Французский писатель-моралист Жан де Лабрюйер высказался как-то о детях: «Дети дерзки, привередливы, вспыльчивы, завистливы, любопытны, своекорыстны, ленивы, легкомысленны, трусливы, невоздержанны, лживы и скрытны; они легко разражаются смехом или слезами, по пустякам предаются неумеренной радости или горькой печали, не выносят боли и любят ее причинять – они уже люди». Еще говорят, что ребенок – тоже человек, подразумевая, что и ему свойственны эмоции взрослого, и он имеет на их проявление полное право – равно, как и на собственное мнение. То, что дети рано становятся взрослыми, а значит, и самостоятельными, считает актриса Челябинского камерного театра, заслуженная артистка России Наталья Жернакова. Недавно о своих взглядах на воспитание детей она рассказала в ток-шоу «Лолита. Без комплексов» на «Первом канале». А поскольку Наталья Юрьевна участвовала в программе вместе со своими детьми, незаметно расставились все точки над i, прозвучало то, что было недосказано. В эфире эта история будет сегодня, 25 сентября, а корреспонденту сайта MyChel.ru удалось поговорить с актрисой после ее приезда из Москвы.
– Наталья Юрьевна, как вы стали участницей ток-шоу Лолиты?
– Благодаря моей дочери. Она девушка безбашенная, все время что-то ищет, а недавно ездила в Румынию, чтобы сняться в клипе косметической компании. Так вот, девочка, которая работает в команде у Лолиты, – челябинка. Она позвонила своей знакомой журналистке в журнал «Люмон». Моя дочь там работает, и на ток-шоу сначала пригласили ее. Но потом сценарий развивался, менялся. Режиссеры выяснили, что у моей дочери есть брат, с противоположной точкой зрения на проблему. Естественно, тут без участия мамы было не обойтись. И когда меня спросили, поеду ли, я сразу ответила да.
– Тема программы «Выросли дети». Что вы рассказали, что хотели донести до зрителя?
– Я настаивала на том, что дети формируются до пяти лет, а после – это уже взрослые люди. Их надо только направлять, не нужно ими командовать или напоминать, что они делают что-то неправильно. Пусть они растут самостоятельными людьми. Чем раньше они начинают работать и зарабатывать свои деньги, тем быстрее начинаешь их уважать за это.
– Это трудно – найти золотую середину, чтобы не перегнуть палку в воспитании.
– Это не трудно. Это невозможно! Но надо к этому стремиться. Моей дочери 25, сыну 19 лет. Дочь хотела иметь свои деньги и рано пошла работать. А мой сын на меня обиделся, когда я сказала ему: «Сынок, я не буду тебе носить еду и зарабатывать для тебя. Давай-ка сам!» У нас были довольно напряженные отношения с ним. Он никак не мог понять, что я не буду вкалывать на трех работах, чтобы принести ему поесть, когда он вернется из ночного клуба. Почему я не стираю ему? Почему не беспокоюсь, поел ли он? Мне было очень трудно, потому что материнский инстинкт дан нам с детства. Женщина – прежде всего мать. Но мне не нравятся сыновья, которые до сорока лет сидят на шее у своей мамы. Какой же тогда он муж будет?
– Сейчас на телевидении очень много разных ток-шоу, в которых пруд пруди «подсадных уток». Вы побывали внутри программы. Что можете сказать?
– Никаких «подсадных уток», абсолютно! До передачи я не разговаривала с Лолитой, а потому, находясь в студии, не знала, о чем она будет спрашивать меня и моих детей. Во-первых, это был адреналин. Во-вторых, мои дети для меня открылись по-новому. Они отвечали как взрослые самостоятельные люди. Я их такими не знала раньше.
– То есть никакой репетиции программы не было?
– Никакой! Мне только позвонил редактор, спросил, согласна ли я с точкой зрения сына и с мнением дочери, потому что они противоположны. Я сказала, что стараюсь быть либеральной, но все равно придерживаюсь своих взглядов. Они мои дети – тот и другой – и я не могу сказать, что одного я люблю больше, другого меньше.
– В своей программе Лолита выступает в роли подруги гостя. Она, в отличие от Андрея Малахова, дает людям высказаться, слушает их. Какое у вас, Наталья Юрьевна, сложилось о ней мнение?
– Потрясающее! Я не удержалась и прямо в студии сказала: «Лолита, вы молодец! Вы даете людям то, что даже психолог, психотерапевт не дают: вы даете им такую надежду! Надежду на будущее, на жизнь!»
– По словам Лолиты, избавление от комплексов помогает человеку изменить отношение к жизни, а значит и изменить свою жизнь. Что дало вам участие в этой программе?
– Гордость за моих детей. Независимо от того, совершают они ошибки или нет. Я ощутила, что они мои друзья, что они за меня. Лолита их спрашивала так, что невозможно было отвертеться. Они, например, скрывали, что мы с мужем разведены. Я поняла сразу, что они не хотят об этом говорить на «Первом канале», но Лолита это из них вытянула – сын прокололся. Но это и хорошо! Когда он сказал, что мама и папа разведены, весь зал отреагировал: «О! Понятно!» Это была интрига. Лолита выводила на откровение, и никто не понимал, что же происходит, но потом стало понятно, что к чему.
– А вы вообще любите смотреть всякие ток-шоу?
– Я смотрю ток-шоу с Лолитой, мне нравится, как она разговаривает с людьми. Это чистая психология. Я этим увлекаюсь, мне это интересно, веду тренинги с людьми. Это очень важно для меня как для актрисы, так и для тренера. Можно сказать, что я смотрю программу с профессиональной точки зрения. В ток-шоу «Без комплексов» я увидела, что все органично, не придумано, нет никакой лжи, а это дорогого стоит. И люди, которые находятся в зале из программы в программу, так слушают, так влюблены в Лолиту! Она не просто ведущая, она психолог. Лолита тонко ведет беседу – с каждым по-разному, чтобы не обидеть. Там был сюжет про мужчину, который народил кучу детей, ни разу не женился, а через 22 года предстал перед ними: «Здравствуйте, я ваш папа!» Весь зал над ним просто ржал! Только Лолита не смеялась. В его образе городского сумасшедшего она увидела серьезного человека со своими комплексами, горем. Этим она меня просто подкупила. Я хотела пропиарить родной Камерный театр, но не могла себе позволить перебить Лолиту, настолько я к ней прониклась симпатией.
– Наталья Юрьевна, ваша жизнь – это сцена. А чем еще, кроме театра, вы хотели бы заниматься, но, допустим, нет на это времени?
– Если хочешь по-настоящему чем-то заниматься, время всегда найдется. Я живу, как хочу. А кроме моей работы в театре я преподаю студентам в челябинских вузах. Обожаю студентов! Вообще люблю молодость – это энергетика, это умненькие лица и глаза. Я с удовольствием обучаю их актерскому мастерству, культуре речи, поведению в обществе – всему, чему научили меня.
– В анкете на сайте Камерного театра вы говорите, что сделали бы для театра все.
– Я и так сделала и еще сделаю для театра все. Обычно женщина все делает в жизни для себя, а я – для театра. Для него я худею, слежу за своей диетой, за своим лицом. Я готова потратить сколько угодно денег, чтобы жить как женщина и как актриса в театре дольше.