Окружной отборочный этап программы «Шаг в будущее» состоялся в Челябинске. Сюда съехались участники как с Урала, так и из Западной Сибири. Масштабные научные соревнования прошли на базе лицея №11 и Центра Международной Торговли Челябинск с 26 по 28 ноября. На секции №1, где презентовались работы по краеведению, этнологии, социологии, инженерному бизнесу и менеджменту, побывал корреспондент Cheldiplom.ru.
Учащиеся 8 класса Екатеринбургского суворовского училища Антон Барминов и Дмитрий Токарев всерьез озаботились проблемой сквернословия в среде школьников. В своей работе они рассмотрели деструктивное влияние нецензурной брани на формирующуюся личность. И даже вступили в полемику с мэтрами современной русской литературы Владимиром Сорокиным и Виктором Пелевиным.
«Герои Пелевина и Сорокина зачастую даже не ругаются, а разговаривают матом. Прочитав «Generation П» и некоторые рассказы Сорокина, мы были немного шокированы, – признаются суворовцы. – А подростки как раз ведь предпочитают современную литературу классике. Неоднократно приходилось слышать от сверстников аргументы вроде: я это слово в книжке видел – значит, мне тоже можно. У Сорокина есть даже высказывание: «Язык нельзя винить. Он, как вода, течет туда, где есть свободное место». Мы расцениваем это как призыв слепо плыть по течению».
Вместе с тем, писателя-фронтовика Виктора Астафьева будущие защитники Родины оправдывают: «В повести Астафьева «Веселый солдат» тоже встречается мат. Но там он только для того, чтобы показать весь ужас и противоестественность войны».
Предлагаемые Антоном и Дмитрием средства борьбы с матерщиной не новы, но, по мнению самих парней, действенны. Это чтение действительно высокохудожественной литературы, общение с интеллигентными людьми, обогащение своего словарного запаса – тогда матерным выражениям легко будет найти замену среди обычных слов.
Неподдельный интерес к старине и истории родного края продемонстрировали гости из Тюменской области. Девятиклассница Яна Крецу из школы №3 города Нягань рассказала о роли национальных игр в воспитании детей северных народов. Коренное население ее региона – ханты и манси – перестали быть долгожителями. Старики утверждают: это произошло оттого, что современные югорцы отошли от традиционной системы воспитания детей, принятой у их предков. «Раньше югорские народы жили в очень суровых, экстремальных условиях. И с самых малых лет приспосабливали к ним своих детей, – рассказывает Яна. – Например, в младенческом возрасте катали их по снегу и росистой траве, приговаривая: «Приучайся к стуже и к луже!».
Детские игры также воспитывали качества, необходимые для взрослой жизни: ловкость, точность и глазомер, силу и выносливость. В результате уже к 10-14 годам мальчики начинали сами охотиться и ловить рыбу, а в 15 становились полноценными промысловиками. И вырастали настоящими богатырями – пусть и невысокого роста и без косой сажени в плечах.
«Но сейчас в Югре все-таки возрождают традиции прошлого, – добавляет девушка. – Самой посчастливилось присутствовать на национальных играх, видеть все воодушевление и радость детей».
Землячка Яны Анастасия Толмачева (Тюменская область, Сайгатинская СОШ, 9 класс) представила доклад «Орнамент народного полотенца как способ передачи картины мира». Анастасия самостоятельно сшила декоративное полотенце по старославянскому образцу, для этого досконально изучив символику, отражавшую миропонимание пращуров. Так, например, прямой горизонтальной линией обозначали поверхность земли, горизонтальной волнистой нитью – водную стихию, вертикальной волнистой – воздух, треугольником – горы.
Центральный образ полотна самой Анастасии – женское божество по имени Берегиня, по преданиям древних славян породившее все живое на Земле. В руках она держит сказочных птиц. Изображение полностью выткано красными нитками на белом фоне, так как красный цвет символизировал живородящую силу природы.
По мнению участницы соревнования, нынешнее и будущие молодые поколения не должны терять связи с древностью, а фольклор и искусство тех времен – забываться. Поэтому проделанная работа имеет для нее не только научную, но и большую духовную значимость.
Артем Волков из 10 класса школы №10 города Нефтеюганск исследовал мотивацию школьников к учебе на разных возрастных этапах. По результатам исследования, детьми из начальной школы и пятиклассниками движет, прежде всего, внешняя мотивация. С одной стороны – это похвала родителей и учителей, всяческие поощрения за хорошие оценки. Вторая составляющая – страх наказания и порицания.
И только перейдя в среднее звено»ребята начинают осознавать, что аттестат необходим в первую очередь им самим для дальнейшего жизнеустройства и карьеры. То есть приобретают внутреннюю мотивацию.
«У 30-40% школьников наблюдается так называемый «аморфный познавательный интерес», – говорит Артем. – Для борьбы с этим явлением существуют средства, повышающие мотивацию к учебе. Известный эксперимент: одной группе учеников задали задачу по математике на сухом научном языке, второй группе – ту же самую задачу, но в простой шутливой форме. В результате, во второй команде ее смогли решить гораздо больше человек. По-моему, это очень показательно».
На суд экспертов было представлено много других интересных и необычных работ. Например, Андрей Бахтин провел среди учеников и учителей своей школы соцопрос о влиянии на них духов и потусторонних сил. А Денис Елисеев разъяснял нюансы банковских вкладов под проценты, приводя примеры из Бальзака и Салтыкова-Щедрина.
Ребята, ставшие лауреатами по решению жюри, выйдут на всероссийский этап соревнований.