Японская мудрость гласит: «Человек не зря прожил жизнь, если хотя бы к ее концу не разобрался, где его место». Нынешний гость рубрики «Личное время» понял это гораздо раньше. Не один год работавший в известной команде КВН «Уездный город», создатель группы «Яхонтовый ларь» и ее солист, автор песен и ведущий телепрограмм, Денис Никишин уверен: главный и единственный ориентир его жизни – музыка. Именно она позволяет замечать и оценивать мельчайшие оттенки бытия и получать настоящее удовольствие от каждого прожитого мгновения.
– Денис, кем вы мечтали стать в детстве?
– Как ни странно, не планировал быть ни летчиком, ни космонавтом, ни, тем более, пожарным. Я всегда хотел быть певцом. О музыке я думал все время. Быть может, из-за того, что рос в семье музыкантов: мать работала в оренбургском танцевальном коллективе, отец – в народном хоре. Он брал меня на оркестровые репетиции, которые длились часа по два. Я все это время слушал в первом ряду, открыв рот, и поражал взрослых своим терпением.
– Ваши родители имели непосредственное отношение к искусству. Когда вы впервые оказались на сцене?
– В пять лет. Кажется, это был новогодний праздник со всеми положенными вещами: Дедом Морозом, ушами зайца на голове и хождением вокруг елки. Я, в шортах и белых носках, материализовался на сцене и под аккомпанемент отца исполнил песню «Как родная меня мать провожала». На строчке «…Без тебя большевики обойдутся…» зрителей прорвало. Хохотали все – и дети, и родители. Но песню я допел.
– Как складывались ваши отношения со школой? Детская мечта приблизилась к реальности?
– В школе класса до четвертого-пятого был отличником: так хотели родители. Учиться было несложно, но скучно. В пятом классе отец предложил пойти в музыкальную школу, где тогда шел набор на гитару. Я, конечно, согласился. Ну и все. С этого момента официальная школа для меня закончилась. Особенно в смысле усидчивости.
– То есть поведение у будущего солиста группы «Яхонтовый ларь» стало…
– Ужасное. Оно было просто чудовищное. Усидеть на месте я элементарно не мог. Соответственно, поменялись и оценки – с точностью до наоборот. Хотя один талант в школе все же проявился, и я получил богатый сценический опыт: мне очень нравилось участвовать и побеждать в конкурсах чтецов. А вот на уроках математики я открывал последнюю страницу учебника и писал там, поскольку воспитание не позволяло портить парты: «Kiss», «Metallica», «Iron Maiden» и другие названия рок-команд, которые были тогда популярны. К тому времени я уже увлекся рок-н-роллом, классической гитарой. Приходил домой и, вместо того чтобы учить уроки, брал в руки любимый инструмент. После восьмого класса без раздумий пошел в музыкальное училище.
– Институт культуры стал очередной ступенькой к созданию собственной группы?
– Скорее, отрезком времени, который помог понять: мне есть что сказать людям. Появилась потребность выразить себя – и началась моя музыкальная жизнь.
– На сайте команды КВН «Уездный город» про вас сказано: «Давным-давно пел в церковном хоре…» Это правда?
– Да. Я на самом деле работал в церкви в студенческие годы. Сначала было интересно попробовать себя в новом качестве, а оказавшись там, прикоснулся к вере. Не скажу, что освоил ее в совершенстве – глубина в христианстве просто непостижимая. Зато для себя открыл много важных вещей. В общей сложности я проработал в церкви около пяти лет, но не в хоре, а на клиросе. Это квартет, который служит каждый день. Зачастую службы шли с шести утра часов по пять. Такой опыт оказался очень полезным.
– Когда появился Денис-кавээнщик и Денис-солист музыкальной группы?
– Одновременно, еще в институте. В январе пятого курса мне предложили создать русский народный ансамбль, и пришел Дима Табарчук, капитан сборной команды медицинского и сельскохозяйственного институтов, позвал в Сочи. Сессия была позади, зимние каникулы ничем не заняты. Отказываться причин не было. Ни от того, ни от другого. Я съездил на юг и остался в команде.
КВН привлек меня в первую очередь возможностью общения с интересными людьми. Я познакомился с теми, для кого Клуб – смысл жизни, так же, как для меня музыка. Параллельно появилась музыкальная группа. В «Ларе» я с самого начала был солистом и всегда пел. Изначально он возник как коллектив для выступлений в конкретном месте. Это было чистое зарабатывание денег. Гораздо позже пошли концерты, появились авторские вещи.
– Помните первый зал, который вы собрали?
– Да, это было в Сочи. Мы поехали туда работать, но оказалось, что спроса в местных кафе и ресторанчиках на живую музыку нет. Возвращаясь из очередного кабачка по набережной, мы достали инструменты и устроили себе праздник. Начали подходить люди, собралась целая толпа, раздались аплодисменты… Оставшиеся недели две мы уже не ходили никуда: уличные концерты обеспечили нам и проживание, и отдых, и билеты на обратный путь.
Помню, в один из вечеров встали возле концертного зала «Юбилейный», где как раз в это время был отменен концерт «Иванушек-Интернешнл». Люди, которые шли отдыхать, сдавали билеты и, выходя из здания, останавливались послушать «Яхонтовый ларь». Через несколько минут весь «Юбилейный» окружил нас. Люди заполнили не только тротуар, но и проезжую часть дороги. Машины сигналили с обеих сторон, но пропускать их никто не собирался. Одни стояли, другие сидели на бордюрах, третьи попросту пустились в пляс. Думаю, наш первый зал был собран именно тогда.
– С тех пор прошло много времени. Вы нашли свой стиль, свое настроение, свою музыку. Оценивают ли это на конкурсах и фестивалях, в которых вы участвуете?
– Да, чаще всего мы слышим именно такие слова. «Ларь» имеет свое лицо, ни на кого не похож. Не знаю, почему это получается. Быть может, потому, что используем новые инструменты для популярной музыки? К примеру, в рок-н-ролле если баян и был, то балалайка – никогда. Мы начинали с инструментальной музыки и участвовали в специальных фестивалях. Минск, Питер, Италия – наши аранжировки брали там первые места. Такие поездки всегда были и остаются мощным стимулом к дальнейшему развитию. С одной стороны, ты погружаешься в атмосферу музыкального творчества коллег, общаешься с ними, с другой – фестивальный зритель принимает тебя совершенно иначе, чем обычный слушатель. Приезжаешь после всего этого домой, а за спиной – двухметровые крылья. Хочется работать еще больше, пробовать что-то новое. Наверное, поэтому уже тогда мы начали исполнять собственные песни… Постепенно группа встала перед выбором: остановиться на инструментальной музыке или серьезнее заняться песенным творчеством. И поскольку первое у нас в стране, к сожалению, не в фаворе, да и в шоу-бизнесе с одной музыкой пробиться гораздо труднее, мы сделали ставку на песни. Хотя наши первые аранжировки зрители вспоминают до сих пор. Так что, надеюсь, выкроим время, запишем и выложим их на своем сайте.
– В октябре вы взяли приз фестиваля в Ростове-на-Дону. Как вы там оказались и за счет каких качеств победили?
– Случайно нашли положение о конкурсе и решили: раз наши песни слушают – едем. Это был российско-белорусский фестиваль «Молодежь за союзное государство». Главной идеей фестиваля стало сплотить наши народы. Думаю, результатом организаторы остались довольны. Идеи единения не чувствовалось напрочь: никакой разницы в зрительском зале между народами не было. Ни по ту, ни по эту сторону сцены. Было свободно, легко и отчасти жалко, что они остались там, а мы вернулись. На международных конкурсах часто бывает так, что одна половина зала принимает тебя на ура, а другая болеет за своих ребят. А здесь, когда мы пели, зал был одним целым, не русские и не белорусы, а просто свои. Там наша победа была бесспорной. За кулисами еще до объявления результатов ребята-музыканты дружески хлопали по плечу: «Чего говорить, и так понятно, что вы победите». Это, конечно, приятно, но на самом деле всегда хочется битвы. По характеру я боец, и парни в группе заводные. Все-таки здорово, что мы в одну струю живем, дышим, в одну точку бьем. Когда появляется соперничество, соревнование, ощущаешь, как каждый собирается, концентрируется. Интересен сам процесс – некой гладиаторской собранности. Думаю, потому и тянет нас в Москву, где конкуренция совсем другого порядка, нежели здесь, где много серьезных и талантливых музыкантов. Так что любыми силами будем двигаться в столицу.
Кстати, пару дней назад мы вернулись с севера, где участвовали в одном концерте с Лорой Квинт, председателем жюри ростовского фестиваля. Как ни странно, она нас узнала и сказала в конце беседы: «В Ростове вы победили за счет своей индивидуальности».
– Денис, у вас есть своя группа, которая поет ваши песни. Вас знают в родном городе, вы объездили всю Россию, были во многих странах на музыкальных фестивалях, где занимали первые места. Вы состоялись?
– Да, детская мечта реализовалась. Я делаю то, что хочу. Получаю наслаждение от работы. До сих пор, когда выхожу на сцену, теряю чувство реальности. Барабанщик или басист следят за временем, потому что я могу без остановки пропеть час, два – не замечу. Если не остановят – я, наверное, просто засну на сцене или умру. Выступление – это полное забытье в плане радости, наслаждения, своего рода нирвана.
Да, я состоялся, но планов громадье. Очень много вещей, которыми хочу заняться. Однозначно едем с группой в Москву. 25 ноября мы приглашены на съемку программы «Смеяться разрешается» на канале «Россия». Кроме того, хочу заняться изучением иностранных языков, записать альбомы «Ларя», которые существуют пока только в «живом» виде, приготовить что-нибудь на кухне, в конце концов. К сожалению, жизнь у нас одна, и пока на все не хватает времени. На первом месте репетиции, концерты, съемки.
– А вы отдыхаете когда-нибудь?
– От работы – нет. Сам себя, честно говоря, ругаю. Неотдых, трудоголизм – моя болезнь. Заставляю себя отдыхать. Но получается, что, чем дальше живешь, чем больше делаешь, тем больше появляется дел. Часто говорю себе: если ты не будешь отдохнувшим – не будешь сильным. Если не будешь сильным – не сможешь сделать то, что запланировал. Поэтому я наметил в следующем году целый месяц отдыха, причем с отъездом из города, отключением из музыки, телефона и дел. Обычный отпуск в группе – две недели в год: слишком напряженный график не позволяет рассчитывать на большее. Лучше работы отдыха нет – это по-нашему.
– Денис, что вы можете пожелать людям, которые каждый день заставляют себя встать и идти на работу, где считают часы и минуты до конца рабочего дня?
– Нужно остановиться и подумать: чего я хочу от жизни? И попытаться жить в комфорте со своими желаниями. Нужно жить своей жизнью, а не проживать ее. Ну, скучно тебе на работе – ищи другую. Не хочется работать – иди бомжуй. В конце концов, вдохновляет тебя теплотрасса – лежи там, отдыхай. Зато умрешь счастливым. А если серьезно, нужно искать себя. Найти свое место в жизни, в своей профессии, понять свое предназначение.
Недавно смотрел юбилей Махмуда Эсамбаева по телевидению. Поразили его глаза. Знаете, в них столько огня, столько жизни – будто ему не семьдесят, а двадцать лет! Глаза человека, который занимается своим делом всю жизнь и наслаждается ею. Так что пожелать могу только одно: получайте от жизни удовольствие, другой уже не будет. И не разменивайтесь на то, что не несет душевной радости.