Образование Сергей Новиков, фотограф: «Мой пейзаж – человеческое лицо с его бесконечным разнообразием»

Сергей Новиков, фотограф: «Мой пейзаж – человеческое лицо с его бесконечным разнообразием»

Российский фотограф Сергей Новиков известен прежде всего портретами самых знаменитых ученых страны, а также лауреатов Нобелевской премии. Много лет он является фотографом РАН. Издано более 20 альбомов портретов ученых, сделанных фотографом Новиковым. В своем родном вузе – Челябинском педагогическом университете – Сергей Новиков представил свой юбилейный автобиографический фотоальбом, а также выставку ранних фотографий. Почему он не стал физиком, чем притягательно искусство фотопортрета, нужна ли фотографу слава? Об этом и многом другом мы говорили с героем «Харизмы» Сергеем Новиковым.

Суть человека

– Сергей, вы ведете хотя бы примерный подсчет своих работ в жанре портрета?

– До сегодняшнего дня почти три тысячи персон стали героями моих фотопортретов. Самая крупная коллекция портретов ученых РАН находится в Екатеринбургском институте физики металлов. В ЮУрГУ есть галерея портретов, в Москве, Петербурге, во многих институтах уральских городов.

1 из 9

– Почему ваши фотографии и сегодня остаются черно-белыми?

– Портрет в черно-белой гамме предельно психологичен, он позволяет показать суть человека. Цвет в этом вопросе мешает, отвлекает. Я до сих пор снимаю на пленку и печатаю фотографии сам, в любом формате. Зачем мне перестраиваться, если я умею хорошо это делать, если есть хорошая аппаратура, есть материалы.

– Когда пришло понимание, что именно лицо человека вам интереснее всего остального?

– Такое понимание не приходит мгновенно, это процесс постепенный. Когда я по воле случая попал на работу в Академию наук и понял, что вокруг столько замечательных людей с совершенно потрясающими лицами, что снимать этих людей невероятно интересно, тогда и пришло понимание, что тема портрета неисчерпаема. Все остальное стало для меня вторичным. Хотя до этого я работал в разных жанрах. Однажды на Габровском фестивале мне сказали: «Невероятно, чтобы один фотограф сделал столько хороших разножанровых снимков». В 1995 году в Челябинске была моя персональная выставка, я показал тогда около 300 работ в разных жанрах. Тем не менее человек, его лицо интересовали меня всегда. Бессознательно я начал снимать человеческое лицо еще в школе, и первые мои снимки – портреты.

– С чего началось увлечение фотографией?

– Фотоаппарат у меня появился, когда я был школьником. И вот я прошелся по соседям, всех снял, а потом всю ночь проявлял и печатал фотографии. Утром пошел их разносить и вдруг увидел, какую радость доставил людям. Я тогда почувствовал такой прилив удовольствия! Я и в педагогический институт решил поступать только потому, что здесь тогда была уникальная фотолаборатория, а фотографию на так называемом факультете общественных профессий преподавали настоящие мастера – Юрий Теуш, Владимир Швеммер…

Между астрономией и фотографией

– Хотите сказать, что были далеки от педагогики?

– Признаюсь, я не очень хотел учиться в педагогическом институте и совсем не хотел быть школьным учителем. Одно время мечтал быть астрономом или ихтиологом. Я родом из города нефтяников – Ишимбая (Башкирия), и у нас были очень сильные учителя по естественно-научным предметам, отсюда любовь к физике, математике, астрономии, биологии… Мы в школе решали задачи по физике такой сложности, что в пединститут я поступил легко, и учиться мне было не трудно.

– Фотодело знали намного хуже?

– В школе я интересовался фотографией на уровне процесса, осмысление началось здесь, в институте. Когда я пришел в ФОП, в класс фотографии, то думал, что кое-что умею, но спесь с меня слетела в первые же дни. Я понял, что о фотографии не знаю вообще ничего. Владимир Швеммер давал нам задание – отснять за неделю полную катушку пленки. Тогда казалось, что и снимать-то нечего, чтобы целую катушку потратить. (Смеется.) Это сейчас можно не сходя с места и катушку, и больше отснять. И вот мы приносили проявленные пленки на занятия, Швеммер их смотрел и устраивал разбор каждого кадра. Я тогда удивлялся – как он может понять, что плохо, что хорошо? Думал ты или не думал, когда снимал? Спустя какое-то время я сам стал понимать по негативу, что хорошо, что никуда не годится. Я окунулся в мир фотографии с головой и уже на втором курсе выбрал не научную деятельность, а фотографическую.

– Как вы попали в Российскую академию наук?

– Совершенно случайно. В Уфе мне предложили рассказать посредством фотографии о жизнедеятельности Башкирской академии наук. С этого все началось. Ездил в экспедиции, на ученые советы и через какое-то время пошли отклики от самих ученых, которые говорили, что раньше их так, по-человечески, никто не снимал. (Смеется.) Раньше были портреты, где есть анатомия, но нет человека. Начали меня приглашать снимать академиков – в Горький стал летать, в Москву. Потом я показал свои фотографии Дмитрию Сергеевичу Лихачеву, Борису Борисовичу Пиотровскому, Леониду Леонидовичу Оболенскому, получил одобрение.

Зеркало

– Где была снята ваша серия нобелевских лауреатов?

– Я снимал ее в 2003 году в Петербурге, когда Жорес Алферов пригласил в Россию 20 нобелевских лауреатов на Нобелевские чтения. Я жил там неделю, ходил на лекции, снимал их и во время работы, и в кулуарах.

– Скажите, было время, когда вы смотрели на знаменитых ученых снизу вверх?

– Нет, всегда общался с ними на равных. Настоящие ученые очень демократичны в общении. Они ценят в человеке прежде всего профессионализм, звания не играют роли. Сегодня у меня много хороших знакомых и друзей среди академиков, многие называют меня своим зеркалом. (Улыбается.)

– Вы спрашиваете у них разрешение на съемку?

– Никогда. Если съемка вызовет недовольство, лучше потом извиниться. Так учил нас Юрий Теуш. Была у меня такая история: я впервые приехал на заседание президиума Уральского отделения РАН в Екатеринбург, сел в первый ряд. На трибуну вышел академик Красовский, начал говорить, а я стал его снимать. И вдруг он воскликнул возмущенно: «Может, хватит здесь фотографировать!» Я, конечно, перестал снимать. Потом в перерыве он ко мне подошел, извинился и стал объяснять, почему не хотел, чтобы я его снимал во время выступления. На что я ему сказал: «Хотите вы или нет, но фотографировать я вас буду. Это не мне нужно, не вам, это нужно истории». Спустя год или два в Москве, на общем собрании, я снова его снимал, и он уже не сопротивлялся. Фотографии получились хорошие, но я показывать ему не стал. Позднее его портрет показал на выставке в честь открытия музея фотографии в Екатеринбурге. И вдруг он мне звонит и говорит: «Действительно, хорошие фотографии, не могли бы вы сделать их и для меня?»

– Часто приходилось выслушивать претензии от героев портретов?

– Очень редко. Как-то раз я подошел к академику, известному математику Сергею Михайловичу Никольскому, чтобы показать ему его портрет. Только что вышел альбом портретов российских ученых, и я решил собрать их отклики. В то время ему было 97 лет уже, но он был энергичен, активен – стоял и что-то оживленно обсуждал с коллегами. Я подошел, раскрыл альбом на странице, где его портрет, и думаю: «Сейчас скажет, что фотография ужасная». А он хмыкнул и написал: «Необычное фото, но это моя сущность». Дело в том, что я всегда руководствовался одним принципом – надо любить людей, которых ты снимаешь. Иногда в шутку говорю, что я – не портретист, а пейзажист, только мой пейзаж – человеческое лицо с его бесконечным разнообразием.

Добрыми глазами

– Какие советы своих учителей в сфере фотографии важны для вас и сегодня?

– Хорошо делать свое дело и быть честным. Юрий Теуш часто говорил: «Никого не волнуют твои проблемы, ты должен выдавать хороший результат». Кроме того, я работаю с людьми, мой принцип – никого не обижать. Сделать объективную фотографию, но не обидную. Это сложная и очень важная задача. Не всегда получается, не всегда человек может адекватно воспринимать себя со стороны – тонкая, непростая вещь. Но в целом я справляюсь. Часто слышу, что на моих портретах люди лучше, чем на самом деле. На что я всегда отвечаю: «Они на самом деле такие, только взглянуть на них надо по-другому». Лично я смотрю на людей добрыми глазами.

– С фотошопом дел не имеете?

– Вообще не прибегаю к компьютерной обработке, я работаю с негативами. Согласитесь, сегодня на портретах в глянцевых журналах манекены, а не люди. Живого человека там нет. Кому-то это нравится, мне – нет. В этом смысле научная среда воспринимает все адекватно, умные люди на многие вещи в жизни смотрят правильно.

– Что для вас слава? И нужна ли она фотографу РАН?

– Когда ко мне подходит человек и говорит, что я сделал лучшую фотографию из тех, которые у него есть, – ничего нет выше такого признания. Это выше всех наград и всякой славы.

1 из 6

Сергей Новиков – признанный мастер портретной съемки. Много лет живет в Екатеринбурге, более 30 лет работает официальным фотографом в Российской академии наук. Наибольший успех и известность ему принес цикл «Портрет интеллекта» – фотографии выдающихся деятелей российской науки.

Фото: Фото Олега Каргаполова, фото из архива Сергея Новикова

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE1
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
5
ТОП 5
Мнение
«Черные унитазы и протухшая посуда». Журналистка ушла в клинеры и рассказывает о секретах и ужасах новой работы
Анонимное мнение
Мнение
«Парни, не позорьтесь!» Уральский блогер объяснила, что запрещено дарить девушкам на Новый год
Ольга Чиги
блогер
Мнение
Смотрят на иностранцев как на зверушек, но хорошо платят: модель из России устроилась на работу в Китае — ее впечатления
Анонимное мнение
Мнение
Райские виды по соседству с плесенью и беднотой. Турист бюджетно провел две недели на Гоа — сколько денег потратил
Анонимное мнение
Мнение
«Сначала всё убить, а потом передать»: эксперт в сфере ЖКХ — о том, почему за канализацию заплатят сами горожане
Никита Алешкин
представитель Ассоциации управляющих компаний
Рекомендуем
Объявления