Городские трущобы, наводненные непонятными надписями едких цветов на заборах и гаражах, разукрашенные «вандалами» подъезды и вагоны трамваев с троллейбусами – именно такой стереотип о граффити сложился в головах россиян благодаря кинофильмам и нелегкому прошлому страны. Но сейчас другое время, и стрит-арт приобретает популярность во многих городах мира. Возможно, настала очередь и Челябинска.
19 июля в группе «ВКонтакте» 74.ру прошел опрос «Нравится ли тебе внешний вид Челябинска?». 39,7% из более полутора тысяч опрошенных призвали к изменениям в городе, сочтя его серым и унылым. По мнению респондентов, исправить эту ситуацию могут интересные и яркие арт-объекты, и в скором времени они действительно появятся на улицах Челябинска. Как раз на этой неделе в городском управлении по делам молодежи закончился прием художественных эскизных работ в стиле граффити. Лучшие из них будут нанесены на здания города.
Однако противники уличного искусства превратились в настоящих ополченцев, критикуя креативное преображение города в социальных сетях и новостных лентах.
«…Стиль граффити очень специфичен, и далеко не все граждане от него в восторге. Дети на это смотреть будут. Рисуйте себе в особняке за забором…», – написал один из посетителей сайта под ником «уж». «Проблема отрицательного восприятия уличной живописи кроется том, что граффити часто путают с надписями на заборах, нецензурными словами, то есть с хулиганством и вандализмом, когда малообразованные идиоты разрисовывают какие-то объекты, имеющие историческую и архитектурную ценность. Граффити-художники этого не делают. Все те, кто серьезно занимается граффити, напротив, выбирают какие-то испорченные места, чтобы можно было украсить окружающую территорию, а не для того, чтобы испачкать и исписать всякой ерундой», – уверен профессиональный граффитист Антон Полухин.
Тем не менее это не означает, что существует только один вид и стиль граффити. О самых ранних и более современных примерах этой культуры пойдет речь дальше.
Особенности национального уличного искусства
Предпосылками граффити послужили наскальные рисунки древнего мира. Пещерная живопись, египетские рисунки в пирамидах и усыпальницах, архитектурные изображения-послания римлян или викингов и даже древнерусских князей. Но не было определенной художественной системы. Лишь в конце 1960-х Нью-Йорк принял на себя честь быть одним из главных носителей уличного искусства молодежи, в умах которой властвовали самовыражение и хип-хоп. Правда, не обошлось и без личности – молодого курьера Деметриоса посетила мысль оставить о себе память при помощи баллончика с краской и никнейма в самых разных закоулках города. Появились подражатели, подхватившие идею парня, стали соревноваться друг с другом. Нужный толчок развитию нового искусства был дан. Волна граффити постепенно начала захватывать весь мир.
В нашу страну уличное искусство пожаловало только к концу 1990-х, и здесь тоже замешан хип-хоп. Популярность брейк-данса (часть хип-хоп направления) открыла дорогу фестивалям, декорации к ним как раз и были оформлены в стиле граффити. Интернет же открыл доступ начинающим граффитистам к работам иностранных «коллег» и будущему творчеству. Логично, что в связи с поздним возникновением уличного искусства в России оно имеет свои специфические особенности и отличия от зарубежных идей и стилей.
«Именно граффити – это изначально больше надписи: имена художников, уличные псевдонимы, рисуешь и раскрашиваешь их, добавляя фон, персонажей – помечание территории, грубо говоря. Иногда задеваются проблемы общества, но чаще просто для создания позитива, все красиво и ярко. Это более молодежное движение, а стрит-артом уже взрослые люди занимаются, они пытаются затронуть какие-то социальные проблемы, выразить что-то. Стрит-арт – обыгрывание каких-то объектов, а шрифтов нет, как правило, в основном социальная тематика, – рассказывает Антон Полухин. – Конечно, очень здорово, что власти придумали такой проект, молодцы. Они поняли, как можно направить уличное искусство в нужное русло, а не в свободное падение. Все рисующие граффити положительно к этому относятся. Думаю, и людям понравится, ведь полноценно дается время и объект, все спокойно, не торопясь, можно нарисовать по эскизам. Это пойдет только на пользу городу, его внешнему облику. И приезжие тоже будут отмечать, особенно из других стран, то есть это уже говорит об уровне развития в мировой культуре».
Граффити по-чешски
Если говорить о воплощении мирового стрит-арта на уральской земле, то пример соседнего Магнитогорска является знаковым. В этом месяце известный чешский художник-граффитист Паста Онер как раз преображает фасад одного из магнитогорских домов в рамках проекта по украшению города, инициированного местными властями.
Чеха считают основателем граффити-движения в родной стране, помимо этого он главный редактор стрит-арт-граффити журнала «Клик», занимается дизайном собственной линии модной одежды. Паста Онер удостаивался чести выступить от Чешской Республики на всемирной выставке «Экспо-2010» в Шанхае, получал номинацию на звание «Человек года» журнала Esquire man 2014, собрал множество наград по всему миру и воплотил в жизнь массу творческих идей в Бразилии, Перу, Великобритании, Бельгии и других странах.
Теперь на стене неприметного здания красуется яркий модернистский плакат в стиле иллюстрации комикса или кадра из мультфильма. На синем фоне можно увидеть, как рука Микки Мауса (он часто появляется в работах чешского мастера) вдевает нитку в игольное ушко. Дополняет это всё надпись Nothing worth having comes easy («Ничто стоящее не достается легко»). Трактовать ее можно по-разному, но, вероятно, речь идет об усердии, которое можно встретить не у каждого человека.
Смена облика не за горами
Возвращаясь на родные улицы, следует учитывать, что настоящим дебютом стрит-арта будущее преображение нескольких объектов не станет. До этого в городе уже проходили акции и конкурсы под эгидой властей, направленные на повышение культурного и творческого потенциала столицы Южного Урала. Одним из самых ярких примеров можно считать фестиваль «Энергия улиц», заглянувший к нам в третий раз в начале июня. В программу события входили соревнования по 17 видам уличного спорта и искусства, в том числе была выделена отдельная мини-площадка для турнира по граффити.
Поэтому не стоит удивляться желанию администрации, с одной стороны, дать дорогу современному творчеству, а с другой – дать возможность внешнему облику Челябинска в прямом смысле заиграть новыми красками. Проект со стрит-артом – только малая часть будущего облагораживания города. По словам начальника управления по делам молодежи администрации города Челябинска Сергея Авдеева, благодаря этому возникнет намного больше привлекательных мест для гостей Челябинска, которые теперь легко смогут найти место для фотографии на память.
Возможно, часто стереотипы бывают оправданными, а отторжение новых веяний резонным. Но, совершая прогулку по Челябинску во время по-настоящему суровых дождей, можно заметить нехватку ярких красок и новизны среди бледных кирпичных стен и дворовых фасадов. И кому как не уличному искусству заниматься спасением этих улицы?
Фото: Фото пользователя Stenograffia, Streetart703, Graffitiche, Artbrazil, id21445269 из открытых источников, с сайта Verstov.info