Слова «бакалавриат» и «магистратура» мы произносим уже без запинки. Но они пока вызывают довольно много вопросов. Например, есть ли разница между специалистами‚ бакалаврами и магистрами? Но наиболее важным для тех, кто уже окончил университет или станет бакалавром через два-три года, становится вопрос: а стоит ли поступать в магистратуру, что она дает? О том, какую роль в будущей карьере выпускника вуза играет магистратура, кто может стать магистром и как выбрать магистерскую программу, мы решили спросить проректора по учебной работе ЮУрГУ Илью Валерьевича Чуманова.
– Начать разговор хочется с разъяснения самого понятия «магистр».
– Тогда начну с вопроса: что общего между военначальником в древнеримской коннице, званием придворного в Византии, главой духовно-рыцарского католического ордена и преподавателем так называемых свободных искусств в средневековой западной Европе? При всем несходстве сфер деятельности и выполняемых функций, людей, занимавших эти социальные позиции, во все времена именовали одинаково – magister, что буквально означает «начальник», «наставник» и даже «учитель».
В Древнем Риме магистрами называли важных должностных лиц. В Византии «магистр» – высший титул служебной знати. В Средневековье «магистр» – особое звание, которое носил учитель «семи свободных искусств». В более позднее время «магистр» – это низшая по сравнению с докторской ученая степень на философских факультетах западноевропейских университетов. Затем постепенно магистрами стали называть выпускников образовательных программ самого высокого уровня.
В современной системе высшего образования США и Великобритании степень магистра занимает промежуточное положение между бакалавром и доктором наук. В этих странах широкое распространение получили магистерские программы по деловому администрированию, которые готовят людей к деятельности на высших руководящих должностях. Кстати‚ не везде значения слов «бакалавр» и «магистр» понимают одинаково. В отдельных странах, например, магистр сегодня сродни российскому профессору.
– Но в России слово «магистр» только-только входит в лексикон?
– Совсем нет, оно не чуждо и России. До революции именно эта ученая степень присуждалась по университетским специальностям (кроме медицины) всем, кто успешно сдал выпускной экзамен и защитил диссертацию. На русский язык это слово переводится как «мастер своего дела».
В России ученая степень магистра была введена наряду со степенями кандидата и доктора наук императорским указом в 1803 году. Лица, получившие степень магистра, имели право заведовать кафедрой. В 1884 году была отменена степень кандидата наук и до 1917 года в России присуждались только две ученые степени – магистра и доктора наук.
Степень магистра в России имела весьма высокий научный статус. Магистры получали такие же академические знаки как и доктора наук, только серебряные, а не золотые. Магистерские диссертации имели характер серьезных научных трудов, многие из них послужили основой новых научных направлений.
– Чем продиктовано возвращение магистратуры в вузовскую систему современной России?
– Введением в России в 90-е годы многоступенчатости университетского образования, открытостью образовательного пространства, возможностью получить высшее образование за рубежом, потребностью в признании российских документов об образовании и, наконец, необходимостью согласовать собственную образовательную систему с такими же системами в Европе и Северной Америке.
Для обозначения ступеней понадобились термины, и слова «магистратура», «магистрант», «магистр» вновь вошли в наш обиход, хотя до сих пор мало о чем говорят абитуриентам.
Та роль, которую в последние годы стали играть научные исследования на производстве, в экономике, других сферах жизни, а также усилившаяся потребность в подготовке преподавательских кадров для вузов определили необходимость для ведущих университетов нашей страны начать подготовку людей для этой работы не после, а в процессе получения высшего образования. Студента, который готовится к такой деятельности, стали именовать магистрантом (по той же словообразовательной модели, что и аспирант). Сама же ступень высшего образования, на которой ведется подготовка научных и научно-педагогических кадров, получила название «магистратура».
– Однако сегодня «магистр» уже не является обозначением ученой степени?
– В структуре современного российского высшего образования степень магистра следует за степенью бакалавра и предшествует степени кандидата наук. Степень магистра является не ученой, а академической – она отражает прежде всего образовательный уровень выпускника высшей школы и свидетельствует о наличии у него умений и навыков, присущих исследователю, аналитику или начинающему научному работнику.
Эта степень присваивается лицу, освоившему конкретную профессионально-образовательную программу по соответствующему направлению высшего профессионального образования. Защита магистерской диссертации и сдача Государственного экзамена происходят публично на заседании Государственной аттестационной комиссии.
– К чему готов выпускник магистратуры?
– Магистр готов ко многому: к научно-исследовательской деятельности; к самостоятельному решению задач, определенных программой специализированной подготовки; к проведению отдельных видов педагогической деятельности (при освоении дополнительной психолого-педагогической программы); к продолжению обучения в аспирантуре и многим другим видам профессиональной деятельности. Необходимо подчеркнуть, что специалист, обладающий магистерской степенью, должен быть широко эрудирован, владеть методологией научного творчества, современными информационными технологиями, методами получения, обработки и использования научной информации.
– И так ли важно поступать сегодня на магистерские программы?
– Как показывает зарубежный опыт управления, диплом бакалавра предоставляет обладателю право занимать руководящие должности низшего и среднего управленческого уровня, а диплом магистра открывает доступ к высшему административному уровню (более 70% топ-менеджеров в Европе и США имеют степень «магистр»). Мы идем этим же путем. Поэтому степень магистра предусматривает более глубокое освоение теории по выбранному профилю и подготовку студента к научно-исследовательской и педагогической деятельности по выбранному направлению.
Эта степень, полученная в российских вузах, признается во всех странах мира без подтверждения и дает возможность перевода из вуза в вуз, также она признается зарубежными работодателями. Согласитесь, неплохой выход на мировую арену. Если говорить о преподавательской деятельности, то эта степень также имеет больше привилегий по сравнению со степенью бакалавра.
– Всем ли открыта дорога в магистратуру?
– Поступить в магистратуру может любой человек, гражданин России или иностранного государства, имеющий высшее образование (бакалавр, магистр, дипломированный специалист, инженер), причем нет ограничений, связанных с предыдущим профилем образования – например, технический специалист может поступить на экономическое или правовое (юриспруденция) направление магистерской подготовки. То есть в магистратуре вы можете углубить знания по своей первой профессии, а можете получить другую профессию, которая существенно укрепит ваши позиции на рынке труда.
А чтобы поступить в магистратуру, нужно лишь пройти «вступительные контрольные испытания». Это может быть не только экзамен, но и тестирование, и даже собеседование.
– В каких областях можно получить степень магистра в вашем университете?
– При поступлении в магистратуру ЮУрГУ студентам предлагается почти сотня магистерских программ. Чего здесь только нет: можно удовлетворить любой, причем самый взыскательный научный интерес (см. официальный сайт университета).
Сегодня магистерские программы открыты лишь в четырех вузах Челябинска, научный и преподавательский потенциал которых оказался к этому готов. В их числе, конечно же, Южно-Уральский государственный университет, которому присвоена категория «Национальный исследовательский университет». В настоящее время в России присуждается 45 магистерских степеней, 16 из которых можно получить в ЮУрГУ.
– Сколько лет нужно учиться в магистратуре, и как протекает процесс обучения?
– Общая подготовка магистра длится шесть лет и состоит из двух самостоятельных программ: четырех-пятилетнего обучения бакалавра и двух-трехлетней специализированной подготовки магистранта, предполагающей научно-исследовательскую и (или) научно-педагогическую деятельность. Магистратура, как правило, соответствует пятому-шестому годам обучения в вузе.
Подготовка в магистратуре осуществляется очно или заочно, то есть возможно обучение без отрыва от работы. Именно такую форму обучения предложил в этом году ЮУрГУ по направлениям «экономика», «психология», «юриспруденция», «менеджмент» (на бюджетной и контрактной основе). Вообще-то обучение в магистратуре не рассматривается как получение второго образования и финансируется из федерального бюджета. Но только в том случае, если вы делаете это впервые. Все другие варианты предполагают обучение на платной основе.
Сама программа обучения имеет две (примерно равные по объему) составляющие – образовательную и научно-исследовательскую. В рамках первой студент изучает дополнительные главы естественнонаучных и гуманитарных дисциплин, ориентированные на углубление профессионального образования. В рамках второй выполняет научно-исследовательскую работу под руководством научного руководителя и согласно индивидуальному плану.
Венцом обучения в магистратуре служит публичная защита диссертации, а также сдача выпускных экзаменов. Причем, эти экзамены могут быть засчитаны в качестве вступительных при приеме в аспирантуру.
– Есть ли какие-то особенности обучения магистрантов в ЮУрГУ?
– У нас обеспечена преемственность бакалавриата (или специалитета), магистратуры и аспирантуры. Магистратура служит своеобразным инкубатором для выращивания молодых инициативных ученых, научно-педагогических кадров как для ЮУрГУ, так и для других вузов региона. Создана также система поддержки магистрантов для участия в программах международной академической мобильности, в том числе качественная подготовка по иностранным языкам.
Подготовка магистров в нашем университете в первую очередь сориентирована на потенциального работодателя. Выпускники магистратуры должны формировать высшую структуру управления производством уральского региона. Поэтому профессиональная подготовка магистров в нашем университете учитывает изменяющиеся запросы работодателя и общества в целом. Наш выпускник готов к созданию, развитию, разработке новых научных направлений, инновационной деятельности на производстве, к получению и обработке результатов при проведении производственных экспериментов.
– Вероятно это предполагает индивидуальный подход к подготовке будущих специалистов топ-уровня?
– Весь учебный процесс осуществляется по индивидуальным образовательным траекториям под непосредственным руководством ведущих профессоров университета и в тесном сотрудничестве с представителями крупнейших организаций сферы деятельности, выбранной магистрантом, а также с учетом планов трудоустройства после окончания обучения. Такой подход позволяет нашим магистрантам получить степень в области, тематически не связанной с предыдущим направлением на бакалавриате или с прежней специализацией.
Есть возможность содержание и методы обучения привязать к конкретным видам практической деятельности, а также значительно расширить профессиональную сферу деятельности будущего магистра. Для магистрантов, обучающихся заочно, мы создаем все условия для исследовательской работы по проблемам, возникающим в их практической деятельности. А использование дистанционных образовательных технологий при осуществлении заочной формы обучения позволяет магистранту оперативно получать консультации у научного руководителя.
Все подробности о поступлении и обучении в магистратуре ЮУрГУ, а также о магистерских программах можно получить здесь.
454080, г. Челябинск, пр. им. В.И. Ленина 76,
справочная служба ЮУрГУ: (351) 267-99-00;
приемная комиссия: (351) 267-94-52
E-mail: Написать письмо