Режиссер: Грегори Дарк
В ролях: Глен Якобс, Крэйг Хорнер, Тиффани Лэмб, Пенни МакНэми и другие
Киномакс-Победа 14:00, 20:10, 00:10 (Малый зал)
Пожалуй, американцам не везет: только они соберутся поехать куда-нибудь отдохнуть или случайно забредут туда, где не ступала нога человека, обязательно найдется маньяк, который испортит им уик-энд. Такие истории – сплошь и рядом в голливудском кино. Меня всегда мучило два вопроса: почему о существовании убийцы не знает ни полиция, ни власти и каким образом в конце фильма это становится известно, и копы все-таки приезжают и спасают одного-двух оставшихся из десяти в живых?
Маньяк по имени Гуднайт
Новый фильм Грегори Дарка «Не вижу зла» называют смесью «Пилы – 2» и «Хостела». Это страшная история о том, как восемь подростков-преступников в обмен на то, что приговор по их делу будет смягчен, отправляются на выходные в полуразрушенный отель, чтобы немного его подремонтировать. Однако они не знают, что в этом заброшенном и прогнившем отеле «Blackwell» живет затворник-психопат Джейкоб Гуднайт (какая позитивная фамилия!) – двухметровый верзила, почти два центнера весом, с ржавой стальной пластиной в черепе и острыми когтями. Ну, ушли бы подростки и все. Но по закону жанра, все они обязаны остаться, рискуя жизнью ради спасения девушки, которую маньяк уже успел похитить.
Терпеть не могу такие фильмы. Меня не интересуют даже головоломки и логические решения тех, кто хочет спастись. Меня не волнует, как они выживут, потому что кровавое месиво и изощренные пытки на протяжении всего сюжета вызывают у меня тошноту и отбивают желание смотреть этот ужас.
Америка: кошмары на каждой улице
Фильмы ужасов появились задолго до развитых спецэффектов. Сначала это были обычные кинотрюки. Двухминутная лента Мельеса «Замок Дьявола», вышедшая на экраны в 1896 году, считается первым ужастиком. Зритель увидел появления, исчезновения и трансформации людей и предметов в антураже готического замка. Годом позже в «Лаборатории Мефистофеля» был трюк, когда голова призрака отрывается от туловища и летает по комнате.
В сороковые годы XX века по экранам США разгуливали дочери Франкенштейна, вурдалаки, зомби и прочая нечисть. Действительно ли пугали людей эти триллеры и хорроры? Многие из них просто вызывали смех присутствием танцующих скелетов, например.
«Американский кошмар» принесли с собой 70–80-е годы. Ужасы перестали быть прерогативой экзотических мест и необычных героев. Они переселились в маленькие провинциальные городки. Это фильмы «Изгоняющий дьявола», «Техасская резня бензопилой» и, конечно, долгоиграющие «Кошмары на улице Вязов», где серийный убийца Фредди Крюгер приходил к своим жертвам в ночных кошмарах.
Одним из лучших ужастиков кинокритики считают «Ведьму из Блэр» – как пример того, что малобюджетный кошмар может собрать миллионы долларов. История, снятая начинающим режиссером с участием никому не известных актеров. Выходу картины сопутствовала шумиха: публикации в прессе о пропавшей экспедиции студентов режиссерского факультета киноколледжа и документальные фильмы о легенде про Ведьму из Блэр.
Индия: от мелодрамы – к ужасам
За новинками индийского кино никогда не следила. Известные всему миру истории о потерянных детях-близнецах, кровных обидах, вечной любви трудно назвать новинками: меняются названия, сюжеты почти одинаковы.
Но два года назад индийская кинокорпорация «Болливуд» создала первый фильм ужасов – «Это может случиться». Говорят, в нем нет ни привычной любовной истории, ни танцев и очень мало традиционной для индийского кино музыки. В кинокартине множество спецэффектов, которые составляют 45 минут экранного времени. За их безупречное техническое исполнение фильм еще до выхода на экраны получил международную награду Seagate Technical Awards.
Грегори Дарк: от порно – к кошмарам
Возвращаясь к фильму ужасов «Не вижу зла», отмечу один любопытный факт из биографии режиссера. Лет пять назад в прессе писали, что поп-дива Бритни Спирз отказалась от работы с видеорежиссером Грегори Дарком. Оказалось, что раньше он был постановщиком порнографических фильмов. В свое оправдание Дарк заявил: «Не понимаю, какое отношение мои прошлые работы имеют к видео Бритни Спирз. Да, я действительно снял несколько порнушек – большое дело! Кажется, никто не был обижен».
Имеет ли место вывод, что такой опыт режиссера внесет что-то новое в традиционный кошмар? Может, максимум шокирующей откровенности, страшных деталей, меньше слов и больше действий?