С 27 по 30 октября во всех российских школах пройдет Единый урок по безопасности в сети Интернет. Как сообщает Минобрнауки РФ, ученикам расскажут об основных видах киберугроз, способах их распространения и методах борьбы. Школьников научат основам защиты персональных данных, предупредят о распространенных видах интернет-мошенничества, а также об ответственности за незаконное копирование авторских текстов, музыкальной и кинопродукции.
С инициативой дополнения школьной программы уроками по безопасности в сети Интернет выступила председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко. Для проведения урока разработан специальный комплект методических рекомендаций. Эти материалы помогут учителю рассказать школьникам о правильном использовании возможностей сети Интернет для образовательных целей. Описанные в рекомендациях пути предотвращения возможных негативных последствий помогут педагогу при организации уроков. Также для учителей разработан толковый словарь терминов «Интернет в образовании».
Единый урок по безопасности в сети Интернет пройдет при поддержке Совета Федерации, Министерства образования и науки Российской Федерации, Министерства связи и массовых коммуникаций, при участии представителей IT-сообщества. В ряде школ проводить урок будут не только учителя, но также законодатели и эксперты в сфере интернет-безопасности. Что касается содержания самих уроков, то, например, одна из предлагаемых тем для обучающихся 6-9-х классов называется «Киберугрозы современности: главные правила их распознавания и предотвращения». Урок предлагается начать с вопроса учителя: «Что вы знаете об угрозах, которые исходят из Интернета?»
После обсуждения ответов педагог приводит статистические данные, согласно которым 91% компаний сталкиваются с угрозами информационной безопасности. Затем учитель может выделить основные группы серьезных гиперугроз и проиллюстрировать их конкретными примерами. Это, в частности, возможность распространения вредоносных программ посредством флеш-накопителя.
Педагогу также предложено рассказать о таком виде мошеннических посланий, как «Нигерийские письма». Ученики узнают, что называются они так потому, что в первое время получили широкое распространение именно в этом африканском государстве. Начиная с середины 1980-х годов письма распространялись посредством обычной почты. Адресата просили о помощи в осуществлении многомиллионных финансовых операций под обещание крупных денежных выплат. Согласившийся на аферу лишался средств и в попытке их вернуть мог оказаться похищенным нигерийскими мошенниками. С появлением Интернета «Нигерийские письма» стали нарицательным понятием.
Далее, согласно плану урока, ученикам дается задание, в котором им необходимо самим оценить степень вредоносности информации. Рассказать о существующих информационных угрозах предлагается и родителям: разработаны специальные материалы для проведения родительского собрания, родительского лектория, заседания родительского клуба.
Родителям советуют довести до своих детей-школьников определенные тезисы. Так, например, разработчики рекомендаций предлагают объяснить правила поведения в сети Интернет, необходимость уважительного отношения к другим пользователям и их собственности, поскольку незаконное копирование и использование чужой работы – текста, музыки, компьютерных игр и других видов программ – может повлечь за собой ответственность. Также родители могут рассказать об особенностях работы с персональными данными в Сети и бережном обращении с чужими личными сведениями.