В России может появиться единый учебник истории. Идею его создания уже поддержал глава государства Владимир Путин. Но идея разработки подобной книги для школьников не нова: в марте 1943 года генсек Иосиф Сталин лично принимал участие в редактуре общего школьного учебника, воспитавшего не одно поколение счастливых работяг. В 2013 история повторяется. В плюсах и минусах создания единого учебника разбирался ChelDiplom.ru.
На сегодняшний день линейка учебников истории для одного года обучения состоит из 34 вариантов. В целом министерство образования официально рекомендует учителям 110 учебников. Все это серьезно осложняло жизнь родителям школьников, которым по указке учителей приходится постоянно покупать новые учебники. В итоге в одной и той же школе исторические события ученикам могли преподносится совершенно по разному. «Дети зачастую просто не понимают, о чем идет речь. Недомолвки или профессиональные споры историков на страницах учебников превращаются для них в неразрешимую проблему», – заявил руководитель президентской администрации Сергей Иванов.
Чиновники предложили работникам Исторического общества создать единый учебник. По их мнению, специалисты смогут наиболее объективно оценить события. Новый учебник покажет один, единственно верный и идеологически правильный взгляд на все прошлое страны. Но эксперты уверены: история не может быть однозначной.
«С точки зрения простоты жизни, все станет проще, а за державу обидно невероятно, – говорит учитель истории челябинской школы №6 Екатерина Шафир. – Через поколение история, которую мы знаем сейчас, будет забыта, а новая выучена – все «неправильное» вырежут, чем меньше написано, тем проще зазубрить. И команды будут выполняться однолинейно – разных точек зрения не будет. А история как раз учит видеть факт с разных сторон. Факт священен, но интерпретация разная. А где еще этому учить? Дана четкая команда, будет выпущен учебник, который разделит общество на «крестьян и буржуев» в интеллектуальном смысле. Простому рабочему совсем неважно знать разные точки зрения – он будет маяться, думать. А так проще: поспал, поработал. Любой историк вам скажет, что мы возвращаемся в 19 век, в монархическое государство», – возмущается.
С этим согласен и доцент кафедры истории ЧелГУ Александр Фокин. «Вопрос преподавания истории весьма сложный, ибо факты прошлого тесным образом увязаны с политикой настоящего, что в свою очередь приводит к ситуации, когда вместо адекватного осмысления своей истории происходят постоянные попытки ее приватизации, – считает Александр Фокин. – После развала СССР и утраты идеологической монополии в стране начинается процесс хаотической интерпретации исторических фактов. В одной школе могут учить, что Сталин был тираном и деспотом, а в соседней будут рассматривать его как эффективного менеджера. Желание власти навести порядок в этой сфере понятно – ибо это один из способов контролировать сознание людей, формируя определенную картину мира. Можно вспомнить Оруэлла и его «1984», когда партия постоянно переписывала историю, заставляя поверить в нее всех жителей. Если исходить из концепции стабильности и управляемости, то единый учебник – это верное решение».
Преподаватели истории уверенны, что единый учебник, скорее, окажет негативное влияние: ведь в образовании главное не просто набор фактов и дат, а способность размышлять, в том числе и критически. При существовании нескольких версий истории ученик еще со школы поймет, что единственно правильной точки зрения быть не может: «Это выработает в нем механизмы, способные противостоять манипуляции и популизму. Нужен такой человек нашей власти или нет, думаю, вопрос риторический», – отмечает Александр Фокин.
Хотя отчаиваться не стоит: опытному учителю единый учебник – не препятствие, не очень любознательному выпускнику – помощь.