Прощание с известным педагогом челябинской гимназии №1 Ириной Головановой, организованное в стенах школы, разделило родителей учеников на два лагеря. По мнению некоторых, учебное заведение – не место для венков и похоронных процессий. 74.ru разбирался, зачем администрация гимназии решила проводить педагога в последний путь именно из школы и как это может отразиться на детях.
На пару часов обычный день гимназии №1 превратился в траурный. В последний путь провожали знаменитого учителя, отличника народного просвещения, лауреата фонда Сороса – Ирину Ивановну Голованову. В первой школе она проработала 55 лет, преподавала биологию.
Так получилось, что родственников у Ирины Ивановны не оказалось. Все заботы о похоронах взяли на себя её выпускники – они организовали сбор денег, оплатили всю процессию и поминальный обед.
– Ирина Ивановна – бренд нашей школы, мы гордимся такими учителями. Прощание с учителем – это дань памяти. На похороны пришли педагоги, ведущие врачи города, которые у неё учились, многочисленные выпускники, и ни у кого не возникло вопроса: «А зачем мы проводим это в гимназии?», – отметил директор гимназии №1 Дамир Тимерханов.
Некоторых родителей возмутила организация похорон именно в школе, а не в специальном зале для прощания.
– Я понимаю, раньше было такое, приносили покойных для прощания на заводы, в театры. Прощались с очень хорошими людьми, но там взрослые люди отдающие себе отчет в происходящем. И тут наверняка это был какой-то очень хороший учитель, всё возможно. Но тут дети! – возмущается один из родителей на своей странице в соцсети.
Ряд родителей со скепсисом относятся к подобным церемониям и переживают за психическое состояние своих детей.
– Если моему ребёнку покажут покойника, то он спать перестанет! – говорит мама первоклассника Мария. – Уверена в этом, ведь уже третий год он со слезами на глазах вспоминает котёнка, который у нас прожил меньше двух месяцев и умер. И тогда, и сейчас периодически сынуля с дрожью в голосе расспрашивает, а не уйду ли я, или бабушка с дедушкой – дорогие ему люди. В общем, я категорически против, чтобы моему ребёнку показывали покойников. Для него это станет серьёзной психологической травмой.
– Когда я училась в университете, и у нас скончался один из преподавателей, прощание происходило в актовом зале. Приходили и студенты, и выпускники. Что касается школы, на мой взгляд, церемонию прощания можно устроить, но когда в учебном заведении уже не будет детей. Чтобы пришли бывшие ученики, коллеги и друзья усопшей, – говорит мама первоклассницы Светлана Первакова. – Несмотря на все регалии педагога и любовь к нему со стороны учеников, всё же присутствие на такой церемонии может негативно сказаться на психике детей.
Другие ученики Ирины Головановой не видят ничего предосудительного в том, чтобы проститься с педагогом в стенах родной школы.
– Ирина Ивановна была у нас классным руководителем. Я восхищалась её удивительным умением сочетать в себе строгость и любовь к каждому ученику. Она искренне заботилась о нас, переживала, – вспоминает учителя Ирина Бочарова. – В числе тех, кто пришел с ней проститься, были и стар и млад, потому что она учила по три-четыре поколения в семье. Не думаю, что похороны могли нанести какую-то психологическую травму детям, с экранов телевизоров они видят кадры гораздо страшнее. А вот не дать людям, которые у неё проучились, возможности попрощаться, проводить в последний путь именно как педагога – как раз это, на мой взгляд, не по-человечески.
По словам Дамира Тимерханова, ученики гимназии не видели на похоронах ничего ужасного:
– В этот день было составлено спецрасписание. Первая смена закончила учёбу до начала церемонии прощания, а вторая приступила к занятиям через час. Само прощание было организовано в спортзале – это пристрой, поэтому детей там не было.
– Я хорошо знал Ирину Ивановну, работал с ней, когда возглавлял областную станцию юннатов, – говорит председатель областной организации профсоюза работников народного образования Юрий Конников. – Похороны в школе – скорее, исключение, чем традиция. Да, сейчас есть ритуальные залы, где можно проститься с человеком, но администрация гимназии приняла другое решение, исходя из того, что Ирина Ивановна – это легенда школы, и с ней нужно проститься именно так. Я не могу осуждать такое решение. У нас были случаи, когда провожали педагогов в последний путь из дворца пионеров, вузов. Не думаю, что дети получили какую-то психологическую травму из-за того, что увидели похороны. Это в какой-то мере даже воспитательный момент, он показывает детям, какие достойные педагоги работали в школе, где они учатся, как гимназия чтит память и традиции.
Специалисты считают, что современных детей слишком ограждают от темы смерти. По мнению психолога Аллы Гущиной, для многих подростков смерть становится виртуальным понятием, а не реальным:
– Если детей ограждают от темы смерти, то у них создается иллюзия вечной жизни. Ребёнок должен понимать, что жизнь конечна. Если раньше хоронили из квартир, дети видели похороны, то сейчас смерть не замечается, это как будто не про нас. Сейчас психологи настаивают на том, что если в семье случилось горе, то дети обязательно должны попрощаться с умершим родителем. Иначе потом они мысленно будут возвращаться к этой ситуации как к незавершённой. Хотя понимание смерти учит ценить жизнь.
А вы за или против, если с учителем будут прощаться в стенах школы?
На странице в соцсетях первой гимназии под сообщением о смерти Ирины Ивановны Головановой несколько десятков комментариев. В них ученики вспоминают своего учителя и благодарят за полученные знания.
Фото: Фото Виталия Федулова, с сайта Chelschool1.ru