Фитнес-инструктор – профессия неновая, однако все еще непривычная для обывателя. Считается, что прийти в нее легко: достаточно иметь представление о человеческом теле и важности физической культуры. Однако на самом деле хороший тренер ценится на вес золота, клиенты готовы ездить к такому на другой конец города, чтобы поправить здоровье и обрести желаемую форму. В чем секрет успешности специалиста по фитнесу? Оксана Ракитянская уверена: в саморазвитии и умении понять клиента. Помогая людям побеждать свои слабости, ей и самой пришлось многое преодолеть.
В танцкласс пришла в пять лет
– По образованию вы хореограф?
– Да, с хореографией я знакома на профессиональном уровне. У меня высшее хореографическое образование, специальность – народная хореография. Я училась в Донецком училище культуры на отделении «хореография», потом в Луганске заочно закончила академию культуры. В студенческие годы параллельно с учебой танцевала при ансамбле в училище, а потом работала в донецком ансамбле песни и танца «Околица». Это молодой большой коллектив с 13-летней историей довольно высокого уровня. Помимо танцоров в его составе оркестровая группа, пишущая музыку, и вокальная группа.
– Как вы попали на сцену?
– Как ни крути, большую роль в выборе будущей профессии и увлечений играют наши родители, когда решают, чем нам заниматься. Меня отвели в танцкласс для общего развития. Однако я быстро поняла, что мне это нравится, и даже проявила инициативу, уговорив маму записать меня в самодеятельный коллектив в пять лет – еще до поступления в общеобразовательную.
Я люблю сцену, танец, живые эмоции, зрительный контакт с залом. Это как будто жизнь в жизни, поэтому вопроса, куда поступить, не стояло, дорога была одна – в училище культуры на отделение «хореография». Родом я из Горловки, и мама очень переживала, что я в 15 лет уеду от нее в большой город. Однако все сложилось удачно, и студенческие годы я вспоминаю с удовольствием.
Фитнес – это здоровое творчество
– В фитнес пришли из коммерческих соображений?
– Да. Я студентка, живу в чужом городе, денег нет, нужны дополнительные средства для выпускного. Чтобы помочь маме, помогающей в свою очередь мне, я пошла работать. Работа с детскими коллективами практически не приносила прибыли, в коммерческие проекты студента никто не хочет брать на постоянной основе: госэкзамены, пропуски, проблемы. Найти место фитнес-инструктора было проще.
Надо сказать, на тот момент я сама была довольно крупного телосложения, в результате осложнений после болезни сильно поправилась. А к экзамену же нужно было быть в идеальной форме. Таким образом, обратившись к фитнесу, я решила убить двух зайцев: заработать, помогая людям поправить здоровье, и похудеть самой. Сначала думала, что проработаю год, но потом так втянулась, что просто не смогла уйти. И работу артиста и инструктора пришлось совмещать. На это уходило много времени и сил, однако в силу того, что мне были интересны обе сферы, сложностей я не замечала. К счастью, фитнес – это тоже творчество, пусть не такое красивое, как танец, зато здоровое.
К слову, в «Околице» зарплата была достойной для артистической среды: невысокая, но и не такая, чтобы стыдно было получать. Новичку было грех жаловаться. Но к тому времени тренировки я проводила уже не для заработка и не для галочки. На протяжении хореографической деятельности меня всегда расстраивало, когда хорошие танцоры вынуждены были оставлять сцену из-за травм. Я часто задавалась вопросом, как этого избежать, и пришла к выводу, что нужно изучать свое тело, тренироваться. В сущности это важно для любого человека. Теперь я знаю, как объяснить любому вне зависимости от его возраста, какую мышцу нужно напрячь, чтобы не повредить суставы, и таким образом через фитнес вновь открываю хореографию, но уже более безопасную.
– С чего начинали погружение в новую профессию?
– Я попробовала множество направлений. Базовая аэробика, степ-аэробика, фитболы, пилатес, танцевальные тренировки. Разработала собственный стиль фламенко-дэнс – аэробика с использованием лексики фламенко. Конечно, моя подготовка очень пригодилась. Но я понимала важность развития, поэтому посещала конвенции и мастер-классы ведущих инструкторов Донецка, пробовалась в фитнес-клубах высокого уровня, чтобы повысить свою квалификацию.
Сегодня сложно сказать, что мне нравится больше. Каждое направление я переживала в себе, воспитывала характер под него, а отказываться от своих достижений не так-то просто. Мне нравится работать с людьми, помогать им, и в то же время мне нравится творить. Но в первую очередь я хореограф и всегда хотела сделать свой вклад именно в этом качестве. Думаю, у меня все впереди. Мне до сих пор интересна постановочная деятельность, и в одном из фитнес-клубов Челябинска я преподаю в школе танца. К сожалению, творчество сегодня в государственных учреждениях гораздо менее оплачиваемо, и поддержки ему практически не существует. Для этого требуется настоящее самопожертвование и большое количество времени.
Доверие клиента нужно заслужить
– Какие качества делают тренера незаменимым?
– Вообще-то в первую очередь он должен обладать соответствующим образованием! Сколько бы человек ни знал – он ничего не знает. Так должен говорить себе каждый инструктор. Мне кажется, человеческое тело можно изучать всю жизнь, но так и не изучить до конца, поэтому нужно постоянно читать, смотреть, задавать вопросы знающим и просто гостям. Иногда даже школьник, постигающий азы биологии, может открыть тебе глаза на простую проблему. Не стыдно не знать, стыдно не интересоваться, не пополнять базу знаний. Для меня самой это стало проблемой: не сказать, что я самоучка, но поначалу прицельно спортивного образования все же не хватало.
Поэтому грамотный инструктор должен посещать различные тренировки, расширять кругозор, разрабатывать новые комплексы упражнений, ориентироваться в новых направлениях и... владеть азами психологии. Быть общительным, владеть словом, чтобы человек понял, чего от него хотят и зачем. Смысл работы – донести до человека правильность его движений, а не заучить их.
– Случается, что вы привязываетесь к клиентам?
– Это одновременно и самая большая проблема, и очень большой плюс моей работы. Сначала клиент для тебя – живой организм, тело, которое нужно тренировать с учетом его особенностей. Потом ты начинаешь переживать за него, вникать в его проблемы, зачастую и личные. Видишь, как человек меняется, прислушивается к тебе. Ищешь подход к каждому, подбираешь жест, слово. В результате взаимодействие превращается в общение, и пусть на час в день, но мы становимся семьей. К тому же клиенты приходят в фитнес-клуб не только за здоровьем, но и за отдыхом.
– А как быть, если происходит наоборот, и человек неприятен?
– В работе бывает много нелепых ситуаций, которых ты не можешь объяснить. Я не всегда могу понять клиента в первое посещение, к некоторым нужно присматриваться. Сложно предугадать людские реакции. Один прислушается к тренеру сразу, другой скажет: «Я так делаю, мне нравится, что вы ко мне пристали!» Нужно определить темперамент человека, а потом прокладывать дорожку к его пониманию. Конечно, на это требуется время. Но какую бы антипатию я ни испытывала к человеку – это моя личная проблема. Он пришел сюда за помощью, и я должна оказать ее, и это именно моя задача – найти подход и наладить общение, чтобы облегчить работу себе и снять напряжение у человека. Его доверие нужно заслужить.
– Можно сказать, что интерес к спорту вырос в последние годы?
– Мне очень приятно видеть на занятиях молодежь. Но, к сожалению, ходит она редко. В основном занимаются женщины от 30 лет, которые очень тщательно следят за собой. Что касается юных девушек – они приводят себя в форму обычно в экстренном порядке, накануне лета, когда вдобавок объявляется голодовка. По сравнению с регулярно посещающими зал женщинами они выглядят довольно слабенькими.
Хочется, чтобы молодые люди занимались активнее, а не стояли с сигаретой за углом. Конечно, они редко финансово обеспечены. Но если нет увлечения спортом – никто никуда не пойдет даже с наличием денег.
– Что вы считаете самым большим своим достижением? Что пришлось преодолеть в смене профессии?
– Границу.
Оставить жизнь на Украине
– Что послужило причиной вашего переезда в Россию?
– Военные действия на территории нашего государства. Была весна, и ситуация усугублялась. Нужно было принимать решение, однако изменить жизнь боялись все. Мама не хотела оставлять квартиру. Брат, взрослый человек, опасался, как его примут, найдет ли он работу. К тому же его сопровождала невеста. Я понимала, что если буду ждать всех, то не уедет никто, поэтому в июне собрала три чемодана и уехала в Россию. Челябинская область – родина моей мамы, в Кичигино живет ее родная сестра. Я остановилась у ее дочери, своей двоюродной сестры. Слава богу, не прогадала, и родные потянулись за мной. Мама поняла, что самое дорогое, ее дети, уже здесь, и это облегчило выбор.
– Что оказалось самым тяжелым?
– Чувствовать себя никем. Я оставила на Украине все – репутацию, заслуги, счастье, друзей. Когда рассказываешь на собеседовании, где училась и с кем работала, люди вполне предсказуемо отвечают: «Мы не знаем, где это, мы не знаем, кто это». И ты заново начинаешь завоевывать доверие и подниматься в профессии – и вот это самое тяжелое. Вроде бы ты только почувствовал себя личностью, появились успех, узнаваемость – и ты снова ноль.
– Как решилась проблема поиска работы в Челябинске?
– Быстро, потому что есть Интернет, и наступила летняя пора – работодатели искали замену отпускникам.
Приехав и познакомившись с родственниками, с которыми раньше не доводилось общаться, я сразу обратилась в УФМС и начала искать работу. Мне очень помогла сестра: ездила со мной везде, помогала ориентироваться на местности.
В результате меня очень тепло и с пониманием приняла руководитель фитнес-клуба Sun Club Ирина Пономарева, у которой я работаю до сих пор. Продолжаю вести занятия и в спортивном клубе «Сафари». В его школе классического танца я имею возможность заниматься любимой хореографией, воспитывая танцоров. Еще очень благодарна за помощь Олегу Иванову, в фитнес-студии которого регулярно получаю позитивные эмоции.
Кстати, через неделю я все же заблудилась: праздновался День России, я ехала на работу и поняла, что не туда свернула. Дозвониться ни до кого не смогла, плакала, на улице не было ни души, и я так замерзла... Но через 5 минут раздался звонок, и меня сориентировали на местности родные. В России очень холодно.
Я до сих пор неважно ориентируюсь в Челябинске, из дома без проблем могу добраться до работы и еще в несколько мест. Главное, что я выучила дорогу до театра!
– Чем занимается ваша семья?
– Брат работает по специальности – ремонтирует машины. Они с девушкой сняли квартиру в Челябинске. Мама живет в Кичигино у сестры.
– Что принесло вам новое место жительства?
– В Челябинске меня познакомили с новыми, очень интересными направлениями в фитнесе: тренировки с использованием тренажеров ТРХ и велотренажеров. Я побывала на занятиях восточными танцами, получила массу удовольствия и новых навыков, однако это занятие для меня любительское.
Каким бы печальным ни был для меня этот переезд, есть и хорошие стороны моего пребывания здесь. Это люди, с которыми приходится общаться, вежливые и отзывчивые. Новый профессиональный опыт, знакомство с замечательными профессионалами высокого уровня, к которым можно обратиться с вопросами, и они всегда помогут найти правильный ответ и подтолкнуть к дальнейшему развитию.
– Как складываются сегодня ваши будни?
– Я изучаю фитнес-индустрию и хореографию Челябинска, их уровень и популярность. На это нужно время, потому что важно пропустить это через себя. По работе нет конкретики. Занимаюсь фитнесом в нескольких клубах, преподаю в школе танца. Захожу в зал – и попадаю в родную стихию, отдыхаю душой. Когда получаешь отдачу, особенно от детей, заряжаешься позитивом и вдохновляешься на долгое время.
Самое большое развлечение для меня – узнавание родственников, большинство из которых я увидела впервые. Это оказались добрые и отзывчивые люди, и я очень благодарна им. У меня есть две маленькие племяшки, но я не планирую пока заниматься с ними танцами. Просто плохо представляю себе это.
Все хорошо. Но тоска по дому, друзьям, которые тоже разъехались, постоянно дает о себе знать. Думаю, что однажды мы все равно встретимся все вместе. Со слезами вспоминаю свою последнюю тренировку в Донецке: двадцать человек пришли ко мне на пилатес, и я говорила: до свидания. Это безумно больно.
Я чувствую себя в Челябинске в гостях. Хотя иногда кажется, что на встречу идет кто-то знакомый – из моей прежней жизни...
Фото: Олега Каргаполова