RU74
Погода

Сейчас+1°C

Сейчас в Челябинске

Погода+1°

переменная облачность, без осадков

ощущается как -6

0 м/c,

732мм 51%
Подробнее
2 Пробки
USD 91,69
EUR 98,56
Образование Кто пройдет на бюджет?

Кто пройдет на бюджет?

В этом году средний балл поступивших в вузы увеличился практически по всем направлениям подготовки. Об этом рассказали представители южноуральских учебных заведений на круглом столе, который состоялся по инициативе сайта ChelDiplom.ru в Челябинской государственной академии культуры и искусств. О том, какие изменения ждут абитуриентов, как изменится соотношение коммерческих и бюджетных мест в вузах и по каким направлениям подготовки самые высокие проходные баллы, читайте в нашем материале.

В связи со скандалами во время проведения ЕГЭ, к этой приемной кампании было приковано особое внимание. Многие опасались, что в вузы поступят абитуриенты, незаслуженно набравшие высокие баллы. «Волна скандалов во время сдачи ЕГЭ не коснулась Челябинской области, были единичные нарушения, которые не сказались на общей картине результатов, – подчеркнула заместитель министра образования и науки Челябинской области Галина Казакова. – Мы отмечаем, что стобалльников стало больше, но это не из-за того, что в Сети выкладывались материалы, скорее, это закономерный результат. Ведь Челябинская область была пилотным регионом, где с 2002 года начали внедрять ЕГЭ».

Всего приемную кампанию провели 48 вузов. Все они отмечают увеличение числа заявлений. Этому способствует демографическая ситуация. В этом году было 16 тысяч выпускников, хотя в прошлые годы эта цифра составляла всего 13 тысяч. Привлечь абитуриентов помогает и открытость учебных заведений – полная информация о ходе приемной кампании на сайтах вузов, возможность подать заявление по Интернету.

По данным мониторинга качества приема в вузы, проведенного Высшей школой экономики, в этом году больше всего высокобалльников взяли к себе медицинские и социально-экономические вузы, хорошистов набрали классические и технические университета, а аграрные вузы больше всего взяли «троечников».

Проректор по учебной работе ЧелГУ Николай Мамаев отметил, что вуз намеренно сделал акцент на таком показателе, как средний балл по ЕГЭ: «Этот показатель стоит первой строчкой в мониторинге оценки эффективности вуза. Мы строили приемную кампанию так, чтобы с гарантией этот показатель выполнить. С другой стороны, нас перевели на подушевое финансирование и мы заинтересованы в том, чтобы на бюджетные места поступали подготовленные, целеустремленными абитуриенты. Ведь, если мы их отчисляем в процессе учебы, то теряем и бюджетные деньги. Для этого мы отработали ряд механизмов. Так, был увеличен проходной балл по сравнению с тем, что предложил Рособрнадзор. Кроме того, был утвержден минимальный проходной балл для абитуриентов, принимаемых по целевому набору. Практика показывает, что территории отправляют абитуриентом с низкими баллами. А потом половина таких студентов не доходит до выпуска. Впервые мы установили планку для «целевиков» не ниже 180 баллов.

Еще одна мера – повышенные стипендии для высокобалльников, поступающих на технические и физико-математические направления».

Проблему с неподготовленностью абитуриентов, поступающих по целевому набору, отмечают и в ЮУрГУ, но там решили этом вопрос по-другому.

«Мы свернули часть целевого набора и сделали ставку на целевой набор непосредственно с предприятий, – объясняет ответственный секретарь приемной комиссии ЮУрГУ Александр Губарев. – У нас ведь много крупных компаний, которые нуждаются в подготовленных кадрах и готовы направлять своих сотрудников на учебу. В ЮУрГУ выстроена работа с ОАО «Мечел», мы приняли от них 50 студентов, все они пришли с хорошими баллами. Плюс в том, что предприятия сами решают кого отправить на учебу, выбирают самых замотивированных. Для «целевиков» это тоже многое значит – они уже знают, где будут проходить практику, им гарантирована работа и так далее. Ребятам- «целевикам» из других городов «Мечел» предоставляет собственное общежитие. Такой путь сотрудничества вуза и предприятий помогает решать сразу несколько проблем. В планах ЮУрГУ эту схему приема продолжить».

В ЮУрГУ средний балл по всем направлениям подготовки увеличился на пять единиц – до 71 балла. «Это объясняется хорошей подготовительной и профориентационной работой, которую вуз проводит со школьниками», – говорит проректор по учебной работе ЮУрГУ Андрей Шмидт.

Самый большой конкурс в ЮУрГУ был на юриспруденцию – 28,7 человек на место. Высокие средний баллы были также на лингвистике – 89. «Мы открыли новую специальность – «Строительство уникальных зданий и сооружений» с шестилетним сроком обучения, несмотря на опасения, конкурс был очень высоким. Проходной балл по сумме трех предметов составил 260 баллов. Надеемся, что такие цифры не отпугнут школьников, а наоборот заставят лучше готовиться к поступлению», – подчеркнул Александр Губарев.

Сайт ChelDiplom.ru привел запись телефонного разговора с директором Института развития образования Высшей школы экономики Ириной Абанкиной. Она рассказала об увеличении среднего балла и в педагогические вузы: «Видимо, сказываются те усилия, которые были сделаны по повышению социального статуса педагогов, по привлекательности педагогической профессии. Причем, повысился интерес к подготовке на учителей начальной школы».

По словам Ирины Абанкиной, нужно внимательно отнестись к соотношению мест на очном и заочном обучении: «У нас сейчас заочников больше, чем очников, именно по программам высшего образования. Конечно, это некая угроза для качества образования. Министерство образования и науки должно определить перечень тех специальностей и направлений подготовки, по которым возможно только очное обучение. Несомненно, это инженерные специальности, высокотехнологичные направления, требующие проведения исследований, работы в лабораториях».

Ирина Абанкина отметила, что в последнее время вузы стали конкурировать не по качеству образования и по цене: «Многие вузы оказались в сложном положении, потому что самый низкий порог на коммерческом обучении – 62300 рублей, для многих регионов это планка очень высокая. Вообще, у нас была планка 40 тысяч и уже тогда люди отказывались поступать и учиться».

Стоимость обучения – это один из главных критериев при выборе учебного заведения. Участники круглого стола еще раз подчеркнули, что нельзя устанавливать единую стоимость по всей России и должны быть региональные корректировки, с учетом среднего уровня зарплаты и доходов населения. «На библиотекарей у нас 60% бюджетных мест, 40% коммерческих. Многие хотят получать образование заочно. Но кто пойдет учиться за 75 тысяч рублей за год, чтобы потом получать четыре тысячи в месяц?» – приводит пример ответственный секретарь приемной комиссии ЧГАКИ Ольга Ильченко.

Николай Мамаев высказал мнение, что качественное образование не может быть дешевым: «Мы можем привлечь зарубежных преподавателей, студентов послать на международные стажировки, поэтому дешево хорошее обучение стоить не может. К тому же не учитываются такие вещи как бесплатные интернет для студентов, средства связи и многое другое, это все оплачивает вуз из своего бюджета».

«К 2018 году уровень зарплат профессорско-преподавательскому составу должен вырасти до 200% от средней по региону. Если цена на обучение будет низкая, то как мы сможем выполнить этот указ?» – задался вопросом Андрей Шмидт.

В более выигрышном положении оказались негосударственные вузы. «По уровню цен на обучение мы находимся на одном уровне с ведомственными вузами. Стоимость на очном обучении составляет порядка 45-50 тысяч рублей, – говорит ректор Южно-Уральского института управления и экономики Анатолий Молодчик. – Конечно, ребята с высокими баллами стараются использовать возможность поступить на бюджет. Но поступление и обучение – это разные процессы. На мой взгляд, система бюджетного приема в государственных вузах имеет определенные проблемы. Мы, например, используем зарубежный опыт грантовой поддержки студентов, за счет которой они могут учиться бесплатно. Ее получают примерно 5% ребят. Но свое право на грантовое место нужно постоянно доказывать. Условия достаточно жесткие – не менее 50% пятерок, остальные – четверки, участие в исследовательской или общественно-полезной работе вуза, поэтому существует внутренняя конкуренция среди ребят. Мы выступали с предложением введения грантовой поддержки в других вузах. Комитет по вопросам образования Госдумы заинтересовался нашим опытом и выдвинул его в качестве обсуждаемой идеи. Хотя, лично мы, давно убедились в том, что она социально справедлива на всех этапах обучения».

Анатолия Молодчика поддержала и начальник отдела маркетинга и развития, ответственный секретарь приемной комиссии РБИУ Ольга Иванова: «У нас тоже есть положение о скидках, есть 32 места для абитуриентов, которые, проявив себя, могут учиться бесплатно, за счет средств института. Если студент начинает учиться хуже, то это место переходит другому. Кроме того, при поступлении мы проводим собственный конкурс, помимо среднего балла ЕГЭ. В него входят психологическое тестирование, умение креативно мыслить, показать коммуникативные навыки».

Директор Челябинского филиала УРАО Виктор Усов считает, что доверие к вузам подрывают недобросовестные учебные заведения: «В Челябинской области 48 вузов, но из них 25 мы знаем, и они конкурируют честно, а есть прослойка вузов, которые готовы принять кого угодно и выпустить кого угодно. Из-за такой недобросовестной конкуренции страдают и государственные и негосударственные вузы. Это подрывает авторитет всего нашего высшего образования». По словам Виктора Усова, есть вузы, которые принимают абитуриентов с низкими баллами, но это тоже может быть оправданным. «Есть абитуриенты, особенно среди поступающих на заочку, которые в школе не очень хорошо учились, но потом получили среднее профессиональная образование, поработали и хотят повысить свой уровень. Я считаю, что вузы надо оценивать не по среднему баллу ЕГЭ, а по уровню тех специалистов, которых они выпускают».

С директором ЧФ УРАО согласен и проректор по заочному образованию УралГУФКа Александр Окишор: «По результатам ЕГЭ по всем 14 специальностям средний балл у нас был 64. На трех направлениях подготовки, которые требуют дополнительных испытаний профессиональной направленности, средний балл был более 70. Тенденция по росту среднего балла есть, но нам такой критерии оценки эффективности вузов непонятен. Баллы ЕГЭ – это результат работы системы среднего образования.

При этом набор в аспирантуру был объявлен поздно, и прошел он не как обычно в октябре, а в июле в период сдачи основного потока. Это негативно сказалось на наборе будущих магистрантов. Хотя в целом количество заявлений от абитуриентов на все форму обучения увеличилось на 23%».

«Мы тоже надеемся, что министерство образования при приеме контрольных цифр приема на 2014 год будет учитывать потребности в кадрах сфер культуры и искусств, – говорит проректор по учебной работе ЧГАКИ Сергей Буцык. – Приоритет должны быть отдан именно профильным вузам, где царит особая аура, атмосфера, годами накапливался опыт. У нас тоже вырос средний балл ЕГЭ. Особенно по театральному направлению, хореографическому, дизайну. Появилось также новое направление подготовки – туризм, поскольку эта сфера относится к министерству культуры. Конкурс был более 10 человек на место».

Сергей Буцык также высказался против оценки эффективности вуза по среднему баллу ЕГЭ: «В этом году к ЕГЭ мы ввели сразу два творческих испытания по всем направления подготовки. На наш взгляд, такой подход позволяет более объективно оценить способности абитуриента». «Каким бы ни хотели видеть своего абитуриента грамотным, образованным, но люди творческие не всегда имеют высокие баллы ЕГЭ, – подолжает ответственный секретарь приемной комиссии ЧГАКИ Ольга Ильченко. – В этом плане для нас творческие конкурсы наиболее показательны».

В этом году в ЧГАКИ будут учиться не только студенты из России и стран СНГ, но и представители дальнего зарубежья. Заинтересованность в поступлении в ЧГАКИ высказали граждане Колумбии и Гватемалы. Они собираются изучать декоративно-прикладное искусство, дизайн и хореографию. Но пока иностранцы осваивают подготовительные курсы и изучают русский язык.

В высшем образовании намечается тенденция сокращения гуманитарных специальностей и усиление технических направлений подготовки. Но пока усилия министерства не приносят реальных результатов. «В челябинской области порядка 16 тысяч выпускников, физику выбирают около четырех тысяч, успешно ее сдают примерно 3700 человек – это наша целевая аудитория, – поясняет руководитель Центра профориентации и довузовской подготовки Челябинского института путей сообщения Надежда Канашова. – Мы, как отраслевой вуз, очень обеспокоены тем, что абитуриенты не идет на технические специальности, в то время как на предприятиях не хватает инженерных кадров. В нашем головном вузе был очень большой платный набор на экономику и конкурс получился серьезным. Мы же отмечаем только интерес к сфере энергетики. Потому что эта отрасль была признана приоритетной. Также дарим подарки абитуриентам с высокими баллами ЕГЭ, тем, кто выбирает технические направления подготовки, проводим бесплатные подготовительные курсы для школьников».

Нежелание школьников изучать физику ощущают и в Уральском социально-экономическом институте. «Приемная кампания было довольно успешной. Но чувствуется, что меняется мода на специальности. По количеству заявлений от абитуриентов экономика стоит на первом месте, на втором – управление персоналом, причем на очное отделение. А вот с прикладной информатикой в экономике дела обстоят несколько хуже. В числе экзаменов есть физика, а это уже значительно сокращает число абитуриентов», – говорит заместитель директора по учебной и воспитательной работе УрСЭИ Анастасия Усова.

В Челябинском филиале РАНХиГС отметили популярность такого направления подготовки, как государственное муниципальное управление. «Нам министерство образования помогло, число бюджетных мест было серьезно увеличено, – рассказал ответственный секретарь приемной комиссии ЧФ РАНХиГС Александр Фортыгин. – Увеличение заявлений было на 55%. Мы набрали 15 бюджетников и 45 контрактников на муниципальное управление, всего же было 602 заявления. На менеджмент также заявлений было гораздо больше, чем мы можем принять. Меня такой всплеск удивил, потому что в прошлом году у нас был провал по набору, в том числе из-за повышения стоимости обучения. В этом году бюджетные места появились и по заочной форме обучения сразу на четырех направлениях подготовки».

Всего за эту приемную кампанию в вузы Челябинской области поступили более 25 тысяч человек. В прошлом году первокурсников было чуть меньше 24 тысяч. По даннымначальника отдела вузов и науки министерства образования и науки челябинской области Риммы Котруховой, Негосударственные вузы набрали 3870 студентов, хотя в прошлом году зачисленных было 4363 человека. «Несмотря на такую разницу в приеме, каждый в своем сегменте идет стабильно», – подчеркнула Римма Котрухова.

В прошлом году вузы просили дать им около 10 тысяч бюджетных мест, тогда действительно произошло увеличение, но в основном за счет магистратуры. «Раньше контрольные цифры приема узнавали весной, сейчас практически за год. А вот в марте 2014 года мы уже будем знать контрольные цифры приема на 2015 год», – отметила тенденцию Галина Казакова.

Контрольные цифры приема на 2014 года пока официально не обнародованы. Региональное министерство образования, после нескольких корректировок, отправило заявку более чем на 11 тысяч бюджетных мест.

Фото: Фото Олега КАРГАПОЛОВА
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления