвучал термин «модернизация» и были обозначены ее пять основных приоритетов: энергоэффективность, информационные технологии, атомная энергетика, фармацевтика и пенсии. Даже без анализа и комментариев ясно, что это уже конкретно опирается на то, что мы реально имеем.
Осталось лишь выяснить, чего же мы все-таки хотим, какие цели должны ставить и как это сделать.
Надо сказать, что вопрос о том, что мы хотим, тоже вполне понятен – хорошо жить (говоря словами президента – задавать и иметь лучшие стандарты жизни). Более, того, и что для этого нужно делать, тоже общеизвестно, и об этом тоже было сказано: «Для этого нужно радикальное повышение эффективности нашей экономики». То есть необходимо научиться не перераспределять деньги, полученные за счет продажи ресурсов, а создавать на каждую единицу используемых ресурсов большое количество новой, как говорят экономисты, добавленной, стоимости.
Говоря о конкретике решения поставленной задачи, следует учесть, что производительность труда в нашей стране в 3-4 раза ниже, чем в США и ведущих европейских странах. В этой ситуации для того, чтобы догнать их нынешний уровень жизни, скажем, за 10 лет, нам придется повышать производительность труда более чем на 10% каждый год. Таких темпов в нашей истории никогда не было. Печально, но конкретно. Однако другого пути у нас просто нет. Поэтому, с одной стороны, нужно ставить реальные цели, а с другой, – активно работать в нужном направлении.
Каков же главный ресурс в решении поставленной задачи?
Это, безусловно, люди – профессионалы, способные разрабатывать и практически осуществлять проекты создания и развития высокоэффективного бизнеса: малого и крупного, частного и государственного, национального и международного. При этом содержание проектов может быть самое разное. Это и проекты ресурсосбережения и внедрения технологий Lean production, ориентированных на экономную экономику, и организационные проекты внедрения систем сбалансированных показателей BSC, KPI, и прочие активно пропагандируемые различного рода «бизнес-тренерами» низкозатратные организационно-управленческие проекты.
Однако следует понимать, что на старом изношенном оборудовании как ни управляй – далеко не уедешь.
Нужно технологическое обновление собственно производства. Именно поэтому руководство нашей страны поднимает последнее время вопрос о повышении внимания к подготовке технических специалистов. Но при этом следует помнить, что без профессионалов, способных довести технические разработки до эффективной практической реализации, то есть без специалистов по управлению проектами, инновационные решения будут, как и прежде, «пылиться в чертежах», а импортная техника – «ржаветь на складах».
Как бывшие технари, хорошо понимая сказанное, мы еще в прошлом веке прошли конкурсный отбор и обучились проектному управлению по российско-американской программе Минэкономразвития и Всемирного банка «Подготовка преподавателей проект-менеджмента для России». После чего переименовали нашу кафедру и приступили к подготовке специалистов по управлению проектами.
Посмотрите, даже самый поверхностный анализ ситуации с проектных позиций позволил нам обосновать правильность принятого нами направления образования и его высокую актуальность.
Актуальность и универсальность
Важно отметить, что специальность «управление проектами» привлекла нас не только в силу своей высокой актуальности для экономики любой страны. Дело еще и в том, что системный комплекс знаний проект-менеджера позволит нашему выпускнику быть конкурентоспособным и успешным в любом бизнесе: малом и крупном, частном и государственном, социальном и коммерческом, производственном и торговом… Потому что полученные знания позволяют видеть задачи развития в целом и профессионально работать с узкими специалистами. При этом в случае желания или необходимости подготовленный нами специалист может заняться и конкретной функциональной деятельностью: планово-экономической, маркетинговой, финансовой, кадровой.
Практика подтвердила правильность принятого нами решения. Выпускники кафедры успешно работают и карьерно растут в совершенно разных областях управления, экономики и финансов, разрабатывая и реализуя инвестиционные, инновационные, социальные, организационные, антикризисные и другие проекты. Создают и развивают собственный бизнес. Справедливости ради следует сказать, что не всегда им удается сразу устроиться прямо по специальности, даже тем, кто хорошо учился. В последнем случае это, как правило, объясняется недостаточно высоким уровнем квалификации российских работодателей и недостаточным развитием самого бизнеса. Но и здесь время работает на нас, поскольку развитие необратимо.
Как мы учим
Последовательно занимаясь проектным управлением более 15 лет, мы разработали и практически реализовали непрерывную систему подготовки специалистов международного уровня, общая схема которой приведена на рисунке.
Первое знакомство – не слово, а дело
Образовательный процесс начинается с открытого чемпионата по проектному управлению среди школьников, участвуя в котором, школьники обучаются, а также разрабатывают и защищают свои проекты. Основная задача чемпионата – на деле показать школьникам, что такое управление проектами, а также кто, чему и как учит студентов нашей кафедры. (Информация о чемпионате размещена здесь).
Проектный фундамент
Следующий шаг – это бакалавриат. Выбирая направления бакалавриата, мы остановились на базовых и наиболее универсальных: «Экономика» и «Менеджмент». При разработке учебных программ нам пришлось немало потрудиться, чтобы сделать их действительно универсальными. Дело в том, что в «стандартном подходе», в рамках специальных и профильных дисциплин, программа экономического бакалавриата не должна включать управленческие дисциплины, а программа управленческого бакалавриата – экономические. Конечно, это более чем странно. Ведь это все равно что одних медиков учить диагностике, не рассказывая, как лечить, а других – учить лечить без постановки диагноза. Пример, конечно, утрированный, но очень похожий на нашу ситуацию. Все это издержки бюрократизации образования. Слава Богу, в учебно-методическом управлении нашего университета работают грамотные и понимающие специалисты, поэтому совместными усилиями нам удалось разработать программы, где об объекте управления рассказывается все, что действительно необходимо знать экономисту-управленцу. Таким образом, окончивший бакалавриат выпускник нашей кафедры будет обладать фундаментальными базовыми знаниями в области всего комплекса экономико-управленческих дисциплин, необходимых для успешной работы в любой области экономики, управления и финансов. Однако чтобы быть успешным в реальной практике и реальной науке, выпускник вуза должен научиться решать реальные практические задачи. Именно реальные и именно практические.
Не только критерий истины, но и основа успеха
Для достижения этой цели мы реализуем следующий этап непрерывного образования. Его основой является годовая программа профессиональной переподготовки «Проектное управление развитием бизнеса». Реализация программы осуществляется созданным на базе нашей кафедры региональным центром профессиональной переподготовки управленческих кадров. Здесь сформированные из студентов и практиков бизнеса проектные команды, поэтапно обучаясь, поэтапно же разрабатывают и защищают реальные проекты развития предприятий и организаций. Совместная работа в единых командах студентов и практиков полезна обеим сторонам: практики получают грамотных помощников и видят полезность экономических знаний, а студенты, работая с реальными задачами, понимают, что не зря учились и многое могут. В такой связке, всего за год, проходящие переподготовку производственники получают настоящее экономическое образование, а продолжающие обучение студенты – бесценный практический опыт и предложения о трудоустройстве.
Эта программа работает у нас уже восемь лет. Выпущено более 300 специалистов. Подготовлено около сотни реальных проектов, треть из которых реализованы. В период реорганизации российской энергетики в центре обучалась группа из 23 ведущих специалистов ОАО «Челябэнерго», которые разрабатывали проекты дальнейшего развития своих предприятий. Такую же задачу решали в процессе обучения специалисты ОАО «Электромашина». Ведущие специалисты Сбербанка, обучаясь у нас, разрабатывали проекты развития банковской системы, информационных и финансовых технологий. Руководители и специалисты саткинского комбината «Магнезит» и Миасского машзавода создавали проекты технологического обновления и создания новых производств на своих предприятиях. Описание проектов, разработанных в процессе совместного обучения в нашем Центре студентов и практиков, выходит далеко за рамки этого материала. Отмечу лишь, что эффективность технологии обучения и востребованность результатов этой программы подтверждены практикой. Мы считаем, что для становления управленца-профессионала прохождение такой программы не просто целесообразно, а необходимо. Именно она является главным звеном системы нашего непрерывного образования.
«Настоящее» высшее…
Получив государственный диплом о профессиональной переподготовке, специалист с высшим образованием получает юридическое право профессиональной работы в области экономики и управления. Однако большинство производственников изъявляют желание получить еще и «настоящее» второе высшее образование. До перехода на двухуровневую систему мы доучивали их еще год, и они получали желаемое.
С переходом на двухуровневую систему высшего образования желающие смогут продолжить обучение в магистратуре, как российской, так и американской. При этом при определенных усилиях возможно получение двух магистерских дипломов. Договор о совместной разработке программы «Мастер деловых коммуникаций», с концентрацией (специализацией) «управление проектами» между ЮУрГУ и Университетом Кларка (Вустер, штат Массачусетс, США) уже заключен. Соответствующая учебная программа нами разработана. Важно отметить, что вместо традиционной схемы работы Университета Кларка, обучающего европейцев и россиян по стандартным американским программам, наши магистры будут учиться по специальной программе, погружающей обучаемых не только в международные бизнес-коммуникации, но и в экономико-управленческую практику российского и международного управления проектами. Это решение было принято в результате ознакомления американцев с проектами, разработанными нашими студентами, после англоязычной презентации и защиты одного из них.
Последний экзамен
Ну и наконец, последний шаг в становлении и формализации проект-менеджера профессионала – подготовка и сдача экзамена на получение сертификата Project Management Professional (РМР). Соответствующую сертификацию осуществляет ведущий в мире институт по проектному управлению Project Management Institute (США). Сертификат РМР как официальное подтверждение высокого профессионального уровня признается более чем в 120 странах мира, в которых сейчас работает около 240 000 сертифицированных профессионалов. В России в настоящее время таковых около 300. Однако уже в этом году их число возрастет за счет челябинцев. Лицензия на право подготовки к сдаче такого экзамена нами получена, и первая группа на обучение практически сформирована. Думаю, что наличие таких специалистов окажет положительное воздействие как на развитие, так и на инвестиционную привлекательность нашей области.
Ну вот, пожалуй, и все, что следовало бы рассказать о том, как и чему учит своих студентов кафедра «Экономика и управление проектами» факультета «Право и финансы» Южно-Уральского государственного университета.
P. S. Дал почитать подготовленный материал коллегам и получил подтверждение того, что он действительно нацелен на разум, а не на эмоции. Однако, сказали они, читать-то его главным образом будут школьники, и тут без эмоций и «завлекалок» не обойтись. Ну, что же...
«Завлекалки» и эмоции
Но сначала – все-таки о кафедре:
Ну вот, теперь и с эмоциями все.
Увы! На заявленный круглый стол места и не хватило.
Но! В любой ситуации можно найти решение. Материалы круглого стола с нашими выпускниками, студентами и их родителями читайте здесь.
пр. Ленина, 85 (второй корпус ЮУрГУ), каб. 268/2, 260/2;
тел./факс: (351) 267– 93-84;
тел.: (351) 267-95-13;
e-mail: dns@susu.ac.ru.