Несмотря на изобилие в Челябинске различных фитнес-центров и танцевальных клубов, зачастую нам просто лень чем-то заняться. Мы настолько привыкли к сидячему образу жизни в офисах, а затем на диванах перед телевизором, что даже не возникает желания подвигаться и дать нагрузку своему телу. А между тем, движение может быть ненавязчивым, интересным и полезным.
Совсем недавно, в октябре 2006 года, в Челябинске появилось танцевально-двигательное сообщество «Человек танцующий». Цель проекта, прежде всего – популяризация танца.
Это личностное развитие через танец, работа со своим телом, утверждают руководители проекта. По их мнению, «Человек танцующий» – это в первую очередь конкретные люди, для которых танец и движение являются значимой, любимой частью их жизни. Через танец они реализуются, общаются, познают и создают мир, исцеляются. О танце как о способе оздоровительной практики и произведении искусства рассказывают танцетерапевт и психолог Алексей Феденков и преподаватель современного танца Татьяна Шафир.
– Сегодня довольно большой выбор занятий танцами, разнообразие клубов. Чем ваш проект отличается от остальных?
Татьяна: Да, сегодня большой выбор фитнес-клубов. Но клубы предлагают обучение именно структурированному танцу. Танцетерапия – это нечто иное. Мы не учим структуре. Мы учим людей самовыражению. Вы не просто делаете себе красивую фигуру. Вы начинаете себя понимать, вы развиваетесь через танец и движение, вы растете. Вы учитесь красиво и свободно двигаться. Вернее так: свободно. А свободно – значит красиво, искренне, аутентично. Такой танец всегда захватывает и зрителя, и участника.
Алексей: Наш формат – терапевтический, так сказать, интегративная танцевально-двигательная терапия. Мы уделяем внимание не форме танца (как это выглядит), а тому, что человек проживает когда танцует, не механике танца, а его терапевтическому, исцеляющему потенциалу, который колоссален. У нас нет цели научить человека какому-то определенному виду танца, хотя если у вас есть такая потребность, мы можем это сделать: научить современным танцам, бальным и народным, контактной импровизации. На наших тренингах, мастерских, танцевальных занятиях мы обращаемся к спонтанности, импровизации, свободному выражению в танце и движении, обращаемся к первичному танцу, который присутствует в нас с момента первого вздоха до момента последнего выдоха.
Мы признаем, что через танец человек может работать не только с телом, а так же и сознанием. Я бы сказал, танцу возвращается философия, смысл – это танец живого человека со всеми присущими ему конфликтами, вопросами, возможностями и ограничениями, которые сложно выразить в словах и постичь инструментами формальной логики.
– Алексей, как возникла мысль открыть тренинг «Человек танцующий»?
– Тренинг «Человек танцующий» был создан эволюционным путем: переход из количества в качество, во многом этому способствовали наши учителя – Александр Гиршон, Владимир Козлов и многие другие, – а также наша регулярная танцевальная практика и любовь к танцу. Просто накопилась критическая масса опыта, которая воплотилась в тренинге «Человек танцующий».
– С какой целью на занятия приходят люди?
– Из-за любопытства. Хочется отличного от того, что предлагает структурированный танец, фитнес. Хочется больше свободы и импровизации, того, что мы называем философией танца.
– Кого больше на занятиях: мужчин, женщин?
– Больше всего приходит женщин, но со временем мужчин на танцах прибавляется. На одном тренинге было гендерное равновесие, что нас порадовало.
– Алексей, Татьяна, как вы сами пришли к танцу?
Татьяна: Я начала танцевать на последнем курсе института. И начала с бальных танцев. Мой первый учитель по современному танцу – Кислова Катя, она и пригласила меня в коллектив контемпорери «Кислотный дождь». В составе этого коллектива я побывала на многих фестивалях современного танца – в Екатеринбурге, Витебске, Саранске, Ханты-Мансийске, Москве. Посещала мастер-классы по технике, композиции современного танца. Со спонтанным танцем, импровизацией познакомилась ближе на летней школе современного танца «Цех», ежегодно проходящей в Москве. Я посещала классы израильской танцовщицы Иланит Тадмор. Именно тогда я осознала, что прекрасно двигаюсь, поверила в свои силы. Танец возможен в любом возрасте. Возраст не помеха. Я поняла, что много знаю в танце и что могу этим делиться. И людям это нужно. Любой человек хочет двигаться и танцевать. Абсолютно любой. Просто многие или не осознают, или боятся, или придумывают еще какие-то отговорки. После тренингов мы получаем такую обратную связь, что аж дух захватывает. И это всегда вдохновляет – когда отчетливо видишь результаты своей работы.
Алексей: Я пришел к танцам из психологии, то есть для меня танец – профессиональный инструмент работы психолога, терапевта и в то же время, танец и движение были и остаются для меня естественной радостью и спутниками жизни. Меня захватывает танец, его творческая составляющая. Специального хореографического и танцевального образования у меня нет, но есть свой собственный танец: современный и контактная импровизация, который является моей регулярной танцевальной практикой.
– В программе презентации вы представляете фильм о танцовщице. Зачем?
– В настоящий момент для большинства людей в Челябинске танцевально-двигательная терапия остается диковинной, богемной, непонятной практикой. Аналогии только-только выстраиваются, даже в сознании профессиональных психологов. «А вы не секта?» – довольно частый вопрос, который нам задают. Нет, мы не секта. В Европе танцевальная терапия появилась в 1946 году, в России – в начале 90-х. Первая профессиональная Ассоциация интегративной танцевально-двигательной терапии появилась в 2005 году. Для нашего города это направление новое и уникальное. Вот поэтому через фильм мы и показываем опыт наших европейских коллег, чтобы познакомить, снять лишнее напряжение у участников тренинга. По форме наши занятия – и клуб по интересам, и тренировка, и лаборатория, а в целом – танцевально-двигательное сообщество.
– Есть ли противопоказания для занятий этими танцами?
– Противопоказания существуют, их несколько. Во-первых, нельзя приходить на занятия в нетрезвом состоянии: человек может быть неадекватен по отношению к себе и другим. Танец и так дает много радости и ресурсных состояний, и нет нужды стимулировать себя, употребляя алкоголь или наркотические вещества.
Во-вторых, не стоит приходить на танцы только потому, что вас кто-то заставил: родители, например. Ну как человека можно заставить танцевать? Такое разве что в фильмах бывает, под дулом пистолета (Смеется.)
Нельзя танцевать, если у вас в данный момент происходят острые воспалительные и инфекционные процессы, если в недавнем времени вы перенесли серьезную операцию и находитесь на этапе первичного восстановления.
Каждый человек сам выбирает форму, интенсивность, качество своего танца, исходя из своих физических и психологических возможностей на данный момент времени. Мы не заставляем прыгать до потолка и танцевать в бешенном ритме, это тоже одна из особенностей этого терапевтического формата: никакого насилия над собой, танцуй, как можешь, двигайся, как хочется. Если есть вопросы относительно своего здоровья, то можно поговорить об этом с нами до начала занятий.
– Нужна ли определенная физическая подготовка для занятий танцами, и имеет ли значение возраст?
– Физическая подготовка и умение танцевать не требуются. По возрасту для занятий танцем ограничений нет, но существенный момент – в какой возрастной группе танцевать. В нашей практике на занятия приходили и пожилые люди, мужчине было 78 лет. Он со своей спутницей (чуть моложе) честно протанцевали разминку, но сама группа была очень энергичная и взяла такой ритм танца, что их, счастливых и удовлетворенных процессом, через какое-то время «вынесло» за пределы танцевальной площадки. Со временем мы откроем отдельные группы для людей такого возраста, детские группы, группы для людей с ограниченными возможностями. У каждого возраста, психофизического состояния организма, есть своя, подчеркну, естественная специфика, динамика развития, свой ритм, интенсивность, форма танца, качество движения. Знаю точно, что танцевать умеют и хотят все.
– Соблюдаете ли вы, руководители, какую-то диету?
Татьяна: Специально, конечно, нет, но я во всем ищу золотую середину. Не ограничиваю себя, но и не ем все подряд.
Алексей: Я не соблюдаю определенную диету, для меня в этом нет необходимости, как генетически, так и практически. Я за естественный ход своего развития – без насилия в любой сфере и форме. Четыре года назад я перестал есть мясо (свинину, говядину). Я не вегетарианец, ем рыбу, реже – курицу. В походах и на выездных семинарах я могу себе позволить есть то, что дают, кроме колбасы и мясных нарезок. Торты, печенье все, что связано с маргарином и майонезом – также не мои продукты. Просто не ем и все, и не пропагандирую отказ от мяса, «E», «идентичных натуральному», не агитирую за здоровый образ жизни. Каждый взрослый человек сам способен нести ответственность за свою жизнь и здоровье, быть в том месте и с теми людьми, где ему хочется.
– Какие советы можете дать тем, кто соберется прийти?
– Совет первый: приходить вовремя. Каждое занятие имеет свою структуру и динамику развития. Выпадая из разминки, можно выпасть из всего процесса. Участвовать от начала и до момента завершения события, так как в конце идет интеграция полученного опыта, поднятого в танце и не завершив этот процесс интеграции, можно в дальнейшем испытать чувство неудовлетворенности, незавершенности процесса, а также пропустить возможные открытия.
Совет второй: танцевать в удобной, свободной одежде с длинным рукавом, лучше в штанах, чем в шортах. Одежда должна быть сменной, так как на занятиях мы много потеем. Пот – это молитва танцора, калории «висят» в воздухе и на стенах в конце занятия, иногда тонкими струйками стекают со стекол и стен. Танцевать можно босиком, в носках, балетках, джазовках, гибких и легких кроссовках – только вторая обувь. Я всегда танцую в носках, иногда босиком. Для меня важно чувствовать землю.
Совет третий: перед занятием легко поесть, чтобы желудок не был перегружен. Хорошенько выспаться не менее шести часов. Принести с собой воды или сока, после энергичного танца хочется пить.
– Какие планы у «Человека танцующего» на ближайшее будущее?
Алексей: «Человек танцующий» растет, приходят новые люди, практики, формы.
В перспективе мы будем ставить спектакли, перфомансы, выходить на театральную площадку. Приглашать мастеров танца в Челябинск, расширять возможности для занятий танцем для разных целевых аудиторий. Сейчас разрабатываем программу по антистресс-менеджменту для корпоративных клиентов.
Наш опыт проведения тренингов и танцевальных занятий показывает, что у всех людей есть мечта о танце, о свободном творческом выражении себя в движении.
Осознавая танец, танцуя свободно и осознанно, человек делает шаг к принятию этой свободы и творчества в повседневной жизни. Танец – это творческое сердце родства всего живого и универсальное священное лекарство.
Татьяна: Я хочу помочь людям найти свою сущность, найти себя. И я пытаюсь показать это на своем личном примере. Помните, как у Высоцкого:
Эй вы, задние, делай как я. Это значит – не надо за мной.
Колея эта только моя. Выбирайтесь своей колеей.
У каждого свой путь, и я хочу, чтобы люди искали, развивались, занимались творчеством, занимались тем делом, к которому лежит душа. Тогда в мире появляется гармония.
Танцевальная терапия открывает для этого все возможности. Мы получаем обратную связь, и я понимаю, насколько людям нужно двигаться и танцевать, в любом возрасте и с любой физической подготовкой, и насколько безграничны возможности самого естественного и самого прекрасного состояния человека, называемого танцем.
Отпустите свое тело, танцуйте! Ваше тело может прекрасно двигаться, просто позвольте вашему танцу случиться.