Развлечения Галина Зайцева, народная артистка России: «Не будь фестиваля Ирины Архиповой, нам было бы не по карману пригласить известных миру исполнителей в Челябинск»

Галина Зайцева, народная артистка России: «Не будь фестиваля Ирины Архиповой, нам было бы не по карману пригласить известных миру исполнителей в Челябинск»

" src=

Народной артистке СССР Ирине Архиповой часто задают вопрос: почему для своего фестиваля она выбрала сцену челябинской оперы? Примадонна предпочитает откровенность: «Потому что меня здесь любят».

Международный оперный фестиваль «Ирина Архипова представляет...» 11 марта откроется в Челябинске в седьмой раз. Чем он отличается от шести других? Кто станет открытием для музыкальной публики? Где предпочитают жить участники фестиваля? И во что он обойдется областной казне? Об этом и многих других подробностях предстоящего события мы говорим с художественным руководителем оперной труппы нашего театра, народной артисткой России Галиной Зайцевой.

Галина Семеновна, у каждого из шести состоявшихся фестивалей была своя особенность. Какой сюрприз ждет публику на этот раз?

– Впервые фестиваль проходит под девизом: «Опера – новое поколение». Это и будет его изюминкой. Ирина Константиновна представит нам только новые имена.

Судя по программе, это не только оперные солисты лучших российских театров, но также интересные дирижеры?

– И среди них неведомый нам пока итальянский дирижер Диего Кроветти. Он хорошо известен в мире, но его участие в этом фестивале – российский дебют. У нас маэстро дирижирует в «Аиде».

Это тоже протеже Ирины Константиновны?

– Конечно. И Владислава Пьявко. Все имена – их предложения. Составить список участников – самый трудный этап фестиваля. Списки меняются несколько раз. Кто-то заболел, кто-то уехал... Она их знает лично на слух и визуально, она отвечает за каждого певца – это ее лауреаты. Это длительный процесс. Определяются сроки фестиваля, а затем она созванивается со всеми солистами, которых видит в фестивальных спектаклях. К примеру, такие спектакли, как «Пиковая дама», «Кармен», «Тоска», без которых невозможен серьезный фестиваль, в них и будут звучать эти солисты с 11 по 23 марта.

Как выбираются спектакли?

– Обязательно берется премьерная опера сезона. Лишь в этом году так не получилось. Премьера оперы «Демон», которую ставит Алексей Степанюк, состоится в мае. Не подгадали. Однако премьера будет – кантату Сергея Прокофьева «Александр Невский» исполнят наш оркестр, Магнитогорская государственная академическая хоровая капелла и солистка Большого театра Светлана Шилова.

Еще одно событие случится впервые за историю оперного фестиваля Ирины Архиповой в Челябинске – в нем примет участие органист?

– Да. Вы знаете, это очень интересная программа. Барочная музыка. Причем органист шикарный – Рубин Абдуллин. Он бывал у нас на гастролях, публика от него в восторге. Сегодня он ректор Казанской консерватории.

Как возник этот замысел?

– Началось все с нашего контратенора Артема Крутько – лауреата конкурса имени Глинки. У него есть барочная программа. Значит, есть возможность сделать концерт. Где? В органном зале. Нужен органист. Кто? Абдуллин. Кто еще может спеть отделение барочной музыки? Выяснилось, что такая программа есть у московского баса Владимира Байкова.

Какие открытия ждут публику в параде молодых голосов?

– 11 марта фестиваль откроется оперой «Кармен», в главной партии Оксана Волкова – первая премия среди женских голосов на последнем конкурсе имени Глинки. Великолепная певица из Белоруссии. Кстати, в этот раз челябинцы очень интересовались конкурсом, который вновь состоялся в нашем городе. В зале были аншлаги. На третьем туре и на заключительном концерте Оксану многие слышали. Думаю, что в партии Кармен она вновь станет открытием. Федор Атаскевич – наш новый тенор, он в Челябинске работает первый сезон, тоже лауреат конкурса имени Глинки – будет петь партию Каварадосси. Впервые в фестивале примет участие бас из Екатеринбурга Гарри Агаджанян, лауреат конкурса имени Глинки. Правда, наше с ним сотрудничество началось до фестиваля, он у нас исполняет партию Кончака в « Князе Игоре». Это прекрасный голос и обаятельная сценическая внешность, очень выразительный артист.

Галина Семеновна, а для вас в каждом фестивале случались такие открытия?

– Обязательно. Очень хорошее впечатление, например, я получила от Ольги Трифоновой – солистки Мариинского театра, лирико-колоратурное сопрано. Она пела Снегурочку и Джильду. Это было просто здорово! В гала-концерте они с Ириной Архиповой пели дуэт из «Пиковой дамы». Ольга – певица высшего класса. Был великолепный баритон Морозов. В прошлом фестивале всех покорил, конечно, челябинец Сергей Мурзаев – сейчас солист Большого театра. Конечно, наш Борис Стаценко, которого мы уже знали до фестиваля. Он тоже лауреат конкурса Глинки. И когда зашел разговор о нашем с ним сотрудничестве, Ирина Константиновна воскликнула: «Почему же мы его на фестиваль не приглашаем?» Так Борис стал участником ее фестиваля. И произвел великолепное впечатление.

Если бы не такой фестиваль, наши зрители многого бы были лишены?

– Это правда. Фестиваль сам по себе – интересное событие. Мы имеем возможность узнать молодых солистов, которые, уверена, скоро станут звездами большой величины на мировой оперной сцене. Во-вторых, Ирина Константиновна приглашает уже известных миру исполнителей. Не будь фестиваля, нам было бы не по карману их пригласить в Челябинск. Ведь на приглашение Ирины Константиновны актеры отвечают более скромными запросами, тут уж откладываются все амбиции.

Что этот фестиваль значит для вас, профессионалов оперы?

– Во-первых, новые знания. Что такое вокальная школа? Мастерство – это отдельная статья. А школа, вокальная методика? В вокальной методике есть такие вопросы, которые меняются каждые пять-десять лет. Меняется эстетика звука. Фестивали дают эти знания. Весь мир живет этим. Вот ушел Паваротти, приходит новый. Появился молодой тенор – Флорис – это вообще чудо. Уходит со сцены Доминго... вот появился Вилазон, который поет, как Доминго, один в один, но у него что-то новое – именно в методике. Он все взял у Доминго, что можно взять хорошего, но привнес свое. Каждый привносит свое природное качество и владение мастерством, и школу...

Рекомендуете всем своим ученикам приходить на фестивальные спектакли?

– Не только рекомендую, я их обязываю.

Пока не стоит вопрос о прекращении проекта?

– Нет, конечно. Это обоюдоострый вопрос для Москвы и Челябинска. У зрителя очень высокая заинтересованность в спектаклях именно в фестивальные дни. Кто-то уже слышал «Аиду», например, и не раз. Но фестивальный состав – особый случай. Поклонники оперного искусства не пропускают таких спектаклей.

Существует фестивальный адреналин?

– Само собой. Не только фестивальный, но премьерный. Ведь это новые исполнители, значит, это премьеры. А для самих исполнителей – это стимул, это своеобразный допинг для партнеров – новые эмоции. Это всегда адреналин.

Во сколько областной казне обойдется этот адреналин?

– В областном бюджете, по словам нашего министра культуры Владимира Николаевича Макарова, на фестиваль заложен один миллион рублей.

Это хлопотно, наверное, разместить звезд, накормить, продумать их отдых? Где предпочитают жить знаменитые певцы?

– Мы размещаем их и в загородных гостиницах – к примеру, на так называемой областной даче. В «Малахите», гостинице «Визит». Питаются они в ресторанах гостиниц. Всегда все остаются довольны. В грязь-то лицом нельзя ударить – мы же хозяева. Мы должны быть всегда на высоте. Трудно, но надо быть. Хотя, конечно, организационно это очень сложно – надо всех принять, устроить, накормить, составить расписание самого фестиваля, спевок, репетиций... Такой конвейер. А фестиваль немаленький – почти две недели. Причем выездные будут спектакли: «Иоланту» повезем в Миасс.

На оперу ходит определенный круг людей. И это не всегда люди с высоким достатком. Что можете сказать о доступности билетов на спектакли фестиваля?

– Думаю, что и у челябинцев с малым достатком будет возможность посетить фестивальные спектакли. Будут в кассах даже очень дешевые входные билеты.

Фото: Фото Олега КАРГАПОЛОВА

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Мнение
«Мы тоже люди»: сотрудница пункта выдачи — о штрафах за отзывы, неадекватных клиентах и рейтингах
Анонимное мнение
Мнение
«Орут, пристают и чуть ли за руку не хватают»: журналист — о громком скандале Грефа с бомбилами
Александра Бруня
Корреспондент
Мнение
Почему лучше успеть оформить загранпаспорт до 1 июля и как это сделать — советует юрист
Дмитрий Дерен
адвокат
Мнение
Почему не надо ехать на Байкал. Непопулярное мнение местного жителя о том, что не так с великим озером
Виктор Лучкин
журналист
Мнение
По дороге чуть не задушила жаба: во сколько россиянам обойдется путь по платным трассам к Черному морю
Диана Храмцова
выпускающий редактор MSK1.RU
Рекомендуем
Объявления