Представители Российской православной церкви выступили за введение урока «Основы религиозных культур и светской этики» в основной и старшей школе. Пока этот предмет в обязательном порядке изучают четвероклассники. Несмотря на многочисленные споры, ученики и их родители пока довольны программой.
Курс рассчитан на 34 урока и включает в себя шесть самостоятельных модулей: основы православной, иудейской, исламской, буддистской культур, основы мировых религиозных культур, основы светской этики. Запись ребенка на изучение определенного модуля проводилась только с согласия родителей. Перед началом учебного года в Челябинской области из 35 970 будущих учеников четвертых классов 57% выбрали для изучения модуль «Основы светской этики»; 25,7% – «Основы мировых религиозных культур»; 16,3% – «Основы православной культуры». 1% родителей четвероклассников остановились на модуле «Основы исламской культуры», 0,93% выбрали «Основы иудейской культуры» и 0,03% – изучение буддизма.
Представители Русской православной церкви очень активно взялись за агитацию «Основ православной культуры». «На наши родительские собрания приходили батюшки и представители мусульманской культуры. Но не все оказались довольны общением с ними, – говорит мама четвероклассника Валентина Загвоздина. – Один батюшка начал просто пугать нас, говорить, что если мы не будем верить, то все утонем в пороках, попадем в ад и все прочее. Его пропаганда была такой явной, что получила обратный эффект. Большинство родителей в классе моего ребенка выбрали «Основы светской этики». Я довольна, сын знает наизусть гимн страны, историю».
Доктор исторических наук Сергей Боталов считает, что такая программа в школе необходима. «Другое дело, с каким креном она будет преподаваться, – предостерегает профессор. – Если это будет с нажимом, как слово божие в имперском понимании, то эффекта не будет. Мы знаем, что ортодоксальность православной церкви очень сильная, и в этом есть определенная опасность. Обязательно должна четко прослеживаться местная специфика нашего уральского православия, с упоминанием об иноверцах и о большой теме раскольников, потому что на Урале она сильно звучит исторически. Важно, насколько корректно и порционно будет даваться мусульманская культура местного населения».
Директор Института гуманитарного образования ЧелГУ Марина Загидуллина уверена, что такой курс полезен, но при условии грамотного преподавания: «Все будет зависеть от конкретных людей, которые воплощают проект. Если не будет личностной культуры, своей собственной эстетичности, то получится ерунда. Это, конечно, и в преподавании литературы или истории. Но здесь особенно тонко и трудно, потому что работать в нашем регионе, где много лиц мусульманской конфессии, непросто».
Во время дискуссии о необходимости курса «Основ религиозных культур и светской этики» большие вопросы возникали по проводу возраста детей, которым предстоит первыми освоить программу. По мнению Марины Загидуллиной, четвертый класс вполне может справиться с таким курсом: «Конечно, мотивы понятны, авторы проекта сразу пытаются попасть в ментальность, но в 11 лет это уже взрослый ребенок. Если в первом классе можно подмять под себя, то в четвертом личность сформирована. В рамках этого курса можно выстроить грамотные культурные маршруты, вовлечь детей, не ломая их мышление и сохраняя свободу совести».
«Я считаю этот модуль самым оптимальным, – говорит мама четвероклассника Светлана Рыжова. – Ребенок получит представление обо всех религиях и сам сможет в будущем выбрать ту, которая ему близка. Лично я атеистка, но считаю, что религии нужно знать для того, чтобы понимать искусство, быть разносторонне развитым человеком. Я рада, что в школе появились эти уроки».
Большинство родителей учеников челябинской прогимназии №133 выбрали основы мировых религиозных культур. Учитель начальных классов Наталья Черепанова видит большой интерес у детей. «Я веду курс «Основы мировых религиозных культур». Недавно ко мне подошел мальчик, рассказал, что он ездил с родителями в Китай и попросил рассказать подробнее о китайских храмах».
Педагоги начальных классов прогимназии прошли специальную подготовку. Елена Веселовская и вовсе когда-то учила на дому детей священнослужителя. «Уроки строятся на беседе. Дети проявляют большой интерес, – делится впечатлениями учитель. – Например, мы проходили тему «Христос и его крест», она сложная, потому что не просто объяснять, что крест – это не только атрибут православия, что любой человек несет свой крест. Вы знаете, дети это поняли. Они постоянно приносят на уроки дополнительную литературу, Библии, с удовольствием иллюстрации рассматривают. В свой урок я даже включаю музыкальные записи. Слушали молитву «Отче наш» в исполнении мужского хора, на детей она произвела сильное впечатление».
По словам Елены Веселовской, проблема была в том, что модули родителям приходилось выбирать, когда еще не было учебников. «Сложно было на пальцах объяснить программу, – поясняет педагог. – На мой взгляд, учебник по православной культуре примитивен даже для начальных классов. Такое ощущение, что он рассчитан на детсадовца. Дети обращают внимание на такие тонкости, которые упустил автор учебника. Например, на одной иллюстрации девочка в храме держит свечу, но стоит без платка. Дети сразу это подметили».
Новый предмет «Основы религиозных культур и светской этики» ввели в школах, сократив часы на литературное чтение. Кроме того, несколько лет назад из программы начальных классов «ушла» история. По мнению заведующего кафедрой общественных дисциплин ЧИППКРО Вячеслава Кузнецова, новый курс вполне мог уместиться в рамках двух этих предметов.
Тем не менее эксперимент по введению нового урока продолжается. Не исключено, что этот курс станет обязательным вплоть до 11 класса. Представители РПЦ уже заявили о необходимости подготовки методической и учебной литературы по этому предмету для подростков.