Весной этого года в СМИ появилась информация о съемках нового сериала для телеканала «СТС». Съемки проходили в Твери, а героями стали подростки, решившие посвятить свою жизнь служению родине. В конце лета по телевидению начали крутить новый клип группы «Корни», в котором мелькают кадры из жизни Суворовского училища. На этой неделе СТС показал первую серию телесериала «Кадетство». Всего их планируется выпустить 40. Съемки продолжаются. О работе над сериалом, о казусах на съемочной площадке нам рассказал известный челябинский КВНщик, руководитель творческой лаборатории «Лорд групп», а ныне исполнительный продюсер сериала «Кадетство» Дмитрий Табарчук.
– Дмитрий, ты прошел путь от КВНщика до исполнительного продюсера телесериала. Расскажи, как это было?
– В студенческие годы, как это бывает, сильно увлекся КВНом. Был автором, актером. По прошествии какого-то времени занялся уже организацией процесса. Так родилась «Планета Бдыжь», которую мы потом и переименовали в «Творческую лабораторию “Лорд групп”». Стал директором «УЕздного города» – «УЕ» получил титул чемпиона. Затем стал руководить еще одной сборной командой КВН «ЛУНа». Видимо, хорошо себя зарекомендовал, и Александр Васильевич Масляков пригласил меня выступить в роли исполнительного продюсера спецпроектов «АМиК», которые проводились ежегодно 8 ноября.
– Долго не решался уехать в Москву?
– Вообще, работать в Москву меня давно звали. Я все как-то не решался оставить работу, которой занимался в Челябинске. Сейчас здесь коллектив довольно сильный, правильный, интересный. Да, бывают какие-то ошибки, но этот коллектив может справляться с трудностями. В общем, есть на кого оставить дело жизни. С другой стороны, я не могу сказать, что я совсем отошел от дел. Просто руководить теперь приходится дистанционно.
– То есть с КВНом не завязываешь?
– Конечно, нет. «ЛУНа» – довольно самодостаточная команда. Ребята сейчас готовятся к полуфиналу, при этом активно участвуют в городских мероприятиях. В «Лорд групп» начинается активная работа с командой «Мыс Челябинска». Удачно, на мой взгляд, прошел проект телемоста КВН «100 гигабайт смеха», ребята справились сами. Если можно сказать в шутку, я один из старейшин. Ребята звонят мне, советуются. Я всегда считаю, что мало придумать что-то новое, потому что многие на это способны. Вопрос в том, кто быстрее и качественнее сможет воплотить это в жизнь. У нас, например, было придумано два проекта, и сейчас я вижу по двум телеканалам аналоговые юмористические программы. Время на месте не стоит, а придумать что-то гениальное очень трудно.
– В столицу все-таки как перебрался?
– Перебраться в столицу меня уговорил мой товарищ Вячеслав Муругов – директор департамента производства телесериалов «СТС-Медиа». Устроился в молодую энергичную компанию «Константа», которая и снимает сериал «Кадетство» для телеканала «СТС». В непривычной для меня роли исполнительного продюсера сериала первые пару месяцев, честно говоря, чувствовал себя в буквальном смысле стажером. Разумеется, вникал в работу, проходил период адаптации. Но это все идет только на пользу. Ты узнаешь, как на самом деле снимается кино, какая техника при этом используется, что значит работать с актерами, начинаешь видеть съемочный процесс изнутри. До этого я и представить не мог, что целый день выработки в кино может составить и две-три минуты, а в телесериале в среднем от 10 и больше. Но ведь чем сложнее, тем интереснее.
– Есть ли что-то общее между работой в творческой лаборатории «Лорд групп» и работой над сериалом?
– Есть некий общий принцип организации процесса, выстраивания отношений. Значительно проще идти на контакт с людьми, когда ты уже умеешь это делать. Тем более, долгая работа в КВН дает о себе знать и порой сильно выручает. Когда я оказался в Твери, вышел на контакт с местными КВНщиками. Представь, я приехал в совершенно незнакомый город. Не знаю, где найти аппаратуру, взять в аренду. Мне нужны люди на массовку, на эпизоды. В определенных вещах местные КВНщики мне очень помогли.
– Почему сериал снимается в Твери?
– Главный вдохновитель, генеральный продюсер и соавтор сериала Вячеслав Муругов сам закончил Тверское училище. В сериале отражено много историй, связанных с его личными воспоминаниями. Но это не единственная причина. В этом городе довольно живописные места, а ведь мы снимаем не только внутри училища. В Москве гораздо сложнее получить разрешение на съемки. Мне не раз рассказывали истории о срыве съемок, когда добившись разрешения, съемочная группа приходила на объект, а потом выяснялось, что напротив какое-нибудь засекреченное здание ФСО… В общем, проблематично. К тому же аренда любого объекта для съемки в Москве стоит на порядок больше. В провинциальном городе со всем этим гораздо проще.
– В чем заключается работа исполнительного продюсера сериала?
– Знаете, вот одни люди придумали революцию, а другие претворили ее в жизнь (Смеется). Исполнительный продюсер осуществляет контроль над съемочным процессом в рамках уже установленного бюджета, решает проблемы, возникающие на съемочной площадке и в ходе съемок вообще, участвует в работе над календарно-постановочным планом. На самом деле, приходится решать много сложных задач. На связи круглосуточно.
– Каким образом снимается серия?
– Мы снимаем не посерийно, а посценно – блоками по десять серий. Например, снимаем коридоры казармы. Из блока выбираем серии, связанные с этим объектом, с артистами, которые там задействованы. Снимаем плац. Снова выбираем серии с определенными артистами, учитываем время, когда они смогут работать, чтобы не пришлось ехать в другой город на 15-секундную сцену. Ведь чем больше переходов-переездов в процессе съемочного дня, тем меньше времени мы можем заложить на съемку. Из-за этого может пострадать выработка, а у нас в плане – в среднем 15 минут готового материала в день.
– Чем, на твой взгляд, интересен этот сериал?
– На мой взгляд, «Кадетство» – это тот продукт, который будет интересен широкой аудитории. Я бы вообще назвал его не сериалом, а многосерийным художественным фильмом, судя по картинке, по событиям, разворачивающимся на экране. Здесь нет логического начала и конца в каждой серии. В «Кадетстве» история развивается на протяжении всего сериала. Интересен и достаточно новый жанр, в котором выдержан сценарий – «драмеди», то есть и комедия и драма. Вообще, это фильм о патриотизме, о любви, о предательстве, о гордости, о человеческих отношениях, об отношениях внутри нашего общества. Фильм о жизни.
Кстати, я знаю, что в Челябинске живет не один десяток человек, которые закончили Тверское суворовское училище. Калининское, как раньше называлось. Вот они, да и вообще все, кто учился в Суворовских училищах страны, ждали выхода «Кадетства». Несмотря на суровые законы в этих военных заведениях, люди спустя много лет встречаются, вспоминают о тех годах.
– Кто автор сценария?
– Это ребята из Белоруссии, они написали сценарии ко многим сериалам, к «Солдатам», например. Люди, хорошо знающие эту тематику. Руководитель авторской группы, кстати, тоже некогда очень известный КВНщик Леонид Купридо.
– Во время съемок сериала в училище приезжала группа «Корни»…
– Да, их новая песня «Наперегонки с ветром» титровая. Ребята приехали как раз в тот день, когда абитуриенты поступали в Суворовское училище. Народ был просто в шоке. Люди все в своих заботах, а тут из автобуса выходит группа «Корни»!
– Как ведут себя сами суворовцы?
– Несмотря на то, что мы снимаем фильм про суворовцев, у самих суворовцев к нам отношение не совсем однозначное. Училище живет по своим законам, а тут мы нарушаем их своими вечными хождениями, перемещениями. В общем, стесняем их.
– Как прошло знакомство с актерами?
– С Георгием Мартиросяном, например, получилось довольно забавно. Был такой фильм «Фирменная история», в котором он снимался. На съемках «Кадетства» мы с ним знакомимся, я представляюсь, называю свою фамилию. Он на секунду задумывается, после чего говорит мне: «Что-то фамилия у вас знакомая!» Я: «А вы сериал «Фирменная история» помните?» – «Конечно, помню!» – «Вот в этом сериале у вас фамилия Табарчук была».
– Неужели?! Как это случилось?
– Сценарий к этому сериалу писали мои друзья, и они просто прикололись, дав персонажу мою фамилию. А Паша Бессонов (один из суворовцев) в том сериале играл сына Табарчука. И сейчас иногда смеемся, когда ему что-то нужно, он говорит мне: «Давай как родственник родственнику помоги мне».
– «Кадетство» – это история о подростках, которых судьба свела в Суворовском училище. Расскажи о героях и о том, как проходил отбор.
– Метод отбора актеров известен – кастинг. Более того, он не останавливается до сих пор. Когда мы начинали снимать, было только десять серий. По ходу съемок сценаристы пишут новые серии, появляются новые персонажи, а значит приходится находить новых актеров. Саша Головин, который играл в «Сволочах», здесь выступает в роли сына мэра. Ваня Добронравов из фильма «Возвращение» играет детдомовца. Одного из основных героев – сына офицера – играет Боря Корчевников. В реальной жизни он журналист на НТВ. Ему, кстати, пришлось договариваться с руководством, чтобы на время съемок его отпустили с работы. А сами суворовцы… настоящие, разумеется!
– С актерами проблемы возникают?
– Возникают. Бывает, что актер параллельно задействован в нескольких картинах. Он может сниматься утром в Москве, днем у нас, потом едет, к примеру, в Питер. Еще одна трудность – в сериале в главных ролях снимаются дети.
– Кстати, с кем легче работать: с подростками или с опытными актерами?
– С опытными актерами, безусловно, работать проще. Они более четко держат текст, исполняют роль. Вы поймите, «Кадетство» – это не высокохудожественный идейный фильм, которому присущи глубокая мысль и актерская игра. Это хороший качественный сериал. Таким образом, снимая профессиональных актеров, сцены прорабатываются очень быстро. Вот взять, к примеру, Александра Пороховщикова – нашего, кстати, земляка (учился в Челябинском медицинском институте). Вот это настоящий профессионал. Несмотря на долгий и изнурительный съемочный день, быстро и качественно отрабатывает заложенный в плане метраж. С детьми же все иначе. Быстрее устают, начинают дурачится. Все это отражается, естественно, на съемочном процессе. Бывает, приходится даже раньше заканчивать рабочий день. Но ведь дети есть дети, что ж поделаешь?
– Сколько стоит сериал?
– Здесь невозможно дать однозначного ответа. Могу сказать общероссийские цифры: стоимость одной серии может варьироваться от 15 тысяч долларов до ста. Это зависит от многих вещей: насколько костюмирован сериал, где происходят съемки – на натуре или в павильоне. Да от многих факторов.
– А где проще снимать – в помещении или на натуре?
– Работа с натурой гораздо сложнее. У нас просто война идет с погодой. Ты приглашаешь артистов для съемки, и тут начинается дождь. Думаешь, ну все, сейчас закончится. А он и не думает останавливаться. И ты вынужден поворачивать процесс так, чтобы эти актеры снялись в каких-то других сценах. В этом случае сразу меняется календарно-постановочный план.
– К каким-нибудь хитростям прибегаете?
– Бывают случаи, что из-за замены условий предыдущих сцен рушится дальнейший сценарий. Возникают проблемы с неудачным выбором объекта, затягиваются работы с установкой света. Для меня теперь абсолютно естественно ночью снимать день, а днем – ночь. Единственное, что тяготит, так это то, что ночью всем работать тяжелее – физиология.
В общем, много в кино всяких хитростей. Сейчас часто используется так называемый трансформер. Это когда в одном павильоне снимается сразу несколько похожих объектов. Работаем, к примеру, в кабинете русского языка, потом переходим в соседний – математики, а тот уже перестраивается в кабинет химии.
– Бывало, что ваша ночная смена мешала жителям Твери?
– Да, снимали как-то сцену в квартире жилого дома. Мало того, что метраж на весь день всех сцен был большой, так еще и квартира находилась на третьем этаже пятиэтажного дома. В 12 ночи люди вызвали милицию, потому что мощный осветительный прибор озарял не только это окно, но и те, что на два этажа выше-ниже, левее-правее. Представляете, человек ложится спать, а у него за окнами утро!
– Как решили эту ситуацию?
– Долго разбирались, трудный разговор с милицией был, потому что мы нарушали все законы! Да сколько было подобных ситуаций! Мы без ГАИ перекрывали дороги. Однажды надо было перекрыть дорогу, темнело, а у нас не было накидок со световыми полосами. Стоишь и думаешь: собьют – не собьют?
Снимали на вокзале. Не остановишь же работу вокзала! Люди приезжают, уезжают. Все начинают смотреть в камеру. Мы то и дело им: «Отвернитесь! Не смотрите в камеру!»
– Возникали смешные, нелепые проблемные ситуации?
– Да уж! Снималась довольно сложная сцена в деревне. А в это же самое время шел саммит и над Питером разгоняли облака. Мы снимаем: солнце, жарко! Через пять минут: дождь, холодно! Потом опять солнце, потом пасмурно, но уже без дождя. В общем, дурдом! Пришлось дожидаться завершения саммита. Слава богу, материал отснять получилось.
Да много всего интересного было! В сценарии была заложена съемка детского дома. Для картинки достаточно было угла здания с окнами, мимо которого проходит сторож. Я говорю режиссеру-постановщику: «Вот здание медицинского института, можно его угол и показать». Тот согласился, сказал, что действительно подходит. Я приезжаю к ректору, объясняю ситуацию, говорю, что сам выпускник медицинского института… «Нельзя!» – говорит, повергая меня в состояние легкого шока. Ну как так, почему?! Выясняется, что в подвалах этого здания во время войны эсэсовцы убивали людей и хоронили у входа. За разрешением этой съемки нужно обращаться не только в российские министерства, но и в польские, венгерские и другие. Сняли в итоге угол какого-то училища.
– С какими трудностями еще сталкивается съемочная группа?
– Сложность, например, в том, что мы пишем живой звук. При диалогах посторонние шумы мешают. Приходится изощряться. Вот снимается, к примеру, дискотека. Сначала очень громко включается аппаратура, все колбасятся. Потом звук резко убирают, при этом движения не прекращаются. Пошли диалоги. Со стороны выглядит смешно: в полной тишине люди размахивают руками и о чем-то оживленно беседуют.
Бывают ситуации, когда в кадр то и дело попадает тот или иной бренд. Как вообще сейчас снимать улицу, когда на каждом шагу реклама фотосалона, фирменного магазина, спортивных товаров?! В этом плане удобнее работать не в столице, а в более провинциальном городе. Тверь в этом смысле город более подходящий. Мне рассказывали много историй о том, например, как умудрялись снимать так, чтобы ни одна реклама не попадала в кадр. А варианта тут два: либо осуществляется компьютерная чистка, либо исполняется демонтаж конструкции, за что рекламодателю выплачиваются деньги.
– Приходится за помощью к челябинским знакомым обращаться?
– Такое не исключено. Представьте, в сценарии есть ремарка «танцуют танец», а музыки подходящей нет. А съемка этой сцены утром. Так вот, ночью звоню Олегу Ярушину (челябинский музыкант – прим. ред.), говорю: «Придумай, пожалуйста, что-нибудь срочно за ночь!» Утром он скинул мне несколько вариантов. Мне с Олегом проще договориться, чем с Тухмановым (Смеется).
Вообще приятнее работать с людьми, в которых ты уверен. Я знаю, что за этого человека я могу поручиться, знаю, что не получу плохих отзывов о его работе. Всегда приятнее работать с тем, кого ты знаешь. На сегодняшний день, кстати, я пригласил для работы в «Кадетство» двух знакомых девушек: одну из Челябинска, другую из Москвы.
– А ты знаешь концовку сериала?
– А вы как думаете? (Улыбается)
– От чего именно ты получаешь удовольствие, работая над созданием телесериала?
– От абсолютно новой обстановки, от новой информации, которую я получаю. Правда, есть одно но: я сейчас любой фильм смотрю с другой точки зрения.
– Изнутри?
– Да. Это привносит своеобразные ощущения в просмотр.
– Дмитрий, сейчас ты занимаешься сериалом, а что потом?
– Я посмотрю, как будет дальше. Скорее всего, продолжу работать на этом поприще, есть ряд интересных проектов. Самое главное сейчас – закончить съемки сериала. Здесь я приобретаю опыт. И чем сложнее ситуации, тем этот опыт богаче.
– Как ты думаешь, после трансляции сериала «Кадетство» больше молодых людей будут поступать в Суворовские училища?
– Думаю, да. Ведь здесь из мальчиков делают настоящих мужчин. И тут не важно, откуда ты и кто твои родители. Есть и детдомовские, и сыновья офицеров, и проблемные дети из богатых семей. Суворовцы все равны, и здесь они учатся жизни, познавая мир через призму настоящих человеческих ценностей.