В каждой школе День учителя отмечают по-разному. Чаще всего 5 октября ученики сами занимают место своих учителей на День самоуправления, преподносят своим педагогам цветы и подарки, организуют праздничные концерты.
В этом году празднование Дня учителя для учащихся 10Б класса гимназии №63 завершилось весьма необычно — открытым уроком, проведенным министром образования и науки Челябинской области Александром Кузнецовым.
Перед началом урока министр пообещал, что никого к доске вызывать не будет, и надеется, что предложенная им форма беседы будет успешно реализована. Беседа действительно состоялась, была динамичной и во многом познавательной. Однако все же некоторые вопросы Александра Кузнецова, обращенные к аудитории, застали школьников врасплох.
Обсуждение предложенной темы («Общество как форма совместной жизнедеятельности людей. Роль учителя в становлении общества») министр начал с того, что вспомнил истоки праздника, который справляют в нашей стране уже 45 лет. Стоит отметить, что Александр Кузнецов по профессии преподаватель истории и обществоведения, имеющий более чем двадцатилетний педагогический стаж, так что заявленная тема была ему близка.
Для того, чтобы наглядно показать школьникам, какое место занимает учитель в обществе, министр обратился к статистике. На примере населения Челябинской области он вместе с аудиторией совершил подсчеты, которые доказали, что 25% от всего населения составляют люди, занятые в системе образования. Здесь Кузнецов также отметил, что наша область почти в три раза превышает общероссийский уровень по количеству студентов: если в России в среднем на 10 тысяч населения приходится 540 студентов, то в Челябинской области 555.
Рассказывая о роли школы в жизни общества, Кузнецов объяснил, что «то, что мы хотим получить в будущем обществе, должно быть сначала смоделировано внутри школы». То есть демократическая модель общества формируется еще в школе, ведь через систему образования проходят все поколения, и поэтому так велика роль образовательного пространства.
Министр отметил, что в последнее время наметился вектор на демократизацию жизни любого образовательного учреждения. В качестве примера Александр Кузнецов обратился к собственному жизненному опыту и рассказал школьникам о своей работе в качестве директора школы. В частности он указал на статью первого Закона об образовании, отмечавшую демократичность системы образования и автономность образовательных учреждений. Эта же статья, кстати, будет и в новом Законе об образовании, который должен быть принят в скором времени.
Говоря о том, что школа должна задавать вектор развития будущего, министр и здесь подчеркнул особую роль учителя. По мнению Александра Кузнецова, будущее создается идеями и нестандартными решениями именно учителей. Учителя должны выступать носителями идеологии будущего, а не прошедшего дня.
Среди вопросов, которые поставили десятиклассников в тупик, были и касающиеся конкретных исторических дат (когда было впервые принято решение праздновать День учителя?), и философских проблем (что первично: материя или сознание?), и знание статистических данных и исследований.
Однако оживленная дискуссия завязалась тогда, когда ученикам был задан вопрос о том, кто, на их взгляд, в большей степени оказывает влияние на их мировоззрение. Оказалось, что, по мнению школьников, они развиваются за счет общения друг с другом и возникающей во время этого общения конкуренции. «Вы сейчас доказываете, что вам взрослые не нужны», — пошутил Александр Кузнецов. Министр напомнил старшеклассникам «Отцов и детей» И. С. Тургенева и объяснил, что хотя дети и проводят большее количество времени со своими сверстниками, но модели поведения все-таки формируют родители, то есть взрослые. И именно конфликт с их мировоззрением становится посылом, выстраивающим новую жизнь.
Говоря о том, что условия, в которых живут дети, создают взрослые, Кузнецов отметил, что такие люди должны быть профессионалами. И в этом ключе министр сравнил профессию учителя с профессией менеджера. По словам министра, учитель — это конструктор общественных отношений, который создает классный коллектив, где формируется личность ученика.
«Роль учителя в формировании общественных отношений велика не только по тому, что велико количество людей, задействованных в сфере образования, — пояснил Кузнецов. — Учителем может быть каждый, и не обязательно иметь запись в трудовой книжке с такой должностью». Иллюстрируя эту мысль, Александр Кузнецов вспомнил случай из жизни, рассказанный ему одним знакомым. В школе работала уборщицей некая бабушка, которая в силу возраста однажды уже не смогла справляться со своими обязанностями. Было принято решение дать ей другую должность — вахтера. Самое любопытное было то, что помимо своих прямых обязанностей она выполняла еще и обязанности педагога дополнительного образования. Выходило это не нарочно: просто все опоздавшие ученики, которых не пускали в класс, садились на вахте и под руководством этой бабушки вязали разные поделки.
«Так что учителем может быть каждый, — подвел итог открытого урока Александр Кузнецов, — у каждого что-то получается лучше, чем у других, и этим можно поделиться. Вы когда-нибудь встанете в роль учителя хотя бы по отношению к собственному ребенку. И от ваших усилий и стараний выполнить эту роль как можно более качественно будет зависеть будущая жизнь всего общества. Уже сегодня вы формируете не только собственную жизнь, но жизнь будущих поколений».
В завершении беседы десятиклассники смогли задать министру образования волнующие их вопросы. Как оказалось, ребят интересовало, на каком месте по уровню предоставления образования находится Челябинская область, существует ли такое государство, где совпадают права людей и закон, и другие. Одним из самых популярных вопросов, ответ на который хотели бы получить многие, оказался вопрос о самых престижных и востребованных для поколения сегодняшних выпускников профессий. Александр Кузнецов посоветовал десятиклассникам выбрать профессии учителя и врача, добавив, что в скором времени профессия учителя станет одной из высокооплачиваемых.
В честь праздника Дня учителя учащиеся гимназии №63 вручили Александру Кузнецову подарочный экземпляр книги о Челябинской области и большую корзину фруктов, поблагодарив его за интересный урок.
Открытый урок действительно вызвал у учеников множество эмоций и впечатлений, которыми они готовы были поделиться.
«Узнал для себя много интересного, особенно о профессии учителя, — рассказывает Андрей Абрамовский. — Теперь для меня это не просто предметник, а личность со своими взглядами, идеями, человек, который проводит нас в общество. Урок Александр Игоревич провел очень интересно, он открытый человек. Он не боялся с нами беседовать. Я первый раз общаюсь с министром образования, так что мне понравилось».
«Я не ожидал, что будет такой интересный урок. Это было захватывающе. Мы смогли пообщаться с чиновником такого высокого ранга, и это оказалось так просто! Немного обескуражили некоторые вопросы, про статистику например» — добавляет Илья Теплицкий.
«Я волновалась, — признается Аня Шикова, — все-таки министр. И ожидала больше политики, но оказалось все очень интересно и объяснено понятно. Меня тоже заставили поволноваться вопросы об исторических событиях, датах, статистике. Тогда чувствовала себя, как будто отвечаю на оценку!»
Но волновались не только ученики. Их учителя переживали не меньше. Вера Краева, учитель высшей категории, классный руководитель 10Б класса, рассказала, что ее ученики уже успели попробовать себя в роли преподавателей в День самоуправления и сделали вывод, что это очень сложная профессия. «К открытому уроку мы никак специально не готовились, — признается Вера Семеновна, — дети умные: из 25 учеников 18 –ударники, четверо идут на золотую медаль, многие участвуют в самоуправлении. Они всегда всем интересуются, не стесняются и умеют задавать вопросы. К тому же во время открытого урока были затронуты актуальные вопросы, и им действительно было интересно участвовать в беседе».