Одно из самых известных произведений Имре Кальмана, снискавшее любовь почитателей оперетты во всем миреТеатр оперы и балета 18:00Жанр оперетты – самый легкий и веселый в театральном искусстве. Именно поэтому у него так много поклонников. Мы устали от рутинности наших будней и проблем настолько, что веселое действие на сцене вкупе с позитивной энергетикой живых людей и отличной музыкой воспринимаем несколько часов практически как манну небесную. В особенности, если автор оперетты – знаменитый на весь мир венгерский композитор.
Имре Кальман родился 24 октября 1882 года в венгерской деревне Шиофок на озере Балатон. С десяти лет он жил в Будапеште, где учился в гимназии, затем на юридическом факультете университета и параллельно в Будапештской музыкальной академии по теории музыки и композиции. В феврале 1904 года состоялся его композиторский дебют-исполнение симфонической поэмы «Сатурналии» в помещении Будапештского оперного театра. Продолжая свои юридические занятия, он с 1904 по 1908 год работал музыкальным критиком в одной из Будапештских газет, а также много сочинял, в основном романсы и инструментальные пьесы.
Огромный успех приходит к Кальману в 1915 году после премьеры «Королевы чардаша» (впервые она была поставлена в Вене под названием «Княгиня чардаша»), в России она получила известность под названием «Сильва». Последующие годы утверждают за композитором славу одного из первых в своем жанре. Искусство Кальмана празднично, нарядно и, несмотря на острые коллизии, глубоко оптимистично. Оно отличается щедростью мелодики, высоким профессионализмом, четкой и убедительной драматургией.
Последнюю постановку «Сильвы» в Московском театре оперетты зрители называют удачной: превосходная актерская игра и вокал, красочные декорации, костюмы, интересные танцевальные номера, – все, чем может гордиться оперетта! А вот критики разочарованы, считая, что эта постановка только разрушила романтичный и лиричный ореол, присутствующий во всех произведениях Кальмана.
Театральный критик Дмитрий Морозов начал свою разгромную статью так: «Поклонников опереточного жанра, пришедших на новую «Сильву», подстерегали немалые неожиданности. Любимую оперетту было не узнать. Ей то ли сделали пластическую операцию, в результате которой она внешне вроде бы и помолодела, утратив при этом какие-то очень важные свои качества, то ли разобрали, как механическую игрушку, чтобы узнать, что там внутри, а потом собрали вновь, и все оказалось не на своих местах».
Постановщиком оперетты в Челябинске стал молодой саратовский режиссер Андрей Сергеев, творчество которого всегда отличается оригинальностью. Однако, в этом случае постановка близка к классической настолько, насколько это возможно. Так что приобщаться к мировому искусству можно весело и легко, получая при этом незабываемые позитивные впечатления, что и предлагает нам сделать сегодняшним вечером Театр оперы и балета.