RU74
Погода

Сейчас+5°C

Сейчас в Челябинске

Погода+5°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +3

2 м/c,

вос.

749мм 87%
Подробнее
5 Пробки
USD 92,13
EUR 98,71
Образование Игры в смерть, или Патриотизм по-русски

Игры в смерть, или Патриотизм по-русски

1 сентября. В школьном дворе – торжественная линейка. И вдруг на глазах зрителей дети, словно подкошенные пулями, падают на землю один за другим. В толпе раздаются рыдания. В рязанской школе №1 ученики имитируют смерть...

1 сентября. В школьном дворе – торжественная линейка. И вдруг на глазах зрителей дети, словно подкошенные пулями, падают на землю один за другим. В толпе раздаются рыдания. В рязанской школе №1 ученики имитируют смерть... «Спектакль» по мотивам Бесланской трагедии на праздничной линейке в Рязани вызвал шквал откликов в Интернете. Обсуждение не стихает вот уже два месяца. Пользователи разделились на два лагеря: одни считают, что подобные «постановки на костях» недопустимы, другие, напротив, думают, что инсценировки полезны для «пробуждения самосознания». Так стоит ли «играть в смерть»? Где тонкая грань между сопереживанием и кощунством? Как разбудить «детей», научить их сопереживать чужому «далекому» горю, не скатываясь при этом в позерство и пошлость? Мы постарались дать возможность высказаться разным категориям пользователей: профессиональным педагогам, родителям, детям и всем, кого эта ситуация не оставила равнодушным.

Теракт «понарошку»: за и против

У многих есть привычка апеллировать к «советскому прошлому», говоря о том, что тогда детей умели воспитывать настоящими патриотами, а сейчас многие из них не знают дат Великой отечественной, на какой стороне мы воевали и что защищали. И на этом фоне попытка коллектива рязанской школы №1 в Рязани выглядит особенно неоднозначно. Директор школы Ольга Горьковых, рассказывая об истории задумки, поясняет, что она была полезна и для детей, и для родителей. По мнению директора, ряда родителей и педагогов, спектакль научил детей состраданию, пробудил в них патриотические чувства.

На смелого директора обрушился настоящий ураган критики. Процитируем лишь некоторые мнения официальных лиц.

Уполномоченный по правам ребенка Павел Астахов, комментируя «спектакль», посоветовал директору школы Ольге Горьковых съездить в осетинский город и своими глазами увидеть, какая трагедия произошла там. «Конечно, у каждого есть право на реализацию своих способностей, но надо подумать и о моральной стороне вопроса. Я бы посоветовал этому директору сначала съездить в Беслан, посмотреть на этот спортзал, там все осталось без изменений. На полу – пули, осколки, по стенам течет вода, словно, по стене плача. Вот тогда можно было бы решить, устраивать инсценировку или нет», – подчеркнул он. «Я не хочу грубо выражаться, комментируя этот случай», – сказал он. По его мнению, пляска на костях является недопустимой.

Член Общественной палаты РФ, руководитель Центра стратегических исследований религии и политики Максим Шевченко считает, что постановка «недопустима», что у ее авторов «нет представления о том, что дозволено, а что нет».

Автор сайта «Правда Беслана» Марина Литвинович высказалась в духе, что те, кто придумал спектакль, «сошли с ума». Но есть и противоположное мнение. С опальным директором солидарны матери Беслана. Председатель общественного комитета «Матерей Беслана» Сусанна Дудиева считает неправильным увольнять директора рязанской школы Ольгу Горьковых. Матери Беслана ее инициативу всячески поддерживают.

Ведущая радиостанции «Эхо Москвы» Ксения Ларина в своем блоге выражает надежду, что Ольга Валентиновна Горьковых сможет достойно выдержать травлю: «...Странно, мы так печалимся из-за отсутствия гражданского общества, шарим по всем углам в поисках общественного мнения. А когда оно врывается в нашу жизнь, то предстает во всем своем уродстве и мгновенно превращается в травлю, в гон... Надеюсь, что Ольга Валентиновна все это перенесет и не сломается».

Согласен с Ксенией и доктор искусствоведения и экс-министр культуры Михаил Швыдкой: «Этот школьный реквием по безвинно ушедшим шесть лет назад детям и их учителям вызвал гнев псевдоморалистов самим фактом своего существования. Его критики назвали рязанское мемориальное действо чуть ли не кощунством над трагедией, к которой вообще нельзя прикасаться средствами искусства. И именно это вызывает мое недоумение. Не существует таких тем, к которым не имеет права прикасаться искусство, которые не подлежат художественному осмыслению.

Если следовать логике критиков рязанского реквиема, то нельзя ставить спектакли и снимать фильмы и о Великой Отечественной войне, и о других трагических событиях нашей многострадальной истории, только потому, что эти события были трагическими. В самом факте появления на свет этого рязанского театрализованного представления очевидна общественная потребность прикоснуться к событиям сегодняшнего дня, почувствовать нерв времени, высказать свою позицию по отношению к добру и злу. Школьные любители сделали то, чего за пять лет не сделали профессионалы».

Письмо директора

Чтобы прояснить свою точку зрения, Ольга Горьковых обратилась к общественности с открытым письмом. По его строкам те, кто не был на мероприятии, могут представить происходящее. Хотя точка зрения Ольги Валентиновны может быть расценена как субъективная. Приведем строки из письма: «В этот день было много мероприятий, посвященных дню солидарности в борьбе с терроризмом: классные часы, линейка, диспут, фотокросс, конкурс рисунков «Мы – за мир». Мы таким образом хотели выразить свой протест против терроризма. На наш взгляд, это чудесно, что детям не чуждо чужое горе. Что в этом плохого, в чем криминал? Разрушили все, что с таким сочувствием придумывали дети и взрослые, чтобы этот день не прошел незамеченным. Теперь его запомнят все.

Практически все обсуждавшие инсценировку не видели, а по фотографиям можно понять все по-разному. 3-5 минут детской интерпретации «песни о Беслане». Музыка, ветер в ушах (день пасмурный), стихи детей, которые они с таким трепетом подбирали. Этим они хотели показать свое отношение к трагедии. Никто и не мог представить, что этим они оскорбят память. Трагично то, что маленькие актеры попали под такой огонь взрослых. Слезы... сочувствия и скорби. После линейки мы открывали мемориальную доску на здании школы (в память о погибших в Великой Отечественной войне). Деньги на нее собирали всем миром, как в старые добрые времена. Можно было, конечно, найти спонсоров (как это обычно бывает). Нет. Одни дети собирали несколько месяцев макулатуру, а другие рылись в архивах – очень сложное было время в годы войны, многое не удалось восстановить. До сих пор много неясно. И тоже были слезы. Слезы памяти. Можно, конечно, ничего не делать, сидеть ровно (как говорят). Но кто вырастет из таких ребят? У моих ребят это мероприятие было не для галочки... Сожалею, что вырванные фразы из интервью СМИ были восприняты как мой уход из школы».

«Учителя года-2010» о трагедии

Резонно предположить, что с тайнами детской психики лучше всего знакомы профессиональные учителя «всероссийского уровня». О том, что этично и что не этично, что полезно для неокрепшей детской психики, мы спросили у финалистов «Учителя года-2010».

Их мнения так же разделились.

Преподаватель химии средней общеобразовательной школы №38 г. Грозного финалистка конкурса «Учитель года-2010»

Роза Халадова солидарна с Ольгой Горьковых: «Я знаю по себе, что такое война. Мирные люди должны знать, как это может быть страшно, пусть даже в теории… В таких постановках может быть польза. Пусть они и неумелы, но дети, участвующие в них, учатся сопереживать. Все люди должны знать и помнить о том, что происходило в Беслане в первые дни сентября 2004, чтобы такое больше никогда не повторилось ни в Беслане, ни в Чечне, ни в России, нигде на Земле. Нужно понять, что все одинаково чувствуют боль, испытывают страх, независимо от возраста, национальности и места проживания. И каждый желает, для себя и своих близких, только счастливой участи, счастливой жизни».

А директор школы №1060 г. Москвы, победитель Всероссийского конкурса «Учитель года-2010» Михаил Случ считает по-другому: «Я не видел самого события, но, анализируя информацию, увиденную в новостях, могу сказать, что сама ситуация инсценировки детьми гибели других детей меня сильно покоробила. Вопросы по этому поводу следует задавать организаторам мероприятия. Насколько мне известно, в качестве слушателей на мероприятии присутствовали представители городской и областной администрации, значит, они взяли на себя ответственность за происходящее. Я не вправе говорить о психологической травме школьников. Но к подобным экспериментам с детской психикой нужно подходить, мягко говоря, с осторожностью. Дети не объекты для экспериментов, поэтому подобные эксперименты в школе недопустимы».

Преподаватель русского языка и литературы школы №2 (г. Сокол, Вологодской области) финалист конкурса «Учитель года-2010» Вячеслав Вахрамеев

согласен в Михаилом Ильичем, но его точка зрения более демократична: «Да, меня там не было, но... Мне кажется, есть вещи, на которые нельзя поднимать руку. Имеем ли мы право инсценировать то, что не пережили как своё? В театральном мире такие вещи делались и делаются, но вот если это становится самодеятельностью... Надо ли это было, имею в виду, было ли это необходимостью? Сомнений больше, чем позитива. Я против таких инсценировок, ещё и потому, что, как правило, уровень «постановки» часто превращает трагедию в фарс. А по-другому было нельзя об этом говорить – более серьёзно, спокойно и сдержанно, не укладывая цветов перед футбольными воротами? Декорация... опять декорация...»

А что думают челябинцы?

Чтобы узнать, каково отношение к этой неоднозначной инсценировке у наших земляков, корреспонденты 74.ru вышли на улицы города. Мнения жителей южноуральской столицы разделились.

Часть считает, что от детей ничего скрывать не нужно. Они должны быть готовы к тому, что это может произойти в любом городе нашей страны, в любой, в том числе, и в их, школе.

Другие же полагают, что ситуация, когда детей (непрофессиональных актеров!) вынуждают инсценировать собственную смерть, просто дикая. Изображать такое – кощунственно по отношению к памяти погибших, ведь людская боль – не повод для спектакля. (См. опрос в видеосюжете).

Директор гимназии №1 Дамир Тимерханов напоминает, что на базе первой гимназии и при участии гимназии №10 линейки, посвященные памяти детей Беслана, проводятся вот уже три года. Мероприятие рассчитано на всех ребят Центрального района. Местом его проведения не случайно выбрана именно первая гимназия, ведь трагедия в Беслане тоже произошла в школе №1. На линейке вспоминают о жертвах, читают стихи, с помощью проектора воспроизводят хронику событий. Но главное отличие от знаменитой линейки в Рязани в том, что театрализованного действа здесь нет. «Что касается «рязанских событий»: чтобы здраво судить о произошедшем, нужно хорошо знать педагогов и ребят, – отметил педагог. – Тут возможны два варианта. Если коллектив школы достаточно креативен, ребята постоянно находятся в поиске, и участвуют в подобных постановках, то никакого криминала и в «бесланской» постановке нет. Зачастую, иными средствами достучаться до сердец попросту невозможно. Ну а если детей заставили играть эти роли для галочки, по чьей-то указке, то это абсурд».

Итак, однозначную оценку этой ситуации дать невозможно... Наверняка по поводу «инсценировки» бесланской трагедии будет сломано еще немало копий. Но главный результат очевиден. Смелый поступок «рязанцев» всколыхнул гражданское общество. А значит, оно в нашей стране все – таки есть. Несмотря на весь пессимизм, среди нас много людей, которым не все равно.

Но что же это было... «Акция памяти»? Акт гражданского мужества? Или попытка с помощью детей обрести скандальную славу? Насколько этичны подобные «игры со смертью»? А как думаете вы?

Фото: Фото с сайта Mediaryazan.ru, видео Павла ВАСИЛЬЕВА, монтаж Сергея КАБАКОВА, в подготовке сюжета участвовали Диана АЛЬМУХАМЕТОВА, Елена МАКСАКОВА
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления