В Челябинской области несколько директоров школ стали участниками судебных процессов, инициированных прокуратурой. Поводом послужило отсутствие в библиотечном фонде необходимого количества бесплатных учебников. Надзорные органы приводят выдержки из законов, гарантирующих право на бесплатное образование. При этом руководители учебных заведений уверяют, что денег на учебную литературу нет. Кто прав и что делать – обсуждали участники круглого стола, организованного региональным отделением общероссийского «Народного фронта».
Вопрос покупки учебников давно волнует родителей. Век учебника стал невероятно коротким, буквально на следующий год книги уже считаются устаревшими. Причем разница между ними может оказаться в паре новых заданий.
Закон обязывает образовательное заведение комплектовать библиотечный фонд школы. Финансирование происходит из трех бюджетных источников – федерального, регионального и муниципального. Но школы по-прежнему просят родителей приобретать учебники за свой счет.
Когда прокуратура подает иск, то по делу проходит сразу три ответчики: школа, муниципальное управление и министерство образования и науки. Как пояснил министр образования региона Александр Кузнецов, нарушений закона ведомством нет, поскольку финансирование проходит в рамках утвержденных нормативов. А то, что нормативы не позволяют приобрети нужное количество учебников, уже никого не волнует.
По данным директора челябинской школы №67 Светланы Веретенниковой, в 2013 году для покупки учебников и пособий на одного ребенка приходилось 413 рублей, в этом году – 187 рублей. По словам члена регионального штаба ОНФ Натальи Каменковой, этих средств недостаточно даже для покупки одного учебника: «Ежегодно школа должна менять учебники на две-три параллели обучающихся. На одного ребенка необходимо от 10 до 15 учебников, в зависимости от количества предметов. Стоимость одного учебника на сегодняшний день составляет порядка 300–500 рублей. Кроме того, необходимы еще тетради с печатной основой, словари, энциклопедии, справочники и т. д. Сегодня объемы выделяемых школе средств всех уровней не покрывают ее потребности».
По мнению экспертов, для решения вопроса обеспечения школьников бесплатными учебниками понадобится примерно 350 миллионов рублей. «До пятого класса у нас дети полностью обеспечены учебниками. С учебными пособиями, например рабочими тетрадями, уже сложнее. Начиная с шестого класса дефицит учебников в нашей школе составляет 2600 штук. Это притом что мы пытаемся сделать все возможное, используем все ресурсы, которые у нас есть. Мы каждый год проводим акцию «Подари учебник школе», в результате библиотечный фонд пополняется порядка 600 экземплярами учебников», – рассказала Светлана Веретенникова.
Еще один вариант предложил сам министр Александр Кузнецов: «Приобретать учебники нужно оптом, это будет дешевле, быстрее и профессиональней. А когда родитель себе купил учебник, то он приобрел его в личное пользование, это не учебная литература школьного библиотечного фонда».
Сейчас школы переходят на обучение по новому федеральному образовательному стандарту, поэтому учебники должны быть тоже разработаны по ФГОСу. Кроме того, Министерство образования России ежегодно утверждает перечень учебников, поэтому некоторые закупки могут стать неактуальными. Неприятный случай, по словам заместителя начальника управления образования Челябинска Ларисы Манекиной, произошел в этом году: «Дети в начальной школе занимались по программе «Школа-2100». В 2014 году этот учебник исключили из перечня. Школы остались заложниками – учебники реально есть, дети по ним занимались, но теперь по ним не имеют права учить». Вот и получается, что деньги потрачены в пустую, в библиотеке стоят никому не нужные книги».
Досконально изучив ситуацию, члены штаба ОНФ в Челябинской области считают, что крайне необходимо увеличить долю финансирования всех бюджетных уровней. Также члены регионального штаба ОНФ предлагают рассмотреть возможность перехода школ на электронные учебники. Необходимость перехода объясняется еще и тем, что с 1 января 2015 года каждый бумажный учебник должен сопровождаться электронным носителем, иначе он не будет включен в федеральный перечень учебников.