Развлечения подробности «Почем фунт искусства»: Лев Гутовский создает арт-объекты из чего угодно

«Почем фунт искусства»: Лев Гутовский создает арт-объекты из чего угодно

Он использует промтовары из Fix-price и «Галамарта», а также вещи из секонд-хендов

Художник живет среди своих арт-объектов

Челябинский художник Лев Гутовский создает свои инсталляции из самых простых бытовых предметов — манекенов, вантузов, купальников, грелок, расчесок и мухобоек. Как говорит он сам, главные «поставщики» его вдохновения — Fix-price, «Галамарт» и секонд-хенды (там он покупает товары для своих арт-объектов). Предметы он «скрещивает» самым причудливым образом, приводя зрителей, мягко говоря, в ступор. 74.RU удалось попасть в мастерскую к авангардисту накануне его выставки в Музее искусств (на площади Революции, 1), увидеть работы и поговорить о чувстве прекрасного (спойлер: разговор вышел не очень длинным и местами безумным).

Сам Лев Гутовский похож на рокера старой закалки: длинные седые волосы, модные солнечные очки и пиджак, накинутый поверх футболки
Квартира, она же мастерская Льва Гутовского, заполнена инсталляциями, хоть на первый взгляд больше напоминает обычное захламленное жилище

Достаточно немного пообщаться с колким и ироничным художником, чтобы понять: живет он совершенно в другом измерении. Всё вокруг превращает в нескончаемый перформанс: будь то монтаж выставки, банальный поход в мастерскую или повседневная переписка в мессенджере. Его вкусы многим покажутся странными: «Мона Лиза» Леонардо да Винчи Гутовскому больше нравится с пририсованными усами, возникшие вдруг глаза на картине в «Ельцин Центре» он решительно одобряет, свои же работы предлагает сжечь сразу после смерти.

Этому желтому цыпленку Эдварда Мунка не повезло — кто-то наступил на горло его прощальной песни
Помните полотно Мунка «Крик»?
А это афиша с музыкального выступления Льва Гутовского. Похоже?
Такую пищащую курицу обычно покупают как игрушку для собак
1 из 3
Помните полотно Мунка «Крик»?
Узнали маленькую лошадку Найка Борзова? Художник говорит, что именно так называется этот арт-объект: он сделан из городской булки и вязальных спиц. Рядом — прекрасное семейство Вантузов для другой инсталляции


— Вы умеете рисовать?

— Нет, я не рисовальщик, я — мусорщик, ну или постмусорщик, или постпромтоварщик, или то и другое. На самый крайний случай — я пририсовывальщик усов!

Что вы чаще всего слышите от зрителей на своих выставках по поводу своих работ?

— У меня есть несколько любимых зрительских отзывов с выставки 1989 года — просто их процитирую: «Мне лично не нравится ваша выставка, какое-то дерьмо, разучились делать экспонаты на тему авангардизма. Дерьмо собачье» (ученик 8-го класса), «Научите нас понимать, а потом показывайте», «После просмотра выставки осталось ощущение, что увидел, как на моих глазах происходит распад личности». Книга отзывов о той выставке сейчас находится в хранилище нашего музея, я ее продемонстрирую в экспозиции моей новой выставки, чтобы понять главное: со зрителем всё в порядке, ничего не изменилось.

1 из 3


— Глядя на ваше творчество, хочется спросить, что вам ближе — выставка в музее или магазин?

— Конечно, магазин! Все идем в магазин, там жизнь. Музей — это тоже магазин, но там нет жизни, есть деятельность. Одним словом — ОГБУКи (от аббревиатуры ОГБУК — областное государственное бюджетное учреждение культуры. — Прим. ред.). Есть мои постоянные поставщики вдохновений — «Одна цена», «Галамарт», Fix-price, секонды «Кипарис», «Мегахенд», ZigZag, «Вещеворот». А еще очень нравится тишина и просторы Гостиного двора: это как в клинику сходить.

— «Мона Лиза» не гнушается осваивать новые территории. Она везде чувствует себя как дома, — комментирует Гутовский случайно увиденные на мусорке репродукции
Порой на привычные вещи стоит посмотреть под новым углом

— В предметах, из которых вы создаете свои арт-объекты, вы находите гармонию?

— Скорее просто красоту, но американскую. Фильм Мендеса смотрели? Парня спрашивают: «Ты че снимаешь?» (снимал он мертвого голубя), а он отвечает: «Это красота типа...».

Этого «мужчину» производитель почему-то назвал Алиса (см. надпись на шее). Чем это не арт-объект уже само по себе?
Типичный завтрак — теннисные шарики по 49 ₽ за шесть штук


Какой арт-объект — самый ценный за всю историю человечества?

— Есть один чудак в Монако, его фамилия Рыболовлев. Говорят, что он прикупил в свое время самый дорогой предмет так называемого искусства — картину Леонардо да Винчи под ником Спаситель мира. Цена кажется выглядела так — 250 000 000 $. Кем надо быть, чтобы покупать какую-то подозрительную хрень за такие деньги?! Посмотрите сами на этого волосатого и бородатого «барбер-спасателя-эмчеэсника». Для меня самый ценный арт-предмет — фонтан Марселя Дюшана: человек зашел в магазин сантехники, дело было в 1917 году в Нью-Йорке, купил писсуар, принес в галерею и поставил в экспозицию. Это и есть самое главное или ценное в искусстве — притащить и поставить, или усы пририсовать к «Джоконде» на самый крайний случай. Все эти картины с маслом и прочие ручные изделия добровольных схимников-предпринимателей в своих кельях-мастерских — навсегда исчезли из моего сознания варвара. Я никогда не понимал, в чем заключается особая ценность «Джоконды», ее красота меня совершенно не возбуждала — несмотря на экспертные мнения многочисленных знатоков и спецов по этой самой красоте.

Техника, в которой работает Лев Гутовский, называется реди-мейд (от англ. ready-made — «готовый», первым использовал Марсель Дюшан). Его суть заключается в том, что предмет массового производства помещается в художественный контекст — в музей, галерею, на выставку. Вырванный из привычной обстановки, предмет получает статус ценного произведения лишь потому, что был выбран для этой роли художником. Самый известный реди-мейд — «Фонтан» Дюшана (писсуар, который Дюшан купил в магазине, подписал и представил на выставке).

Симбиоз ветвей и вил на балконе напоминает грациозное животное
А это трусики от купальника, растянутые на железной рамке, из цикла «Ближе к телу». «Бикини — это самое человечное», — объясняет замысел художник
Он сохраняет чеки после каждого похода в магазин, чтобы потом не говорили, что искусство бесценно

— Что вы думаете о том случае, когда на картине в «Ельцин Центре» пририсовали глаза?

— Картина вероятно стала стоить дороже, теперь у нее есть история. Сама история мутная, тем не менее история.

Эти куртки — по идее автора, тени пропавших детей
Чтобы выражать свои замыслы, художнику не обязательно создавать новые объекты, можно просто соединить привычные предметы
Какие-то промтовары в мастерской художника еще ждут своего часа

— Что у вас за чеки лежат на столе?

— Это финансовый отчет о проделанной работе, чтобы бездельники знали, почем фунт искусства.

Что вы хотите, чтобы стало с вашими творениями после вашей смерти?

— Я не думал об этом, скорее всего, их нужно будет сжечь или на свалку. Но лучше сжечь и использовать как топливо для моей кремации.

Выставка «Лев Гутовский. Из ниоткуда в никуда» откроется 7 июля в музее изобразительных искусств на площади Революции, 1, в зале Александрова. В течение десяти дней вернисажа будет насыщенная музыкальная программа в исполнении НХА (Нового художественного ансамбля) и его подразделения — коллектива спонтанной импровизации «Ортопедические Матросы», а также сольные проекты участников ансамбля.

P.S. После разговора осторожно готовлю собеседника: говорю, что на нашем сайте есть комментарии. И по опыту предвижу: часть из них может быть не самой восторженной.

— А я спою для этих пролежней приятную песню — они и переобуются, — спокойно ответил Лев и прикрепил видеофайл с песней.

Изображает отрывок из саундтрека сериала «Игра в кальмара»
Знаете истории интересных людей в Челябинске? Присылайте фото и видео, пишите нам.
Звоните круглосуточно8-93-23-0000-74
Мы в соцсетях
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления