Прыжок с парашютом – это как тест на смелость. Если ты прыгнул – значит герой, не прыгнул – и жизни не видал. Говорят, только в воздухе начинаешь задумываться о смысле бытия, а секунды, что ты падаешь без парашюта, тянутся вечность, во время которой успеваешь вспомнить то, что казалось давно забытым. Так описывают прыжок романтики. Реалисты же говорят, что во время первого прыжка не успеваешь ничего понять и прочувствовать, потому что мысли заняты мучительным вспоминанием, какую штучку надо дергать, а к какой, наоборот, нельзя прикасаться. После более-менее удачного приземления в памяти остается немножко страха, вид земли из открытой двери самолета и момент столкновения с ней. Повторить эксперимент решаются немногие, те же, кто задумал прыгнуть второй раз, навсегда привязываются сердцем к этому спорту. О том, как это происходит, мы беседуем с командиром парашютного звена, инструктором компании «Челавиа» Петром Соколовым.
– Петр Николаевич, многие знают, что на аэродроме «Калачево» занимаются авиационным спортом. Что он в себя включает?
– Авиаспорт – парашютный спорт и самолетный. Грубо говоря, у нас летают на самолетах и прыгают с парашютом. Занимаются у нас и классическим парашютизмом, пытаемся развивать групповой, но это дорогостоящий вид спорта.
– Кто прыгает с парашютом?
– Прыгать могут практически все желающие. Есть ограничения по весу: минимальный вес для прыжка – 50 килограммов, а максимальный – 90. Это для начинающих, для спортсменов, конечно, другие показатели важны. Есть ограничения по состоянию здоровья. Однозначно к прыжку не допускаются лица в алкогольном или наркотическом опьянении.
– Много желающих прыгать?
– К нам приезжают практически каждый день. В основном, в выходные. Желающих много, что не может не радовать.
– Сколько стоит такое удовольствие?
– Сам прыжок стоит 700 рублей, и 100 рублей – страховка. Поскольку она выдается на месяц, то повторный прыжок будет стоит уже без учета страховки. Для спортсменов у нас другие расценки.
– Насколько безопасен прыжок, снаряжение, техника?
– Практически на 99 процентов.
– Как происходит процесс прыжка?
– Для тех, кто пришел прыгать впервые, все начинается с теоретической подготовки. Сначала мы готовим их в парашютном классе, рассказываем, что такое парашют, какие у него технические данные, что он может, как он действует. Потом мы объясняем процесс одевания в снаряжение, процесс отделения от самолета. Показываем, как надо работать в воздухе после открытия купола. Потом досконально изучаем этап приземления. Когда новички прошли наземную подготовку, мы выезжаем на старт. Надеваем парашют, каждому подгоняем крепления по размеру: чтобы нигде не жало и уж тем более не болталось. После этого группа поднимается на борт и, когда самолет наберет нужную высоту, выполняет прыжки.
– Боятся люди?
– Боятся! У нас был такой случай, когда девушка уже надела снаряжение, села в самолет, но так и не смогла спрыгнуть. Самолет приземлился, она вышла из него в парашюте. Все ее спрашивают: «Ты почему в парашюте?», она отвечает: «Не могу прыгнуть, боюсь».
– И вы никого не выталкиваете из самолета?
– У нас это называется «помогать отделиться от самолета». (Смеется) Нет, никому не помогаем. Во-первых, клиент останется недовольным, скажет: я не хотел прыгать, а меня столкнули, никакого удовольствия я не получил. А во-вторых, если человек сильно напуган, мало ли что с ним может произойти в воздухе! Поэтому мы никого, как вы говорите, не выталкиваем.
– Есть какие-то методы борьбы со страхом?
– Я не психолог и не могу посоветовать что-то такое, что подействует на любого. Самый доступный метод – просто доходчиво объяснить человеку, что парашютная техника у нас надежная, серьезных травм не было, что прыгают даже дети, если не выходят за допустимые рамки. Парашюты у нас укладывают инструкторы – подготовленные, допущенные, опытные.
Часто бывает, что люди пугаются, когда на высоте открывается дверь самолета и видно землю. Многие просто бледнеют, как полотно, когда видят поля и леса с такой высоты. Я советую новичкам не смотреть вниз, а смотреть по линии горизонта. Хотя перворазнику без разницы, как выпасть из самолета. Купол раскроется – и все встанет на свои места.
– Человек должен как-то управлять парашютом в воздухе. Это проблематично для новичка – запомнить порядок выполнения всех процедур.
– Для тех, кто прыгает первый раз, задача минимальна – отделиться от самолета. Все! Остальное сделает техника. Перворазникам мы даем парашюты «Д-1», в которых все делается автоматически: расчековывается ранец, чехлы снимаются, купол раскрывается. Конечно, есть имитация кольца, но механизм запускается автоматически.
– Бывают неадекватные реакции?
– Все по-разному реагируют. Смотришь, кто-то розовенький сидит, неестественно бодрый, кто-то, наоборот, побелел, кто-то пытается улыбаться, но у него не улыбка вовсе получается, а что-то такое перекошенное.
– Инструктор прыгает с группой?
– Нет. Задача инструктора – посадить группу в самолет, осуществить процесс отделения от самолета каждого парашютиста, опуститься на землю и пересчитать количество приземлившихся.
– А если с кем-то что-то случится в воздухе, инструктор мог бы помочь, подстраховать…
– В воздухе ничего такого не случается. На моей практике, по крайней мере, не было. Если у кого-то не раскрылся парашют, то всегда есть запасной. Этому мы тоже учим на земле. Если кому-то стало плохо в воздухе, то эти все моменты мы тоже проговариваем на тренировках. Хотя такого не бывает, потому что перед прыжком все проходят медицинский осмотр. Если есть какие-то противопоказания или предпосылки к их появлению, то врач просто не допустит человека к прыжку.
Иногда, правда, в воздухе случаются какие-то мелкие происшествия. Например, стропа перехлестывает купол или стропы спутываются между собой. В таких случаях мы советуем новичкам попытаться сдернуть стропу. Это, в общем-то, несложно сделать. Раньше мы давали парашютистам ножи, но теперь мы этого не делаем, потому что многие, особенно если прыгают впервые, со страха режут все подряд. Потом приходится отстегивать основной парашют и открывать запасной. Ничего страшного, конечно, но впечатления от прыжка испорчены.
– Много людей возвращаются, чтобы прыгнуть второй раз?
– Большинство людей, конечно, не возвращаются. По крайней мере, в ближайшее время после первого прыжка. Из ста прыгнувших возвращаются 10-12 человек.
– Когда лучше прыгать с парашютом: зимой или летом?
– Для меня лучше летом прыгать. Тепло, светло, красиво. Но у меня большой опыт и прыгаю я со своим куполом. Начинающим же лучше прыгать зимой, когда установится снежный покров. Приземляться безопаснее, меньше травм. Но зимой прыгать не очень приятно, потому что в воздухе всегда холоднее, чем на земле. Там и лицо можно обветрить, и уши простудить.
– В чем прелесть прыжка с парашютом? Он ведь длится всего несколько минут…
– Время прыжка зависит от высоты. Кроме того, спортсмены прыгают на задержке, соответственно, время падения у всех разное. От прыжка я получаю удовольствие. Знаете, некоторые люди любят поесть, для них вкусная пища – большое удовольствие. Они не могут отказаться от вкуснятины вдруг. Так и я. Небо манит меня, для меня бросить парашютный спорт – проблема. Но прыжок для меня – по-прежнему что-то вроде наркотика. Особенно момент свободного падения или построения каких-нибудь фигур. Хотя самим спортом я сейчас не занимаюсь, я теперь работаю инструктором, командую парашютным звеном. В мои обязанности входит уложить парашюты, подготовить новичков к первому прыжку. Прыгаю я сейчас только для души.
Парашютный спорт – не единственное предложение от «Челавиа». Можно, например, заняться серьезным делом – освоить профессию пилота. Да-да, научиться поднимать в воздух настоящий самолет, а потом благополучно сажать его на посадочную полосу – это реально. Правда, потребует это серьезных затрат. Каких – рассказывает старший штурман авиакомпании «ЧелАвиа» Александр Лукошков.
– Александр, полет на самолете – это что-то вроде экскурсионного рейса?
– Это не совсем верная формулировка. У нас есть летное обучение. Например, приходит к нам человек, который самолет до этого видел только на картинке, и он хочет научиться поднимать эту машину в воздух. И мы доводим начинающего до такого уровня, когда он сам может взлетать и приземляться на самолете или вертолете.
– Много нужно времени, чтобы научиться летать?
– Есть такие люди, которые приходят с уверенностью, что им хватит пары-тройки часов обучения. Это в корне неправильно. Нужно быть готовым к тому, что этот процесс длится не один день. Если у человека есть время и желание хотя бы три раза в неделю приезжать на аэродром и выполнять 30-минутные полеты, то через шесть часов летного времени он уже сможет самостоятельно совершать вылет и посадку. Можно сказать, что он уже будет владеть азами пилотирования: совершать полет по кругу, удерживать машину в горизонтальном положении и так далее. Потом уже идет процесс совершенствования.
Кроме этого мы работаем с различными силовыми ведомствами Челябинска и области – способствуем повышению уровня подготовки работников МЧС, МВД и так далее. Это все, конечно, специализировано.
– На каких машинах летают пилоты-новички?
– У нас – на «П-96 Гольф 100». Это самолет итальянского концерна «Авиакрафт Конструкционе». На «ДА 20 – 100 Катана» – канадский самолет, на котором, кстати сказать, проходят обучение летчики ВВС США. Когда человек освоил самолеты этого типа, надо усложнять задачу и идти от простого к сложному. Если человек ставит перед собой задачу освоить фигуры высшего пилотажа, то он начинает двигаться в этом направлении. После заключения врачебно-летной комиссии он уже может пересаживаться на «ЯК-52» и продолжать занятия авиаспортом. Если же человеку интересно просто летать из пункта А в пункт Б, то обучение продолжается на тех же самолетах.
– Что входит в стоимость обучения?
– Работа инструктора и бензин. Надо сказать, что обучение обходится не намного дороже, чем обучение вождению автомобиля. По сути, человек платит только за летное время. Теория дается бесплатно.