Образование Каким будет урок труда – 2035

Каким будет урок труда – 2035

Пришивать пуговицы и работать лобзиком или собирать роботов и осваивать программирование? Каким будет урок технологии в 2035 году? Этот вопрос вызвал жаркие споры, в результате которых одних записали в «партию борща и напильников», а других обвинили в излишней привязке к IT-технологиям. Но все участники дискуссии сошлись в одном – урок труда уже сейчас нуждается в реформах.

Агентство стратегических инициатив провело всероссийский конкурс «Урок технологии – 2035». На последнем форуме состоялась презентация трех проектов, все они оказались с акцентом на робототехнику и программирование и без классического разделения на «мальчиков» и «девочек». Например, первый проректор Московского технологического института Евгений Плужник предложил продлить урок технологии до 11 класса. Предполагается, что в начальной школе дети будут осваивать схемотехнику, введение в электронику, прототипирование и конструирование объектов, с 5 по 9 класс – робототехнику, введение в автоматизированное управление, новые материалы и биоматериалы, а с 10 по 11 класс смогут изучать киберфизику, машинный интеллект, наноробототехнику и квантовые коммуникации.

Разговоры о том, что робототехнику нужно включать в курс технологии, ведутся давно. Сами учителя признаются, что современных детей невозможно увлечь резкой по дереву, кройкой и шитьем. Учитель технологии из варненской школы №1 Виталий Уханев делает необычно красивые вещи из дерева, но последователей у него не так много: «Резьбой по дереву я увлекся еще в школе, благодаря учителю труда. Начинал с геометрической резьбы, затем совершенствовал свои навыки. Сейчас свои знания передаю ученикам на уроке технологии. Они учатся работать ручным инструментом, высчитывать пропорции, чувствовать дерево. Конечно, сейчас большинство детей выбирает компьютерные технологии, и руками мало кто хочет работать».

В декабре прошлого года на всероссийской конференции, посвященной инженерному образованию, участники сетовали, что внедрение робототехники происходит крайне медленно. По словам профессора Института физики, технологии и информационных систем Московского педагогического государственного университета Юрия Хотунцева, в последние учебники по «Технологии» до сих пор не включен курс робототехники.

Но увидев проекты урока технологии – 2035, педагоги возмутились, потому что робототехника стала не частью программы, а основным компонентом.

На вопрос «Есть ли им место ручному труду в уроке технологии» Евгений Плужник ответил так: «Есть. Наверно, больше половины из здесь присутствующих когда-то брали в руки молоток с гвоздями и отбивали себе пальцы. Этого нельзя лишать детей, чтобы они понимали взаимодействие объектов. (…) Я отец двоих девочек в возрасте 14 лет, три года назад они мне задавали вопрос – а зачем учиться пришивать пуговицы, если их пришивают роботы? Пришивают так, что вещь изнашиваете, а пуговицы не отлетают. Технологии ушли настолько далеко, что то, что преподается на данный момент, уже отстало. Можно изучать плетение обуви из бересты, но кроссовки печатаются на 3D-принтере».

Родительские форумы, посвященные урокам труда, пестрят гневными сообщениями:

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе гимназии №23 Светлана Максименко считает, что задача уроков технологии – обучить всех детей тем навыкам, которые могут пригодиться в жизни. «В нашей школе уроки технологии проходят традиционно: у девочек – кройка и шитье, кулинария, у мальчиков – работа с деревом, железом. Мы стараемся включить в урок технологии черчение, модуль "конструирование и моделирование", которые необходимы всем, кто будет поступать на технические специальности. Как мама мальчика я могу сказать, что для меня важно, чтобы сын умел делать какие-то мужские вещи. У моей подруги сын – успешный бизнесмен, но дома он все чинит сам, без проблем может кран поменять, розетку починить. Это вызывает большое уважение».

опр

Урок технологии давно является головной болью директоров школ, потому что занятия требуют создания мастерских, специального оборудования. Теперь к этим проблемам добавляется еще одна – покупка дорогостоящих наборов конструкторов и поиск педагогов, способных воплощать идеи из урока технологии – 2035.

По словам Светланы Максименко, на сегодня оснащение мастерских в большинстве школ оставляет желать лучшего: «Программа предмета составлена так, что не каждая образовательная организация может позволить себе закупить оборудование в полном объеме. Кроме того, сложно подобрать учителей, особенно для мальчиков. Мало кто из мужчин хочет работать в школе за небольшую зарплату. Сейчас мы приняли офицера в отставке, надеемся, что он станет настоящим наставником для мальчишек».

Психолог Анна Ковалева уверена, что без навыков ручного труда не обойтись даже в 2035 году. «Ребенку, когда формируется склад личности, очень важно делать что-то своими руками и, самое главное, видеть, как это применить в жизни. С этой точки зрения, получившиеся на уроках труда кривые табуретки и неаккуратно пришитые пуговицы не способствуют большой мотивации, потому что результат не радует, а вещи потом никак не используются. Может быть, сборка роботов будет хорошей альтернативой этому. Ведь мы живем в век информационных технологий. Но увлечение технологиями тоже чревато. В минуты опасности и стресса человек действует на рефлексах. Бессознательно борется за выживание, логика не включается. А ведь в таких ситуациях может понадобиться и умение гвоздь вбить в плот или привязать к себе узлом ребенка. Что мы имеем на подсознательном уровне в вашем случае? Создание роботов. Человек не терзал в 5 классе молоток и знает его только как элемент работы своего электронного помощника. Мы же понимаем, что в современном городе уроки труда – чаще всего единственный источник знакомства маленького человека с ручным трудом. Родители ограничивают общение со школьниками фразами "отойди от компьютера" и "иди ужинай". Я не вижу никакого смысла отрубать очередной способ связи ребенка с реальностью».

Руководитель регионального центра робототехники Владислав Халамов считает, что хорошо продуманная программа урока позволит сохранить и ручной труд и применить современные технологии: «Я вижу урок будущего как урок, гармонично сочетающий воспитание любви и уважения к труду, как к своему, так и к чужому. В урок технологии должны входить развитие навыков ручного труда, важных в жизни каждого человека, знакомство с материалами: чем каждый отличается друг от друга, какие свойства полезные для использования. Без этой базы сложно воспитывать инженерные кадры и двигать науку вперед. Обязательно должно быть изучение способов обработки материалов – как вытачивается деревянное изделие, как обрабатывается металл, пластик, стекло, чтобы ребенок получил элементарные представления об окружающем мире. И здесь как раз приходят на помощь современные технологии – и лазерная резка, и 3D-принтеры».

опр

Фото: Фото с сайта Shutterstock.com
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления