ќ поверхности и глубинах

– ƒамир √алиханович, как живетс€ учебному заведению с некогда защищенным статусом гимназии в услови€х возвращени€ к жестким единым образовательным программам?

– Ќадеюсь, что все изменитс€. ƒействительно, новый закон об образовании всю типологию школ ликвидировал. —егодн€ пон€ти€ «гимнази€», «лицей» – дл€ внутреннего употреблени€, независимо от того, что в свое врем€ мы получили аккредитацию. Ќо, если говорить об образовательном процессе, то, на мой взгл€д, ничего в принципе не изменилось и сегодн€ – 31 физико-математический лицей как давал победителей олимпиад российского и международного уровн€, так и продолжает давать. ѕоэтому школы, которые продолжают успешно делать свое дело, будут котироватьс€ у населени€. ¬не зависимости от их официального статуса. –одителей и детей сложно обмануть просто вывеской, информационное поле сегодн€ огромно.

– ” ваших педагогов есть свобода в выборе образовательных методик, материала дл€ урока?

– » прежде, и теперь мы стремимс€ к программам-конструкторам. я считаю, что учителю надо довер€ть. ”читель, составл€€ свою программу, исходит из того, как получить наилучший результат. Ќа самом деле, проблема не в программах, а в умении мотивировать детей. я уже много лет работаю в школе и могу сказать, что задача мотивации ребенка – сама€ сложна€. Ќе кнутом и пр€ником этого нужно добиватьс€. Ёто все инструменты дл€ достижени€ поверхностного результата. ј добиватьс€ нужно пробуждени€ внутреннего познавательного интереса, желани€ исследовать, разбиратьс€, анализировать… „еткого рецепта или инструмента, с помощью которого можно достичь такой глубокой мотивации, у мен€ нет. Ќо € абсолютно уверен, что дл€ этого нужно не казатьс€, а быть заинтересованным в развитии ребенка. ќн это поймет, почувствует. » не только учителей к этому призываю, но и родителей – всегда быть с ребенком, удел€ть ему максимум внимани€, обсуждать проблемы, читать вместе с ним, размышл€ть о прочитанном, чтобы он видел, что вы в нем заинтересованы. ¬се это позвол€ет создать вокруг ребенка мир, который побуждает его знать, думать, изучать.

ƒамир “имерханов, ћЅќ” гимнази€ №1 „ел€бинска: «ќтношени€ "человек-человек" в школе должны оставатьс€ главными»

– √ордитесь тем, что ваша школа – одна из самых старых в „ел€бинске?

– ≈сли говорить о здании, то в 1935-1936 годах таких школ в городе было построено семь, все они сегодн€ отмечают 80-летие. ≈сли говорить о старейшей школе, то надо говорить о преемственности. ѕерва€ женска€ прогимнази€ в „ел€бинске была открыта в 1861 году. ≈сли мы говорим о корн€х, то так или иначе это образовательное учреждение переросло в ѕервую на  расной. » тогда она старейша€.

– ¬ажно иметь такие корни?

– Ќо не ради престижа, не ради соревновани€, чей «конь€к» старше. ƒес€ть лет тому назад, когда мы готовили к изданию книгу о своей школе, мы сделали, можно сказать, историческое открытие, что по сути €вл€емс€ наследниками ѕервой женской прогимназии. ћы отыскали старые фотографии, собрали воспоминани€ ее выпускниц... — исторической точки зрени€ все это было очень важным дл€ нас. Ќо с юридической точки зрени€ никаких актов о том, что прогимнази€ становитс€ гимназией, затем общеобразовательной школой и снова гимназией, – нет. ¬ажно, чтобы мы знали историю образовательных учреждений „ел€бинска, свои исторические корни, интересные факты из жизни первой чел€бинской гимназии, куда, например, приезжал Ѕальмонт, читал свои стихи...

– ƒамир √алиханович, вы сам €вл€етесь выпускником ѕервой школы. ¬спомните свои ощущени€, когда впервые оказались в этом здании, в чем была непохожесть этой школы на те, в которых вы начали учитьс€?

– ƒействительно, это была треть€ школа в моей жизни. ѕришел € в ѕервую школу уже достаточно сформировавшимс€ человеком. —начала у мен€ была 77 школа – тогда еще не блест€ща€ гимнази€ Ћенинского района, а сама€ обычна€ школа. “ам € училс€ до 5 класса. ѕотом перешел в 10 школу искусств, занималс€ по классу скрипки. » когда мы из дес€той пришли в эту школу, в старшие классы, то стали дл€ нее новой кровью, новым ве€нием. ј она стала новым миром дл€ нас.

– „то вам здесь сразу понравилось?

– ѕервое, что поразило – коммунарские сборы. Ёто было дл€ нас откровением. ћы не представл€ли, что такое возможно. ¬торое – дух замотивированности реб€т на учебу, дух творческого отношени€ ко всему. ј потом, став в этой же школе пионервожатым, € начал постигать сам процесс организации внутришкольных и внешкольных меропри€тий.

– „то нужно делать, чтобы этот дух творчества в школе сохранить?

– ¬се определ€ют люди. » тогда, и сегодн€ очень многое определ€ли выпускники школы, которые стали учител€ми. —егодн€, правда, печалит, что когорта таких учителей не омолаживаетс€. ¬ последние годы выпускников школы, которые пошли бы в педуниверситет и затем вернулись в родную школу, – мало.

ƒамир “имерханов, ћЅќ” гимнази€ №1 „ел€бинска: «ќтношени€ "человек-человек" в школе должны оставатьс€ главными»

– ѕочему это происходит?

– ¬озможно, мы не можем заинтересовать. Ќо это не только наша оплошность, играет свою роль и тот факт, что професси€ учител€ в обществе сегодн€ имеет неоднозначную оценку. » дети вид€т, что работать учителем становитс€ все сложнее, интенсивность труда посто€нно растет, и выгорание психологическое очень высокое. я наблюдаю за молодыми педагогами, они в посто€нном поиске дороги к дет€м, их мучают сомнени€, они недовольны собой, им нелегко.  аждый люб€щий свою профессию учитель переживает такую ситуацию – либо он идет в класс с радостью, либо заставл€ет себ€ идти в класс.

 онстанты

– ”дивительно, что педагоги старших поколений так долго держатс€ в школе, что же это за закалка така€?

– Ёто дл€ мен€ самый интересный момент. я очень уважаю педагогов старой закалки ѕервой школы, которых знаю очень хорошо. ќни преданы своей работе и своей школе, иногда до самоотверженности. ≈сть учител€, которые так и не создали своей семьи, все силы отдали ученикам. Ќеоднократно € и от более молодых учителей слышу, что они свои личные планы всегда соизмер€ют с интересами школы, потому что самое главное – учебный процесс. » сегодн€ есть такое – семь€ и собственные дети уход€т на второй план, а на первом – ученики. ќчень многие учител€ не уход€т на больничный, когда болеют их дети, потому что нельз€ остановить образовательный процесс, никто не сможет их заменить и класс отстанет от программы. Ёто отношение к работе и ученикам мен€ подкупает. ј почему учител€ старших поколений такие крепкие и в физическом плане, и в психологическом? Ётот вопрос интересовал и мен€. Ќе так давно € задал его глубоко уважаемой мною учительнице. » услышал ответ: «ј потому что мы много голодали. —ейчас говор€т о лечебном голодании, а мы голодали вынужденно. ∆изнь у нас не была сытой, но мы насыщались духовно. » поддерживали друг друга, опирались друг на друга». ј сегодн€ нам и религи€ не близка, в которой бы мы нашли духовный и нравственный стержень, и идеологически мы ослабли – потер€ли те константы, на которых все держалось. ћногие наши молодые преподаватели очень интересны, но им непросто работать сегодн€, потому что констант в обществе современном мало. –аньше учитель ориентировал детей на труд, любовь, семейные ценности и так далее. Ёти константы существовали и были пон€тны дет€м. ј сегодн€ учитель часто проговаривает константы, которые в семье ребенка не культивируютс€ совсем или отношение к ним размытое, если не противоположное.

ƒамир “имерханов, ћЅќ” гимнази€ №1 „ел€бинска: «ќтношени€ "человек-человек" в школе должны оставатьс€ главными»

– “о есть ребенок оказываетс€ на перепутье.

– ƒа, возникают некие ножницы – в школе говор€т одно, дома другое, по телевизору третье. ќчень часто € удивл€юсь тому, что дети с этим справл€ютс€. » бывает так: общаешьс€ с ребенком, а потом приглашаешь на встречу родителей и понимаешь, что ребенок лучше, чем взрослые люди, его окружающие. –ебенок теб€ слышит и внимает тому, о чем ты говоришь. ѕротиворечи€ в его душе рождает расхождение между тем, что говорит учитель, и тем, что культивируетс€ в семье.

– „то нужно дл€ того, чтобы ребенок услышал учител€ и поверил ему?

– ≈сть дети, которых € называю «первошкольными», – дл€ них учительское слово важно. ј есть дети, которые «не приросли» к школе. ќдним реб€там € вручаю значок «традиции – творчество – братство» и говорю: «Ќоси с гордостью». я знаю, что он именно так относитс€ к этому. ј есть дети, которым этот значок безразличен, им не близки эти константы.   сожалению, мы не можем стать единомышленниками со всеми детьми. ≈сть выпускники, которые больше никогда не заход€т в школу. ќна не становитс€ им близкой и родной. ¬идимо, не смогли мы найти к ним подход, не по€вилось у них в школе близкого человека, к которому хочетс€ вернутьс€ – поговорить, похвалитьс€, поплакать.

– Ќо это же невозможно – найти общий €зык со всеми?

– —о всеми – нет. Ќо важно в школе создать нужный рассол, все ингредиенты в котором должны быть такими, чтобы «огурчики» получились хруст€щими и вкусными. (—меетс€). ј как просолитс€ каждый – это уже тонкие нюансы.

– —егодн€ мы вновь слышим предложени€ – вернуть школу в идеологическое поле, а в школу вернуть пионерские и комсомольские организации.  ак вы к этому относитесь?

– Ёто и правильно, и неправильно. Ўкола не может быть вне идеологии. ¬опрос: кака€ она государственна€ идеологи€? ƒолжна быть в школе системообразующа€ де€тельность, в которую вовлечены дети, котора€ им интересна и в рамках которой они растут как личности. ƒолжны быть в школе воспитательные центры. ѕоэтому попытка создать те или иные организации – это правильно, это переход от хаоса к системе.   вопросу о политизации: странным образом коммунарское движение в ѕервой школе и во времена комсомола и пионерии считалось параллельным движением, и сейчас – во времена отсутстви€ пионерии и комсомольской организации – не формат, оно параллельно хаосу и улице. ќрганизаци€ должна быть, вопрос оп€ть же в константах, которые заложены в ее основу. »наче, куда мы будем звать и вести детей?

–  ак же быть с мнением, что школа призвана давать знани€, а воспитывать ребенка надо в семье?

– Ќет таких рассуждений у вмен€емых педагогов, потому что личность – это не только знани€, личность – это целый комплекс качеств.

– Ёто не означает, что у нас нет нормального воспитательного процесса в семь€х и поэтому школа вынуждена брать на себ€ родительские функции?

– јбсолютно верный вопрос. я скептически отнесс€ к вопросу введени€ в школьные программы уроков религиоведени€. » нашел понимание у родителей. Ќо не у всех педагогов и директоров школ! ¬ моем понимании, есть вещи интимные, которые формируютс€ в семье, и главным институтом воспитани€ в свободном государстве все-таки остаетс€ семь€, а не школа. Ќо так как у нас наблюдаетс€ ситуаци€ стертости семейных устоев и традиций, то роль школы по-прежнему велика. ќднако € никогда не соглашусь с тем, что школа – это единственный институт в стране, который можно развернуть в любую сторону и насильно куда-то гнать. Ёто беда, если так ставитс€ вопрос.

ƒамир “имерханов, ћЅќ” гимнази€ №1 „ел€бинска: «ќтношени€ "человек-человек" в школе должны оставатьс€ главными»

– Ќо родители ваших учеников наверн€ка пекутс€ о благополучии своих детей, ведь они удел€ют огромное внимание выбору школы?

– Ёто внешнее впечатление. —егодн€ в школе учатс€ очень разные дети из очень разных семей. ”же несколько лет действует новый закон об образовании, который закрепил пон€тие «территори€». —начала мы должны вз€ть в школу детей с закрепленной за школой территории, а на свободные места – всех остальных. ѕравда, сегодн€ чрезвычайно развито пон€тие «временна€ регистраци€». ”дивительно, что надзорные органы этим не занимаютс€. » удивительно, что законодатели, говор€ о доступности образовани€, не хот€т пон€ть, что сами закладывают коррупционный момент. » никто не слышит крик гимназий и лицеев страны об этом. ћы говорим о коррумпированных директорах школ, об оборотн€х в белых халатах, и не замечаем, что вопрос прикреплени€ территорий к школам – самый что ни на есть коррупционный момент. ƒома возле гимназий и лицеев станов€тс€ интересным бизнес-планом. Ѕыл даже такой скандальный момент, когда учительница одной из школ прописывала в своей квартире будущих учеников.

ќтдельна€ планета

–  ак относитесь к тому, что современные дети раньше овладевают компьютером, чем азбукой?

– Ќе могу этому радоватьс€. ѕотому что мир вокруг ребенка создает, прежде всего, слово. » вновь по€вившеес€ в его сознании пон€тие – это целый мир. —егодн€ одна из проблем – развитие пон€тийного аппарата. ” детей сужаетс€ словарный запас. ƒа, они могут быть компетентны технически, но это лишь один из узких моментов в развитии ребенка. я всегда говорю: умение быстро работать с электронным гаджетом – это еще не показатель того, что ребенок из информационного потока сможет вычленить самое важное и благодар€ этому сформулировать свой ответ. Ќужно сказки с ребенком читать с самого раннего детства! Ќужно расшир€ть его словарный и пон€тийный запас, а не только играть в компьютерные игры.

– Ўколы различаютс€ не только благодар€ особенност€м образовательного процесса, но и благодар€ самой атмосфере внутри нее.  ак создать в школе атмосферу комфорта, взаимного уважени€, толерантности?

– » здесь нет готового рецепта. я, например, стою на позиции, что ребенок с понедельника по п€тницу должен быть в деловой одежде. Ќа мой взгл€д, это формирует его отношение к работе. ј вот јлександр ≈вгеньевич ѕопов считает, что внешний вид ребенка значени€ не имеет! (—меетс€). » невозможно сказать, кака€ из этих двух позиций верна, потому что представление директора 31 лице€ и детей, которые в этом лицее учатс€, совпадают и дают прекрасный результат. » если в ѕервой школе мнение педагогического коллектива и учащихс€ совпадают, то мы получаем неплохой результат. «начит, наши установки тоже работают.  ажда€ школа – отдельна€ планета. —амое главное, интересна эта планета дет€м или нет.

–  ак известно, коммунарские сборы стали традицией ѕервой школы в эпоху ¬ладимира јбрамовича  араковского. —егодн€ эта традици€ неизменна?

– Ќеизменна сама иде€ – доверить дет€м решение самых серьезных задач. Ќо само врем€ изменило рамки нашей совместной де€тельности – помощи люд€м.  ак это ни странно звучит, сегодн€ люди отказываютс€ от помощи школьников. ћногие бо€тс€ взаимодействи€ с подростками. » порой мои ежегодные обращени€ в различные социальные структуры не дают результата. ¬ советское врем€ было легко и просто вывести реб€т в рамках коммунарских сборов на работу. —ейчас никто не ждет подростков с бесплатной помощью. » родители очень критически относ€тс€ к тому, например, что мы идем в дом престарелых или помогать в больницу.

– √де выход?

– Ќаша последн€€ находка – проект «ярмарка». ”же несколько лет мы сотрудничаем с областным детским онко-гематологическим центром, организуем различные акции, которые позвол€ют помочь т€жело больным дет€м. ¬о врем€ коммунарских сборов мы проводим €рмарку детских поделок, в нее реб€та вовлекают своих родителей, друзей семьи, соседей и так далее. ƒеньги от проданных на €рмарке детских поделок мы перечисл€ем на лекарства больным детишкам. Ёта работа позвол€ет дет€м пон€ть, что р€дом есть боль, беда. » что они могут чем-то помочь. –еб€чьим рукам и душам нужно находить такое приложение. ќни должны трудитьс€ не только ради саморазвити€, занима€сь театральными технологи€ми, психологическими тренингами, какими-то физическими испытани€ми. ќни должны знать, что их помощь кому-то необходима! » что они могут помочь. ¬ свое врем€ мы сотрудничали со школой дл€ слабовид€щих детей, с библиотекой дл€ слепых, с интернатом дл€ слабослышащих, с интернатом дл€ детей с проблемами ƒ÷ѕ... ¬се врем€ ищем приложение реб€чьим душам.

ƒамир “имерханов, ћЅќ” гимнази€ №1 „ел€бинска: «ќтношени€ "человек-человек" в школе должны оставатьс€ главными»

– Ѕез этой грани сочувстви€, желани€ помочь невозможно сформировать полноценную личность?

– —овершенно верно. »наче получаетс€ истори€ Ѕудды (—иддхартха √аутамы), который до 29 лет жил в царском дворце и видел только молодых здоровых людей вокруг себ€, а потом, в один прекрасный момент, увидел всЄ «уродство» мира. ѕоэтому нужны дет€м такие дела, чтобы парниковый школьный период не сработал со знаком минус в их жизни.

– “о есть коммунарские сборы эффективны во все времена?

– » востребованы у детей. Ќаши реб€та очень люб€т коммунарские сборы, в рамках которых есть еще и школа лидера, есть работа в совете старшеклассников. ƒети вид€т, что мы пытаемс€ создавать ситуации, которые учат их брать на себ€ ответственность, уметь создавать команду, становитьс€ лидером в каком-то важном деле. ќни понимают, что это работает, что все получаетс€.

– ƒань пам€ти дет€м, погибшим в Ѕеслане, – тоже часть этой работы?

– ƒа, ежегодно 3 сент€бр€ мы собираемс€ и вспоминаем о погибших в Ѕеслане. » дети относ€тс€ к меропри€тию с ответственностью и пониманием. Ќе перестаю удивл€тьс€ нашим дет€м – они лучше нас, на них нет еще той толстой кожуры, которой человек обрастает с годами.

– —кажите, работа в школе с богатой историей и богатыми традици€ми ко многому об€зывает? „то дальше?

– я все врем€ испытываю комплекс, что не могу быть стратегом, что €вл€юсь директором-тактиком, выполн€ющим задачи здесь и сейчас. » когда задают вопрос: «„то дальше, какой видите школу через 10 лет?», не могу ответить с ходу. ћне хотелось бы, чтобы человеческие отношени€ в нашей школе не были утрачены никогда, чтобы не произошло подмены этих отношений ультрасовременными технологи€ми. ќтношени€ «человек-человек» должны в школе оставатьс€ главными. ƒа, мен€етс€ роль учител€, теперь он не единственный источник информации, он перестал быть гуру, но он по-прежнему остаетс€ проводником. » от него очень многое зависит: как будет жить не только отдельно вз€та€ школа, но как будет жить наша страна.  акой она будет. » очень хотелось бы, чтобы наша школа внесла свой вклад в доброе, светлое будущее.