21 октября вступает в силу федеральный закон, закрепляющий проведение независимой оценки качества оказания услуг в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования. Кто сможет объективно проанализировать работу учебных заведений, педагогов и чиновников?
В Министерстве образования РФ состоялся круглый стол «Роль общества в формировании рейтингов качества образования». В нем приняли участие представители ведомства, Общественного совета при Министерстве, педагогического и родительского сообщества.
Первый заместитель министра образования и науки Российской Федерации Наталья Третьяк напомнила, что в законе «Об образовании» содержится норма о принципе информационной открытости, сформулированы требования о размещении на сайте определенного набора информации, введена норма о проведения мониторинга системы образования и открытия этих данных обществу, а также обозначен механизм проведения независимой оценки качества образования по критериям, востребованным потребителем: родителями, абитуриентами, учащимися.
Сейчас существует более 170 различных оценочных процедур и рейтингов в субъектах образования. Но эта система имеет и ряд недостатков, в том числе и с точки зрения критериев, по которым эти рейтинги проводятся: в отдельных случаях их недостаточно или же они могут вводить потребителя в заблуждение.
В систему оценки качества образования стали вовлекаться и органы управления образованием, а это значит, что проведение рейтингов будет поддерживаться информационно, а чиновники будут нести ответственность за профессионализм и качество проведения этих рейтингов. В определении критериев рейтингов и независимых организаций, которые будут проводить оценку, смогут принять участие общественные институты, в том числе и общественные советы при органах образования.
Директор государственного образовательного учреждения «Гимназия №56 Петроградского района Санкт-Петербурга» Майя Пильдес считает, что хотя в педагогической среде любая внешняя оценка воспринимается не «беспроблемно», развитие возможно только в условиях открытости и обилие различных рейтингов только пойдет школе на пользу: она будет интереснее и лучше. По сути, это общественный запрос, который реализуют общественные советы через привлечение различных профессиональных команд для проведения независимой оценки.
Министр образования Московской области Марина Захарова рассказала, как в регионе в течение нескольких лет выстраивалась система мониторингов, в результате чего был сделан вывод о необходимости проведения нескольких исследований, ведь даже у одних и тех же участников процесса бывают разные запросы.
Например, у родителей учеников младших классов – одни критерии оценки школы, однако при переходе их детей в среднюю школу, они меняются. Теперь, при разработке своей системы критериев, в Московской области учитывают не только качество образования, но и условия его предоставления. Таким образом, городские и сельские школы оцениваются на общих основаниях.
Но, по словам Натальи Третьяк, лидеры образования получают возможность напрямую влиять на образовательный процесс. Например, руководители топовых образовательных организаций приглашаются в рабочие группы, разрабатывающие образовательные программы.
Председатель Общероссийской общественной организации «Российский студенческий союз» Артем Хромов считает, что в студенческой среде есть определенное недоверие к различным рейтингам. Рейтинг, критерии которого составят профессионалы после широкого общественного обсуждения, будет с большой вероятностью принят обществом, с ним будут считаться и образовательные организации. Наличие подобного рейтинга позволит создать конкурентную среду и побороться «новичкам» от образования с «брендовыми» вузами за будущих студентов.
Несмотря на плюсы и минусы ранжирования, высокий показатель учебного заведения в рейтинге всегда являлся привлекательным для родителей, выбирают они детский сад или вуз.