Образование Елена Пономарева, директор Института социально-гуманитарных наук ЮУрГУ: «В периоды кризиса повышается потребность в гуманитарном знании»

Елена Пономарева, директор Института социально-гуманитарных наук ЮУрГУ: «В периоды кризиса повышается потребность в гуманитарном знании»

России необходимо уделять больше внимания развитию социально-гуманитарных наук. С таким посылом выступил министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов на форуме «Территория смыслов на Клязьме». В Южно-Уральском государственном университете эта задача решается давно. На гуманитарных факультетах функционируют уникальные научные школы, проводятся международные конференции. А с этого года в ЮУрГУ образован Институт социально-гуманитарных наук, объединивший факультеты журналистики, истории, психологии, ряд научно-образовательных центров и музеи вуза. Какие перспективы перед студентами открывает создание такого комплекса, рассказала директор института, доктор филологических наук, профессор Елена Пономарева.

– Большую часть своей истории ЮУрГУ прошел как технический вуз. Насколько гуманитариям легко соседствовать с технарями?

– Гуманитарное направление в ЮУрГУ существует более 20 лет. Сегодня мы достигли таких результатов, которые позволяют нам не бороться за существование, а работать на дальнейшее успешное развитие. Мы давно не соревнуемся с коллегами, представляющими технические направления, а во многом даже являемся ориентиром. Качество подготовки наших выпускников доказывается их востребованностью. Наши работают в крупных государственных структурах, занимают высокие должности, а значит способны выдержать серьезную конкуренцию. Увеличивается процент тех, кто мотивированно возвращается на свои факультеты, чтобы продолжить обучение на второй и третьей ступени образования – в магистратуре, аспирантуре.

Наши ученые-гуманитарии – это люди, признанные не только в своем профессиональном сообществе, но и в научных кругах России и зарубежья. Многие преподаватели являются экспертами Высшей аттестационной комиссии, являются членами диссертационных советов, входят в редколлегии высокорейтинговых российских научных журналов.

– Почему возникла необходимость создания Института социально-гуманитарных наук?

– В Южно-Уральском государственном университете существовал социально-гуманитарный факультет, из которого позднее были образованы исторический факультет и факультет журналистики. Можно сказать, что институт возвращается к традициям социально-гуманитарного образования, но уже в новом формате. Это требования времени. Институт социально-гуманитарных наук – современная образовательная модель, в которой собраны кадры самой высокой квалификации, научные работники и практики, профессионалы в своей научной области, великолепно владеющие методологией междисциплинарного подхода.

Выпускники созданного Института социально-гуманитарных наук смогут реализовать себя в таких сферах деятельности, как изучение и преподавание русского языка, литературы, истории, культуры и искусства, в области теле-, радио- и интернет-журналистики, в медийном бизнесе, выставочной деятельности, редакторском и издательском деле, в сфере межкультурных и межнациональных отношений, сферах психологии, социологии и политологии. Кроме того, классическое гуманитарное образование позволит студентам, преуспевшим в различных видах коммуникаций (от речевой до визуальной), с легкостью осваивать новые области знания и овладевать новыми профессиями, совершенствовать свое профессиональное образование в магистратуре и аспирантуре.

– Какие преимущества даст студентам объединение факультетов в одну структуру?

– Наши студенты смогут получить современное образование на уровне существующих стандартов и даже с опережением этих стандартов. ЮУрГУ – национальный исследовательский университет, поэтому к стандартным образовательным программам и дисциплинам добавляются авторские, которые способны разработать и реализовать только мы, используя при этом наши уникальные площадки: телерадиокомпанию ЮУрГУ-ТВ, научные и музейные центры, суперсовременные лаборатории.

Объединение факультетов позволяет в полной мере реализовать мультидисциплинарный подход, когда ты получаешь образование не только в своем узком профессиональном коридоре, а имеешь возможность сориентироваться в смежных областях знаний. Сложно стать хорошим журналистом, если ты не владеешь словом или основами психологии, невозможно быть филологом без знаний исторических процессов, современной социокультурной среды. Невозможно представить психолога или философа, не разбирающегося в тонкостях человеческой души, которые отражены в литературных произведениях.

1 из 4

– ЮУрГУ вошел в федеральный Проект 5-100. Какие изменения ожидаются в целях повышения качества гуманитарного образования?

– В университете создается зона элитного образования. В следующем году она появится и в нашем институте. Студенты, показавшие хорошие результаты во время учебы, смогут более углубленно изучать необходимые им дисциплины, заниматься усиленной языковой и научной подготовкой.

Науке уделяется особое внимание. И в этом плане институту есть чем гордиться. Во всем мире узкопрофильные исследования отходят на второй план, прорыв можно совершить, только если ты можешь посмотреть за пределы своего профессионального круга. Например, факультет журналистики в течение ряда лет проводит грандиозные международные форумы, которые объединяют исследователей в области медиавистики. Это одно из крупных научных направлений, которое основывается не только на работах по журналистике, но и языковых, литературоведческих, социологических методах. В этом году был организован форум «Коммуникационный лидер 21 века», на котором декан факультета журналистики МГУ Елена Вартанова подтвердила значимость такого подхода, а также охарактеризовала площадку ЮУрГУ как одну из прорывных, современных в данной области.

Прорывные направления есть на историческом факультете. В рамках научной школы реализуются уникальные подходы к изучению различных периодов истории, у нас существует мощнейшая археологическая школа, открытия которой бесценны не только для нашего региона. Не случайно работа одного из представителей археологической школы, профессора Андрея Владимировича Епимахова была опубликована в престижном научном журнале Nature. Перспективность культурно-исторических исследований регулярно подтверждается получением международных грантов, открывающих перспективы новых исследований, в том числе с участием зарубежных коллег. Одной из традиций исторического факультета является проведение международных летних научных школ, на которые съезжаются представители европейской молодой науки.

Факультет психологии занимается изучением процессов когнитивного развития, психогенетики. Это прорывная область науки, актуальная в условиях действительности, бросающей человеку множество вызовов. Сегодня психологами для решения научных проблем созданы лаборатории мирового уровня.

Всегда будут актуальны работы филологов. Сохранение русского языка носит сегодня характер стратегической государственной задачи и напрямую связывается с вопросами национальной безопасности, сохранения национальной и государственной идентичности. Во всем мире поддерживается интерес к русской литературе, потому что в ценностных ориентирах человек нуждается всегда, где бы он ни жил. Именно о непреходящих человеческих ценностях писали все знаменитые русские художники слова. В этом году филологическая научная школа идет на эксперимент: мы принимаем аспиранта, который будет писать работу под двойным руководством – финского профессора и профессора нашей кафедры.

– Какие лаборатории вошли в состав института?

– Мощная лабораторная база в институте создавалась на каждом из вошедших в его состав факультетов. У каждого факультета были свои приоритеты и свои нюансы, связанные с конкретной областью науки. В настоящее время лабораторная база уже обновилась.

Институт еще только создан, а некоторые лаборатории созданы заново или перепрофилированы с учетом особенностей института, потребностей его выпускников и, конечно, работодателей.

Одна из базовых площадок, которыми мы гордимся, и которыми вместе с нами гордится вся молодая Россия – это наша телерадиокомпания – современный мощный холдинг, в котором соединяются и 360-градусный мультимедийный ньюсрум, и сама телерадиокомпания, и наши многочисленные печатные издания, например, газета «Технополис» – старейшее брендовое издание университета.

Нельзя не отметить наши музейные площадки, объединяющие и музей телевидения и радио, и виртуальный филиал Русского музея, который был создан учеными исторического факультета, и наш замечательный Зал искусств, и уникальный музей «Народы и технологии Урала».

По существу, все эти площадки являются визитной карточкой университета. Евразийский научно-образовательный центр, НОЦ «Культурно-исторические исследования» признаны научным профессиональным сообществом не только в России, но и за рубежом.

Уникальные лаборатории открыты на факультете психологии. Например, помимо «Психогенетики когнитивного развития» создана лаборатория профессионального моделирования «Планирование карьеры», где студенты могут применить полученные знания на практике.

– Насколько налажено международное сотрудничество?

– Институт располагает обширной сетью программ международного сотрудничества, каждый из факультетов имеет целую сеть зарубежных академических партнеров. В 2016 году планируется открытие двух совместных научных лабораторий с университетами Швейцарии и Финляндии. Магистранты-искусствоведы в рамках совместных образовательных программ обучались в аспирантуре в Испании. В связи с образованием на факультете истории еще одного научного центра, который будет заниматься проблемами искусствоведения и культурологии, число программ академической мобильности будет увеличиваться. Совсем недавно подписаны договоры об академической мобильности между ЮУрГУ и казахским университетом им. Гумилева, в рамках которой будет реализована подготовка журналистов

Наша археологическая школа признана во всем мире. Ученые-археологи, историки – желанные гости на самых крупных археологических и исторических конференциях Германии, Швейцарии, публикуются в самых авторитетных изданиях мира.

Масштабы и перспективы международного сотрудничества НОЦ «Культурно-исторические исследования», политологов ЮУрГУ также впечатляют. Самое важное, что совместные проекты не носят характер случайных или спонтанных – это продуктивный, постоянный и перспективный диалог специалистов высочайшего класса, работающих над сходными проблемами в России и далеко за ее пределами – в европейских странах, США.

Серьезно и обстоятельно к вопросам международного сотрудничества подходят и на факультете журналистики, благодаря инициативе которого в 2016 году ЮУрГУ вступил в European Journalism Training Association (Европейскую ассоциацию по журналистскому образованию), а это означает активную интеграцию медиаисследователей в мировое академическое сообщество. На факультете существуют прочные научные связи с европейскими университетами, в частности, с университетом города Тампере (Финляндия).

В сентябре мы планируем заключить договор о двойном руководстве аспирантской работой. Также у нас налажено тесное сотрудничество с Цюрихским университетом (Швейцария): в 2016 году мы планируем открыть совместную лабораторию по изучению литературного текста XX–XXI веков.

В числе научных партнеров факультета психологии – School of psihology of Universite Laval (Канада), Goldsmits University (Великобритания), University of Sussex (Великобритания), Университет Аделаиды (Австралия), Университет Хайфы (Израиль) и др.

Активно развивается сотрудничество Института социально-гуманитарных наук с университетами Китая. Китайские студенты в течение нескольких лет учатся у нас по направлениям подготовки «Журналистика» и «Филология».

В 2016 году мы планируем в рамках программы двойных дипломов отправить наших студентов в КНР. Наши зарубежные выпускники, получив гуманитарное образование в ЮУрГУ, учатся ценить Россию, начинают по-настоящему любить ее; они понимают ее культуру, традиции, людей. Вернувшись на родину, они подтверждают высокий уровень полученных знаний.

Также мы активно сотрудничаем с летними языковыми школами, школами журналистики. Те контакты, которые еще несколько лет назад мы характеризовали как международные, сегодня становятся отечественными. Например, мы много лет дружили с севастопольскими университетами, теперь они стали российскими. Также мы сотрудничаем с университетами Туркменистана, Кыргызстана, Казахстана.

– Каким, по вашему мнению, должен быть выпускник вашего института? Какими компетенциями он должен обладать?

– Это должен быть человек современный, интеллигентный, уверенный в себе, творческий, осведомленный во всех современных тенденциях гуманитарного знания. Он должен быть высокоразвит, обладать достаточно высоким творческим потенциалом, достаточным багажом культурных знаний, должен уметь синтезировать науку с практикой.

Когда наступают периоды экономического кризиса, когда не очень спокойно жить в мире, повышается потребность в гуманитарном знании. Люди начинают особенно нуждаться в хороших фильмах, книгах, в умении соотносить непростые внутренние ощущения с объективным, аналитическим восприятием жизненных реалий. Это как раз то, что должно стать результатом качественного гуманитарного образования.

Институт социально-гуманитарных наук ЮУрГУ,
адрес: 454080, г. Челябинск, пр. Ленина, 76;
тел.: +7 (351) 267-90-29, 267-90-66;
Susu.ru/ru/institut-socialno-gumanitarnyh-nauk.

Фото: Фото Алины Черепановой, фото предоставлено ЮУрГУ

На правах рекламы

ПО ТЕМЕ
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления