Образование

Искусство выживания

Детские школы искусств Челябинской области просят о помощи. Дети вынуждены играть на безнадежно изношенных музыкальных инструментах, заниматься в зданиях, нуждающихся в капремонтах. При этом количество учеников с каждым годом становится все меньше. Об этих проблемах шла речь на августовском совещании работников министерства культуры Челябинской области.

Система дополнительного художественного образования в Челябинской области отвечает самым взыскательным требованиям. В школах искусств сохранилось обучение академическому вокалу, игре на скрипке, домре, баяне, аккордеоне, ученики завоевывают первые места на международных конкурсах. Но количество желающих учиться в школах искусств заметно сокращается, особенно в Аргаяшском и Кунашакском районах, Копейске и Челябинске.

Перед детскими школами искусств поставлена задача всеми способами увеличить набор учащихся. Правительством России установлена планка занять к 2020 году художественным и спортивным допобразованием 70% детей. Сейчас в школах искусств занимается 12% школьников, в Челябинской области этот показатель немного выше – 13,4%. Директор Красноармейской детской школы искусств Марина Дмитриева уверена, что без художественно-эстетического образования невозможно воспитать разносторонне развитую личность: «Мы не ставим задачу воспитать всех музыкантами, танцорами или художниками. Но человек, не соприкоснувшись с искусством, музыкой, беден духовно. Развитие должно быть многосторонним и многогранным, наша цель – чтобы ребенок после окончания школы мог реализовать себя в любой сфере, чтобы он был творческим, умел доводить дело до конца. Родителям важно, чтобы их ребенок вырос добрым, воспитанным, вежливым, внимательным. Мы им в этом помогаем».

По словам министра культуры региона Алексея Бетехтина, степень изношенности музыкальных инструментов в школах искусств подошла к критической. С этим столкнулись, например в Кусе. Директор кусинской школы искусств Наталья Стафеева давно мечтает о рояле: «Нашей школе 22 года, в ней учится свыше 160 человек, есть три отделения – музыкальное, художественное и хореографическое. Проблема в том, что районный бюджет не позволяет выделять нам дополнительные средства, а нам очень не хватает музыкальных инструментов, например рояля. В школе есть очень перспективные ребята, которые участвуют в разных конкурсах, но играют на рояле они только тогда, когда мы приезжаем в другие города – Миасс, Челябинск. Он дорогой, стоит около миллиона рублей, поэтому купить его очень непросто для нас».

В Челябинской области на 2013 год разработана областная целевая программа по оснащению музыкальными инструментами школы искусств. Она позволит хоть как-то обновить материально-техническую базу образовательных заведений.

На протяжении ряда лет министерство культуры решает проблему сохранения в школах академического исполнительского направления. Также заместитель министра культуры региона Наталья Диская привела некоторые факты из этой области. «Сегодня наметилась устойчивая тенденция к увеличению количества учащихся по классам скрипки, домры, балалайки. Сокращение обучающихся по классу баяна в 2011 году составило всего 6 человек. В то время как с 2007 по 2010 годы – 186 человек».

Школы искусств сами придумывают различные способы привлечения учеников. Так, в красноармейской школе искусств взялись за воспитание даже самых маленьких: там созданы группы для детей от 3 до 6 лет. По словам директора Марины Дмитриевой, такие группы очень востребованы. Как правило, после обучения в них дети продолжают заниматься, но уже по более серьезным программам. В саткинской школе искусств №2 тоже ищут разные способы привлечь детей к игре на народных инструментах. Для этого в школе создан шумовой оркестр, ансамбль гусляров, разыгрываются сказки. Пример подают и преподаватели: объединившись в ансамбль «Сударыня», они выступают на различных городских торжествах.

Как и в общей системе образования, в министерстве культуры главная проблема – низкая заработная плата у сотрудников школ искусств. Как было отмечено на совещании, с 2013 года увеличится сумма премий и поощрений одаренным детям и их наставникам. А, значит, это может послужить неплохим стимулом при подготовке юных дарований на всевозможные мероприятия, фестивали и конкурсы.

Карина ЗАМЯТИНА
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Гость
войти
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления