В течение пяти лет команда студентов-экономистов ЮУрГУ под руководством д. э. н., профессор Е. Д. Вайсман занимает лидирующие позиции на площадке Государственного инженерно-экономического университета г. Санкт-Петербурга, где традиционно проводится Международная студенческая олимпиада «Предпринимательство и менеджмент». В 2013 году в состязаниях участвовало 14 иностранных вузов, представляющих Бельгию, Венгрию, Германию, Грецию, Испанию, Францию, Финляндию и др., а также команды из 51 вуза России. Студенты факультета экономики и управления получили дипломы за 1 и 2 места в конкурсах индивидуальных исследовательских проектов.
Уровень олимпиадных заданий сегодня настолько высок, что требует от студента абсолютной компетентности в знании мировых тенденций развития той или иной области научного знания. Умение отстаивать свои позиции на мировом уровне – задача, без решения которой уже сегодня невозможно занять достойные позиции на мировом рынке. И эта задача успешно решается институтом экономики, торговли и технологий: студент кафедры маркетинга и менеджмента Н. Бараков завоевал первое место на II Международном форуме «Модель ВТО», который проводился в рамках экономического форума молодежи Youth Global Mind под эгидой Ассоциации «Евразийский экономический клуб ученых», при поддержке администрации президента РФ, Министерства образования и науки РФ. Дизайнерские работы студентки ТЭФ К. Осиповой, занявшей I место в конкурсе графического дизайна, состоявшемся в рамках XIII выставки современного искусства «Российская Неделя Искусств» в конгресс-центре «Сокольники» в Москве, будут представлены на летней Международной неделе искусств в Риге.
На ТЭФ уже пять лет действует сборная команда международной программы SIFE – «Студенты в свободном предпринимательстве», в рамках которой студенты работают над проектами развития экономической грамотности населения, социальной ответственности бизнеса, развития предпринимательских инициатив, имеющих общественную значимость. Команда SIFE дважды становилась чемпионом международных студенческих товарищеских игр SIFE в США (в 2010 и 2012 годах), в напряженной борьбе обыграв множество американских команд, в том числе – команду Нью-Йоркского университета. Особая ценность победы – в том, что после соревнований члены жюри – признанные практики бизнеса – отмечали качество и глубину проработки российского проекта.
Будущее России – в руках современных студентов ЮУрГУ. И это не метафора, а реалии сегодняшнего дня: в январе 2013 года коллективный проект студентов факультета права и финансов Е. Гагариновой, А. Суродина и Е. Милославской, осуществленный под руководством к. э. н. М. Г. Литке, был оценен дипломом за I место на Всероссийском конкурсе молодежных проектов «Наследие Сочи – 2014», проходившем в Москве. Лучшая награда для победителей – увидеть свой проект реализованным: отмеченный Кубком и дипломом лауреата I степени в номинации «Общественная гордость» проект студенческой команды «Форсайт» в составе М. Чулкиной,
А. Толмачевой и Т. Логинова «Открытие детского игрового центра временного пребывания детей сотрудников, студентов и аспирантов ЮУрГУ “Довольная палата”» принят к реализации в университете. Инновационные проекты, направленные на привлечение талантливой молодежи в предпринимательскую сферу, позволяют максимально реализовать интеллектуальный, научно-технический и инновационный потенциал студентов факультета экономики и права. Успешный опыт научного проектирования позволил факультету в осуществить грандиозный проект: в 2012 году в ЮУрГУ была проведена региональная олимпиада по экономике и менеджменту для студентов выпускных курсов.
Команды Южно-Уральского государственного университета по информатике, юриспруденции, экономике, журналистике, связям с общественностью и рекламе, филологии являются одними из сильнейших в России. На гуманитарных факультетах в основу научной деятельности положена задача формирования мощных научных школ, ориентирующихся на достижения современного мирового гуманитарного сообщества. Поддержка творчески одаренной молодежи, создание пилотных гуманитарных проектов, организация мастер-классов и чтения спецкурсов; функционирование проблемных лабораторий по гуманитарным дисциплинам с участием ведущих специалистов из США, Финляндии, Италии, Австралии, а также ведущих вузов России, активное сотрудничество с авторитетными научными школами России позволили гуманитариям поддерживать статус ЮУрГУ как лидера студенческого научного творчества. Не случайно ежегодно научные доклады студентов журфака признаются лучшими на Международной конференции «Ломоносов» (МГУ).
Организация экспериментальной образовательной площадки – Университетской телерадиокомпании «ЮУрГУ-ТВ» – позволила студентам факультета журналистики уже с первого курса оттачивать свое профессиональное мастерство на высококлассном оборудовании, с использованием современных технологий. Эксперимент, осуществляемый под руководством декана факультета, д. ф. н., проф. Л. П. Шестеркиной, очень быстро принес ощутимые результаты: образовательный профиль «универсальная журналистика» признан новаторским и эффективным в университетском сообществе. Традиционные победы студенческих программ на Международных фестивалях в Москве, Санкт-Петербурге, Пекине свидетельствуют о признании результатов удачного эксперимента, который теперь повсеместно рекомендован к внедрению в практику.
Студенты, обучающиеся в рамках программы «Прикладная филология», являются обладателями. Гран-при (Е. Меньшенина), а также спецпризов на Международном студенческом форуме «Сочи-мост», куда традиционно в марте съезжаются на финальный тур творчески одаренные молодые филологи России и зарубежья. Возможность уже в студенческие годы публиковать свои произведения в традиционном коллективном альманахе творчества, а также индивидуальном авторском издании открывается каждому студенту, демонстрирующему успехи на литературном поприще. Развитие русского языка и поддержание его статуса как языка национального общения – приоритетная задача, поставленная правительством РФ перед российскими филологами. Решать ее под силу только тем, кто владеет языком в совершенстве. Достижение абсолютной грамотности – задача, которую большинство филологов может решить по окончании курса обучения. Но побеждать во Всероссийских и Международных интернет-олимпиадах, участие в которых принимают тысячи студентов, под силу только сильнейшим – таким, как студентка второго курса А. Коврижных.
Высокую степень конкуренции на рынке труда сегодня приходится выдерживать выпускникам-юристам. Поэтому вдвойне важно ориентировать на современнейшие достижения в научной области, увеличить профессиональный багаж и усилить и без того высококачественную подготовку. По словам вдохновителя олимпиадного движения на юрфаке, зам. декана по учебной работе, д. ю. н. А. В. Минбалеева, важно научить ребят соединять лидерские качества с умением работать в команде, вовлекать в атмосферу постоянного научного поиска, осваивать азы интересующей научной проблемы уже со второго курса, развивая идею в рамках магистратуры, а затем оттачивая ее нюансы в аспирантуре. Сегодня успехи юридического факультета признаны лидерами российского гуманитарного образования: весной 2013 года будущим юристам удалось стать призерами олимпиады в Высшей школе экономики, а затем – одержать серию побед и второе общекомандное место во Всероссийской студенческой олимпиаде, проходившей на базе Уральской государственной юридической академии. Эта же стратегия положена в основу научного творчества на факультете права и финансов: победительница I Международной олимпиады «Инновационная Россия» Е. Абдулкарамова, окончив вуз с красным дипломом, продолжила разработку интересующей ее научной проблемы в рамках аспирантуры. Образовательная цепочка «школа» – «бакалавриат» – «магистратура» – «аспирантура» реализуется сегодня на всех без исключения факультетах и приносит ощутимые и предсказуемые результаты.
Интеллектуальные соревнования, которые сегодня проводятся в различных форматах, позволяют уже в студенческие годы найти свою научную и профессиональную нишу, внести весомый вклад в интересующую область знаний, который будет высоко оценен требовательным профессиональным научным сообществом. И речь идет не только о приоритетных направлениях развития университета: каждая из реализуемых образовательных программ формирует грамотного специалиста, который на несколько шагов опережает сегодняшние тенденции мирового развития, оперирует наукоемкими понятиями и технологиями завтрашнего дня.
Олимпиадное движение – важная, но не единственная составляющая научно-профессиональной деятельности студентов и преподавателей. Сегодня особую значимость приобретают события, организованные на стыке высокой науки и современной, высокотехнологичной практической деятельности. Грамотно выстроенные маркетинговые технологии, профессионально и качественно сделанный рекламный продукт – то, что сегодня так востребовано работодателями. Поэтому своеобразным экзаменом на профессиональную зрелость, результаты которого не могут не оценить квалифицированные работодатели, являются признанные профессиональные конкурсы: «Хрустальный апельсин», «Золотое яблоко», «Жираф-СМИ» и другие, успехи в которых традиционно демонстрируют студенты факультета журналистики, международного и торгово-экономического факультетов.
Пропуск в научное сообщество дает участие студентов и аспирантов в международных, всероссийских и региональных научно-практических конференциях. Получить именное приглашение для участия в серьезном научном форуме уже в студенческие годы – успех, который под силу только тем, кто уже с первого курса под руководством ведущих профессоров, доцентов начал самостоятельно работать над научной проблемой в интересующей области знаний. Традиционно студенты гуманитарных факультетов достойно представляют вуз на Международных форумах в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Екатеринбурге и других научных центрах. Южно-Уральский государственный университет сегодня является одним из лидеров молодой студенческой науки. Ежегодно на организуемые ЮУрГУ Международные научно-практические конференции съезжаются гости из России и зарубежья для того, чтобы поделиться своими научными открытиями, проверить самые смелые научные гипотезы в кругу молодых ученых. В отличие от технического творчества, в гуманитарном – сложно определять безоговорочных победителей. И все же на IX Международной научной конференции для студентов и аспирантов «Язык. Культура. Коммуникация», которая проходила в ЮУрГУ в апреле 2013 года и собрала представителей научного студенческого сообщества от Москвы до Якутска, а также магистров из Германии и Америки, было заслушано 190 научных докладов, 10 представителей ЮУрГУ получили дипломы «За лучший доклад».
Чтобы совершить свой жизненный выбор осознанно, о будущем необходимо задумываться еще со школьной скамьи. Ежегодно ЮУрГУ выступает в качестве базовой площадки при проведении олимпиад, включенных в Перечень олимпиад школьников, победители и призеры которых (учащиеся 11 класса и выпускники учреждений НПО и СПО) имеют льготы при поступлении в вузы России. В этот перечень входят: Межрегиональная олимпиада школьников 8–11 классов «Высшая проба» (предметные области – обществознание, право, экономика, математика, история), Российская аэрокосмическая олимпиада по физике для учащихся 9–11 классов, Межрегиональная олимпиада МПГУ по географии и русскому языку для учащихся 9–11 классов, Всероссийская олимпиада для учащихся 9–11 классов «Ломоносов» (предметная область – психология), Открытая олимпиада школьников по информатике «Информационные технологии» для учащихся 7–11 классов.
Ежегодно ЮУрГУ становится организатором и центром олимпийского движения по химии, математике, русскому языку, обществознанию, истории, физике, праву и экономике («Южно-Уральская олимпиада школьников», «Физико-математическая олимпиада ЮУрГУ»). В 2012 году успешно стартовал пилотный проект «Школа олимпиадника», в рамках которого занятия с учениками проводят доктора и кандидаты наук, лучшие специалисты в предметных областях, актуальных для олимпиадного движения. Ежегодно олимпиадное движение наращивает потенциал, вовлекая в свои ряды тысячи новых участников и открывая при этом широкие возможности для их личностного роста и научного развития. По словам декана факультета предвузовской подготовки Юлии Олеговны Болотиной, «университет выстроил мощную систему вовлечения ребят в олимпиадное движение со школьной скамьи. Став студентами ЮУрГУ, уже на новом уровне, вооруженные новыми системными знаниями, вчерашние школьники получают возможность заниматься под руководством опытных наставников в рамках тех направлений научного творчества, которыми увлекались еще во время учебы в школе».
В мае 2013 года в Актовом зале ЮУрГУ состоялась ежегодная церемония торжественного закрытия Южно-Уральской олимпиады школьников и Олимпиад, входящих в Перечень Министерства образования и науки РФ. Это яркое и волнующее событие, на которое были приглашены более 800 победителей и призеров олимпиад, их родители и преподаватели, стало не только подведением итогов, но и стартом в мир настоящего научного творчества, неожиданных и смелых открытий, а главное – ежедневного научного поиска, в процессе которого вырастают и профессионально формируются специалисты будущего. Именно Южно-Уральский государственный университет как национальный исследовательский университет сегодня предоставляет неограниченные возможности для самореализации каждого, кто нацелен на высокие научные и образовательные результаты. Олимпиадное движение школьников, центром которого является ЮУрГУ, приобретает поистине грандиозные масштабы, с каждым годом набирая обороты: только в олимпиаде по русскому языку в 2013 году приняло участие 5520 школьников города и области!
Гениальный физик и философ Альберт Эйнштейн говорил: «Ценность человека заключается в том, чего он способен добиться». К этому необходимо добавить: «Ценность качественного образования заключается в тех возможностях, которые готов предоставить вуз человеку, желающему всего добиться!»
Статья предоставлена ЮУрГУ