Родители челябинских школьников бьют тревогу: в учебных заведениях не хватает учителей математики, а это основной предмет, по которому все дети в обязательном порядке проходят итоговую аттестацию. Наблюдаются проблемы и с другими предметниками. При этом в городе есть свой педагогический университет, так где же выпускники? Мы попробовали разобраться.
«Кулибины, прощайте!»
В редакцию 74.RU обратился отец семиклассника школы на северо-западе. Говорит, в параллели нет учителя математики, когда будет — неизвестно.
— С начала сентября у класса еще не было ни одного урока алгебры и геометрии, из учителей по данным предметам осталась завуч, уроки она ведет у 8 классов, — рассказывает отец. — А наши дети — «Кулибины, прощайте!». Я на этой неделе ходил к классному руководителю, она говорит, что через месяц в лучшем случае будет решен вопрос с учителем математики, потому что их нет в школе. То есть у нас дети остаются вообще без математики — это проблема. И расписание из-за нехватки учителей просто ужасное: первый урок есть, второго нет, третий и четвертый есть, пятого нет, потом шестой.
Подобные жалобы приходят и из других школ города, и не хватает не только математиков, но и физиков, информатиков, учителей русского языка и литературы, иностранных языков. Родители не понимают, как такая ситуация могла возникнуть при наличии педуниверситета.
— Я понимаю, была бы деревня какая-то, но у нас университет в городе, неужели выпускника не могут себе в школу взять? — задается вопросом наш собеседник. — Я думаю, что там не 100, не 150 человек выпускают, там выпуск-то очень большой каждый год. Проблема серьезная: старое поколение учителей ушло, и всё, у нас провал с учителями.
Вот такая математика!
Мы запросили у Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета данные о том, сколько выпускников в этом году получили дипломы по самым дефицитным специальностям в школах, а это не только математика.
В вузе ответили, что в 2024 году выпустили 89 математиков по профилям «Физика. Математика», «Математика. Информатика», «Информатика. Математика», «Математическое образование в системе профильной подготовки», «Физико-математическое образование». По данным университета, на данный момент официально трудоустроены 83% выпускников перечисленных направлений, это 74 человека, но не обязательно в школы, эти выпускники востребованы и на предприятиях, и в IT-компаниях, и у других работодателей.
Также университет собирает данные по потребностям в учителях. На 18 сентября от школ региона поступило 259 запросов на математиков, это в три раза больше, чем выпускников.
Аналогичная ситуация с учителями физики, их в этом году выпустили 26 (они, кстати, в числе тех дефицитных математиков, о которых мы писали выше, это выпускники профилей «Физика. Математика» и «Физико-математическое образование»). А запросов от работодателей вуз получил 113, это почти в 4,5 раза больше, чем выпущенных специалистов.
По данным HH.ru, спрос на учителей в Челябинской области по сравнению с прошлым годом вырос на 63%, с января по август 2024 года работодатели опубликовали 1,8 тысячи вакансий для педагогов. Наиболее востребованными являются учителя математики (14%), физики (6%), английского языка (5%), учителя начальных классов, русского языка и химии (по 3%).
В дефиците учителя и по другим предметам. Ректор ЮУрГГПУ Александр Кузнецов соглашается: в последнее время ситуация с кадрами усугубилась.
— Ситуация на рынке труда сейчас серьезно обострилась, не только в сфере образования, но и в других сферах народного хозяйства — это факт. К сожалению, уровень заработной платы в системе образования не очень высокий на фоне достаточно быстрого роста зарплат в реальном секторе экономики, особенно в машиностроении и металлургии, — отмечает руководитель университета.
Ректор добавил, что ЮУрГГПУ выпускает примерно две трети специалистов с высшим образованием по педагогическому направлению в Челябинской области.
А что с зарплатами?
У вуза есть группа во «ВКонтакте», где размещаются вакансии от школ. Мы изучили некоторые предложения. Например, в школу № 3 на Захаренко нужны учителя математики и химии. Из требований: исполнительская дисциплина. За нагрузку в 20–25 часов в неделю (это 4–5 уроков) обещают платить от 25 тысяч в месяц. А в школу № 138 в центре города требуются учителя математики, физики, русского языка и литературы, начальных классов. Количество часов не указано, зато зарплата обозначена конкретно — 22 129 рублей. Школа № 153 на Энтузиастов тоже ищет учителей русского языка (нагрузка — 24 часа в неделю), информатики (24 часа) и математики (25 часов), оклад указан за ставку (это 18 часов в неделю) — 18 480 рублей в месяц.
Много вакансий от челябинских школ размещено на сайте hh.ru, но хорошими зарплатами завлекают немногие. Школа № 54 на Кудрявцева, например, ищет учителя математики для 6-х и 7-х классов.
— Зарплата от 30 тысяч рублей на руки. Нагрузка — 24 часа, можно увеличить или уменьшить, — говорится в объявлении.
В СОШ № 116 в Чурилово ищут математика на зарплату от 30 тысяч рублей «на руки», гимназия № 96 готова платить учителю по этому предмету от 29 тысяч «до вычета налогов» при занятости на полный день.
Есть более выгодные предложения. В СОШ № 15 в Советском районе учителю математики предлагают зарплату от 44 до 54 тысяч «на руки», правда, объем нагрузки в объявлении не уточняется, но мы помним, что ставка по городу единая — 18 480 рублей за 18 часов в неделю. Вероятно, за указанную зарплату придется вести по 7–8 уроков каждый день, потом еще проверять пачки тетрадей, а чтобы получать больше 50 тысяч — взять классное руководство (доплата за него составляет 8 тысяч рублей) и внеурочную деятельность.
Кстати, по области ставка учителя еще ниже, в Копейске, судя по объявлениям, она немногим превышает 15 тысяч рублей.
Так где же учителя?
При таких зарплатах неудивительно, что молодые специалисты не слишком охотно идут работать в школы, особенно математики, ведь считать они умеют. В условиях, когда крайне высок спрос на репетиторов по этому предмету (в 9-х и 11-х классах всем выпускникам школ приходится сдавать ОГЭ и ЕГЭ), часть педагогов выбирают индивидуальные занятия с детьми. Экономика очень простая: стоимость одного занятия в Челябинске начинается от 600 рублей, взяв даже пять учеников в день, педагог может зарабатывать три тысячи, в неделю — 15, в месяц — 60. И это работа в спокойном режиме с заинтересованными учениками, без заполнения миллиона отчетов. Детей может быть и больше, а цены выше, соответственно, и доход.
Понятно, что выпускники педагогического вуза уходят и в другие специальности, где могут зарабатывать в разы больше, чем в школе. Это не только высокотехнологичное производство, сейчас курьерам и таксистам зарплаты предлагают в разы выше, чем учителям, так почему мы тогда удивляемся нынешней нехватке педагогов?
Ранее Челябинскстат отчитался о росте зарплат. Так, среднемесячная начисленная зарплата в Челябинской области по итогам первого полугодия составила 68 209,8 рубля. Самые высокие зарплаты получают финансисты и страховщики — 88 057 рублей, а педагоги оказались в тройке профессий с самыми низкими зарплатами — 53 518 рублей, но и с этими цифрами многие читатели 74.RU не согласились.
А в августе для молодых учителей в Челябинской области ввели «годовые бонусы». Что это такое — в нашем материале.
А в вашей школе есть нехватка учителей?