Подросток пожаловался родителям на то, что учитель биологии схватил его за шею. В школе устроили проверку: в инциденте также разбираются полицейские и социальные педагоги, но мнения о ситуации неоднозначные. Мать мальчика уверена, что сыну нанесли психологическую травму. Сам же педагог всё отрицает, а классный руководитель подозревает, что пятиклассник мог специально спровоцировать преподавателя.
Ирина (имя изменено. — Прим. ред.), мать 13-летнего мальчика, утверждает, что вечером хотела поцеловать сына перед сном, но заметила, что тот едва может повернуть голову. Ребенок показал красные пятна на шее и пожаловался на сильные боли. Обеспокоенная женщина стала выяснять, откуда травма:
— Это был урок биологии. Учитель вызвал моего сына к доске, заставил приседать 40 раз, он присел. Он [учитель] говорит: «Приседай еще 40 раз». Мой [сын] отвечает: «Не буду, ноги устали». И пошел на место. Когда шел, бубнил что-то. Учитель вывел его в коридор. И в этот момент он сдавил ему шею. Потом запихнул в класс обратно. Подзатыльник еще дал. Мой ребенок зашел со слезами. Краснота ушла, а мышцы — как сжатые. И он головой теперь повернуть не может. Зачем его бить-то?
Ирина уточняет, что сын учится в коррекционном классе седьмого вида: обычно в таких занимаются дети с задержками психического развития, у которых может быть слабая память, рассеянное внимание, эмоциональная неустойчивость. Женщина уверена, что ситуация давно вышла из-под контроля: школьники постоянно конфликтовали, ее ребенок в последнее время терпел нападки одноклассников, а учителя не только не помогали решить спорные ситуации, считает мать мальчика, так еще и сами подключились к травле.
— Семь детей-учеников с палками приходили к нашему подъезду бить сына. А тот учитель биологии (ребенок потом мне сказал, что рукоприкладство было с его стороны и до этого) руку ему сдавливал до синяка, толкал, постоянно его принижал при учениках.
Нам удалось связаться с преподавателем биологии. Выяснилось, что 25-летний учитель последние два года трудится в школе в Тракторозаводском районе. Молодой специалист проходил курсы повышения квалификации по работе с коррекционными классами и знает, как вести себя с трудными подростками. На том самом уроке, по его словам, просто решил побеседовать с учеником в коридоре один на один.
— Я этот класс еще не очень хорошо знаю, четвертый урок у них вел. Но он много позволял себе. Было нецензурное слово в мой адрес. И он не выполнил домашнее задание, на уроке ничего не делал. Мы вышли, поговорили, и я завел его в кабинет. Я даже не прикасался к нему, не трогал. Я не понимаю, с чего мама всё это взяла. У меня никогда не было ни с одним ребенком проблем за всю мою практику.
Мнения в школе разделились. Классный руководитель пятого коррекционного класса уверена, что якобы пострадавший мальчик обычно сам выступает в роли агрессора.
— Он старше других детей на год, а кого и на два. Он выше их и сильнее, сам всеми командует. Порой обзывает одноклассников, может толкнуть. Приседать на уроке начал сам, никто его не заставлял. Просто не смог ответить по домашнему заданию, вот и устроил такое, — утверждает классный руководитель.
Сейчас в школе проводят служебную проверку, завершится она 29 ноября. Официально комментировать ситуацию директор учебного заведения пока отказывается. Что произошло на самом деле на том уроке биологии — сейчас разбираются не только учителя и родители, но и социальные работники.
— В коррекционном классе, сами понимаете, меняется настроение — меняется поведение. Здесь и неусидчивость, дети могут быть в таком состоянии, что их не «расшевелить». Но с ними работают психологи, дефектологи, логопеды. Они работают со всеми ребятами по часу в неделю, — объясняет директор школы.
Впрочем, еще до окончания внутренней проверки недовольные родители подростка пожаловались в отдел полиции по делам несовершеннолетних. Сейчас инспекторы изучают видео с камер наблюдения, которые запечатлели момент спорного разговора.
— Прикосновение [на видео] есть, но чтобы учитель применял какие-то насильственные действия — такого нет, — сообщили в отделе полиции Тракторозаводского района.
Мать пятиклассника обратилась к уполномоченному по правам ребенка в Челябинской области. Женщина настаивает, что ее сыну нанесена психологическая травма: мальчик замкнулся, отказывается ходить в школу и посещать кружки, плохо спит по ночам и иногда плачет. В аппарате детского омбудсмена приняли заявление в понедельник, пока рассматривают его и обещают сообщить о результатах проверки позже.