Легендарный спектакль студии «Манекен» Klinika в обновленном варианте был впервые показан на большой сцене в Челябинске. Европейские зрители, как показали многочисленные фестивали, на «Клинике» ухахатываются, российские – разве что не рыдают в голос.
Однако первокурсники ЮУрГУ российской традиции изменили, смех в зале не смолкал ни на минуту. Правда, после спектакля в социальной сети появились реплики типа «хочу еще раз посмотреть». Значит, замысел постановщиков застрял-таки в подкорке и не дает покоя.
В «Клинике» появилось несколько новых сцен с чемоданами. К чему бы это?
Да и выход на большую сцену актового зала университета был не случаен – 6 октября студия «Манекен» будет проводить новый набор в свои ряды, и «Клиника» использовалась как мощный контакт с первокурсниками.
«На большой сцене мы этот вариант «Клиники» играем в первый раз, – рассказал нашему корреспонденту режиссер Владимир Филонов. – Многое в спектакле поменялось в связи с тем, что в «Клинику» пришли новые ребята. Спектакль живет новыми идеями, новыми ребятами».
И, следует сказать, прекрасно живет. Спектакль стал длиннее, пополнившись новыми сценами, однако от первой минуты до последней актеры держат зал в напряжении. Контакт срабатывает на первой репризе и не ослабевает до последней.
«В свое время я сделал «Клинику» больше как некий учебный материал, чтобы раскрыть потенциал ребят, чтобы они могли быть более свободными в общении со зрителями, – рассекретил некоторые тонкости Владимир Филонов. – И во многом эта задача остается сейчас. Но на данном этапе «Клиника» – барометр нашего отношения к тому, что вокруг происходит. Из современной ситуации в стране возникли новые сцены, которые принесли сами ребята и которые отражают некоторую тревогу за происходящее – куда мы идем и чем это закончится?! Не хочется жить желанием куда-то уехать, как это делают многие. Хочется, чтобы мы здесь разобрались со своими проблемами и сделали так, чтобы не хотелось бежать в другие страны».
Как известно, Владимир Филонов ставит свои спектакли для малой сцены. И не только потому, что большая требует серьезных материальных затрат.
«На малой сцене часто возникает более интимный разговор со зрителем, – считает режиссер. – Потому что театр все больше становится разговором по душам, если говорить об его отличиях от шоу. А это требует более камерной обстановки».
Однако, как показал этот спектакль, «Клиника» способна и большой зал вывести на более серьезный разговор. Кстати, спектакль на большой сцене университета послужил еще и некой пробой перед поездкой в Кемерово, где в эти дни проходит I Всероссийский форум студенческих театров. Инициатива создания в России ассоциации студенческих театров принадлежала «Манекену», он же и открыл первый форум «Клиникой».
Если в Кемерово знаменитая Klinika должна стать толчком к мозговому штурму студенческих театров в поисках новым форм, то в Челябинске она, вероятно, станет началом традиции – учебный год будет начинаться с выхода студии «Манекен» на большую сцену.
«Мы сыграли этот спектакль специально для первокурсников, – говорит Владимир Филонов. – Надеемся, что ребята придут к нам на новый набор 6 октября. Это была такая затравка. (Смеется.) Но теперь я понимаю, что есть смысл в продолжении такой традиции, чтобы знакомить первокурсников ЮУрГУ с нашим театром. А потому сейчас надо решить другую задачу – как построить спектакли, чтобы, с одной стороны, не потерять развлекательности, а с другой, не упустить серьезности разговора, чтобы зрителю было о чем подумать».
Скоро студия «Манекен» заставит зрителей думать о «Роли моей семьи в мировой революции» Чосича, о «Куриной слепоте» Дарьи Штоккер, об «Аркадии» Стоппарда. Это все премьеры нового сезона.
Фото: Фото Евгения ЕМЕЛЬДИНОВА