Развлечения Павел Сумской, телеведущий: «Поскольку я сам работаю на телевидении, мне больнее видеть его недостатки и хочется дать людям глоток чистого воздуха»

Павел Сумской, телеведущий: «Поскольку я сам работаю на телевидении, мне больнее видеть его недостатки и хочется дать людям глоток чистого воздуха»

" src=

Лето. Полуденный зной. Камера оператора выхватывает яркий кадр: белый ствол березы уходит ввысь и теряется в сочной зелени. Большие муравьи бегут по нему вверх и вниз, торопясь по своим делам. Листва колышется под легким дуновением ветерка, тени скользят по высокой траве. Камера берет крупный план – рядом с деревом оказывается ведущий телепрограммы. В течение получаса зрители будут не только наблюдать красоты Уральского края, но и преодолевать горные реки, узнавать историю проданных на Урал крестьян из Центральной России, находить сокровища в древних пещерах. Наш сегодняшний собеседник – челябинский телеведущий Павел Сумской, за плечами которого программы «На зорьке» и «Мужская компания».

В основе передачи лежит неистребимая страсть к природе

Павел, хочется поздравить вас с началом нового телевизионного проекта. О чем будет передача?

– Хочется сказать, что после изнурительного одиннадцатилетнего пути по заковыристым тропкам телевидения ведущий Павел Сумской пришел к третьему телевизионному проекту. Который, как мне кажется, помогает реализовать все то, что не удавалось в предыдущих передачах. В основе этого проекта, который сегодня запускается на канале ОТВ, лежит неистребимая страсть к природе. Лично мне хотелось всегда, получая колоссальное удовольствие от пребывания на природе, вдыхая этот воздух, ощущая кожей энергию солнца, воды, воздуха, поделиться этим с окружающими, я человек не жадный. Телевидение в этом смысле предоставляет массу возможностей.

" src=

Первый проект, «На зорьке», был чисто рыболовный и малобюджетный. Потом появилась программа «Мужская компания», это был уже шаг вперед: появилась частная студия вместе с возможностью реализовать какие-то свои замыслы. Тем не менее она тоже была, к сожалению, ограничена темой рыбалки. А новый проект, который имеет очень патриотичное название «Клуб уральских путешественников», смотрит шире на тему путешествий. Мы, конечно, поедем и на рыбалку, и на охоту, и просто покататься на лошади, и будет сплав по рекам. Я вполне допускаю, что это может быть путешествие не буквально в пространстве, а путешествие в мир увлеченного человека, в мир горожанина, выехавшего на природу заняться, например, запуском авиамоделей. Сегодня же очень много развлечений за пределами душного пыльного города. Это все попадает в поле интересов нашей программы, представляется мне любопытным и интересным.

Я убежден, что человек может хорошо делать то дело, которое ему нравится, когда идет совпадение интересов в душе и призвания. В моем случае о призвании судить сложно, а вот интерес тут точно есть. Во-первых, я убедился, что людям не хватает простых радостей. Когда они включают телевизор, их начинает раздражать обилие скандалов, каких-то экстремальных негативных эмоций. Поскольку я сам работаю на телевидении, мне больнее видеть его недостатки и хочется дать людям глоток чистого воздуха. Не то чтобы я такой чистый и хороший, а потому что наша природа в тех местах, где она еще осталась, – она удивительна, поэтична и действительно способна дарить людям радость.

Сколько сюжетов вы уже сняли?

– Программа еще не вышла в эфир, но мы уже съездили в Удмуртию на слияние рек Белая и Кама, там очень красивые места. Совершенно в другую сторону – в Казахстан, в Тургайские степи: поглядели, как люди живут, когда за ближайшие две сотни километров нет ни заправки, ни электричества. Открыть проект «Клуб уральских путешественников» планируем поездкой в Усть-Катав, где южно-уральские горы и реки удивляют своей красотой. На небольшом пространстве собрано около 136 пещер – некоторые, как, например, Игнатьевская, известны во всем мире. Там сохранились наскальные рисунки первобытного человека, благодаря чему это место вошло в пятерку уникальных мировых пещер. В планах программы – поездка на Волгу, на Алтай, на Грушинский фестиваль и за границу. Мир прекрасен, и этой красотой мы должны заразить телезрителей.

Павел, вы будете ездить по красивейшим местам, медитировать, глядя на скалы, или у вас будет ощутимая, осязаемая цель?

" src=

– Наверное, медитировать – это тоже путешествие в мир людей, постигающих какие-то откровения, в нирвану. Это частное путешествие. А наша программа – это программа активная, она связана с физическими усилиями. Да, это путешествие на лодке, автомобиле, лошади, пешком, в поезде... Но в конце путешествия мы обязательно должны что-то совершить, куда-то подняться, залезть, заползти, что-то сварить, поймать и так далее. Кстати, активно путешествуя и добиваясь каких-то целей, турист всегда имеет зверский аппетит, поэтому мы в каждой программе стремимся что-то приготовить в походных условиях, на костре. Варили аргентинское матэ на уральских дрожжах, жарили и коптили рыбу. Начальник отдела туризма Главного управления по спорту и туризму Челябинской области Александр Филиппов делал изумительный походный плов. Последняя наша поездка была на озеро Аракуль, на аракульские скалы, Шихан, где шли Всероссийские соревнования спелеологов. Целью путешествия стало забраться на скалу. Я со своим страхом высоты забрался на отвесную гору, преодолел ее, это мой личный подвиг. Если бы не опытный инструктор, который практически на себе нес меня, камеру и штатив, я бы никогда не решился на это, наверное! И еще вдохновлял пример оператора, который не только лез впереди меня, но еще и снимал весь этот ужас.

Телевизионщики, начиная любой проект, собираются вместе, напрягают мозг и обязательно стараются выпендриться

Как возникло название «Клуб уральских путешественников»?

– Название? Вообще, телевизионщики, начиная любой проект, собираются вместе, напрягают мозг и обязательно стараются выпендриться, ищут название хлесткое, броское, бьющее не в бровь, а в глаз, и обязательно имеющее какой-то скрытый, второй смысл. Сначала мы тоже пытались не отстать от времени, быть модным. Потом подумали: а зачем нам это? И взяли старое доброе название «Клуб путешественников», которое на слуху у людей, но добавили слово «уральских». Всем будет понятно, о чем речь. А то, бывает, читаешь название программы – «Нате вам!»... образно, но непонятно, о чем. Это первое. Потом, если сократить наше название, то получается симпатичная аббревиатура «КУПе». Что такое купе? Дорога, путешествие, общение с попутчиками. Время и место, когда люди бывают откровенны. В купе мы рассказываем о своих проблемах и с удовольствием слушаем других. Вот такое второе дно здесь тоже есть, оно не явное, и мы его не афишируем, не заявляем, оно присуще только нам.

Программа будет состоять только из вашего путешествия?

" src=

– Предполагается несколько частей: сюжет о телевизионном путешествии, которое проходит на природе, и небольшая часть, довесок такой студийный, где будет блиц-интервью с людьми, которые привозят с отдыха на природе любительское фото и видео, мы это все хотим показывать, чтобы не лежало мертвым грузом в закромах. У нас есть очень талантливые люди, которые бывают в самых невероятных уголках, им удается делать совершенно потрясающие снимки. Этим богатством нужно делиться. Клуб – это ведь собрание единомышленников, сбор людей по интересам. Поэтому все, кто попадет к нам в программу, становятся членами клуба, нашими друзьями, с которыми мы будем советоваться. Они будут участвовать в определении планов нашей программы, и мы предполагаем не только телевизионные встречи, но и раз в месяц общение с телезрителями за чашкой чая в кафе. Вы сможете поделиться мыслями с ведущим, рассказать, какие появились интересные маршруты и виды отдыха за городом.

То есть «Клуб уральских путешественников» не чисто телевизионный проект?

– Да, мы очень рассчитываем иметь обратную связь, интерактив.

«На зорьке», «Мужская компания»... Даже на уровне названия передач чувствуется, что ваши зрители мужчины. Расширится ли целевая аудитория нового проекта?

– Да, отчасти. Вообще, честно говоря, у нас более свободны и подвижны все-таки мужчины. Их чаще встречаешь среди охотников и рыболовов, поэтому большая часть наших телезрителей – это зрелые состоявшиеся люди, которые имеют возможность отдыхать далеко за городом. Возраст – от 30 до 55 лет, но не только. Конечно, это и дети, и самая замечательная часть человечества. Кстати, меня потрясло – на соревнованиях по спелеологии, где также проходили съемки, – куча девчонок. Сверлят, долбят этот камень и ползут как пауки по нему – совершенно хрупкие девушки. Я думаю, что и на рыбалке, и на охоте, и на конных тропах мы будем встречать всех. Обязательно снимем и детские виды отдыха, планов много. Мы хотим остаться всеядными. Больше всего не хочется замыкаться на какой-то узкой тропе. Хотя я знаю одно – мы не будем снимать человека, лежащего на пляже в панаме с бутылкой пива в руке. Это тот отдых, который нам не интересен. Мы уважаем таких людей, но они не нашей группы крови. А вот все, кто стремится к движению, перемещается в пространстве на природе, нам крайне интересны.

Ты лежишь в 20 сантиметрах от огня, туда льют бензин, а над поляной летит крик: «Ведущий не боится! Ведущий радуется огоньку!»

Откуда берутся сюжеты ваших передач?

– Ну, это многоступенчатый этап, как в любом телепроизводстве, где есть финансовая сторона, поэтому у нас есть инвесторы, туристическое агентство «Синяя птица», с которыми мы совместно конструируем план действий. Но все же главное решение принимает творческая группа программы – это режиссер и монтажер Глеб Пашнин, оператор Виталий Доброхотов и я, ведущий Павел Сумской. Вообще, мне повезло с коллегами, мы близки по духу. Я не идеалист и понимаю, что на работе случается всякое, но пока все строится на взаимном уважении, на умении слушать друг друга, обязательно присутствует юмор. Итак, мы решаем, что снимать, затем идет консультация с финансовыми структурами, партнерами, затем уже на месте мы решаем, как будем снимать.

«Обязательно присутствует юмор» звучит красиво. А как это выглядит на практике?

– Очень смешно, когда приходят идеи всякие, когда мы вдруг останавливаем машину и решаем: надо лезть на сосну! Или возьмем две последних съемки. Первая – на Аракуле. Подножье скалы, летний зной (лето у нас тоже бывает!), ни ветерочка, отвесная 50-метровая скала, ведущий вдруг говорит: а ведь будет здоровско, если снимать на вершине. Там – огромная панорама, вдали в лесах видны пять озер сразу. Оператор, с которого льет градом пот – мы работаем уже два часа – смотрит на меня и замечает: «Ладно, бить тебя не буду». Вешает на себя камеру, штатив тяжеленный, взбирается на скалу и снимает прекрасную картину.

" src=

Предыдущая съемка – день дождливый холодный, утром оператор мне говорит: слушай, а представляешь, как это здорово – ты босиком идешь по траве. Там дождь, правда, но как будто это роса. Температура была градусов 6, когда я бегал в холодной траве, посинел, а оператор личность творческая – говорит, походи сюда и туда. Полчаса я ходил в кадре и убеждал себя, что это полезно для здоровья.

Или, чтобы добиться хорошего кадра, снимаем картинку «Ведущий у костра». Положили меня на сырую грязную землю, придвинули лицом в костер и еще сверху в огонь плескали бензин, чтобы пламя эффектно осветило лицо. Но кадр был хороший. Самое смешное – ты лежишь в 20 сантиметрах от огня, туда льют бензин, а над поляной летит крик: «Ведущий не боится! Ведущий радуется огоньку!..»

Не цари мы, нельзя об этом забывать

«Клуб уральских путешественников» для вас уже третий проект. В чем секрет того, что, посмотрев даже несколько минут на местном канале историю об активном отдыхе на природе, понимаешь – это передача с Павлом Сумским?

– Я по образованию режиссер и, мне кажется, знаю, как передать свое отношение к тому делу, к тому объекту, который снимаешь в кадре. Наверное, нас отличает главное – отношение к природе, которую мы снимаем. Мы не потребители, не цари, а часть природы и относимся к ней, как к маме, доброй и нежной. Есть еще некая боль за нее – я рад, если это чувствуется. Сейчас чаще мы слышим другое – оттянись, ты имеешь право на все на свете. Да не на все! Не цари мы, нельзя об этом забывать. Хотелось бы дать людям радость, заставить их улыбнуться и сделать их добрее. Наверное, быть добрым неправильно в наше прагматичное время, но все-таки нельзя, чтобы душа совсем коркой покрывалась. Надо, чтобы люди иногда – не всегда – могли улыбнуться и стать более открытыми.

Думаю, нужен соответствующий настрой, чтобы почувствовать такой посыл. Вы это учитывали, когда планировали выход передачи?

" src=

– Планируем, что передача будет выходить в воскресение, ближе к полдню, когда люди уже проснулись, но могут позволить себе поваляться. Хотим, чтобы они посмотрели на природу и вспомнили, что жизнь все-таки бывает хороша. Повтор пойдет в середине недели, когда настоящий рыбак или охотник начинает ощущать, что трудовая неделя перевалила за середину. Когда ездишь по выходным, к середине недели появляется зуд такой и желание поскорей дождаться ее конца, поэтому ты надеемся, что в четверг вечером нас тоже смогут увидеть и поддержать наше желание пообщаться с природой.

Сколько времени вы будете дарить телезрителям радость общения с природой?

– По хронометражу это будут 24 минуты. Такое хитрое время, которое высчитано путем многолетней практики (Смеется.) Время, когда мы можем сказать то, что хотим, и не надоесть людям. Какое бы вкусное блюдо ты не приготовил, им можно людей перекормить, а лучше, чтобы всегда немножко не хватило. За это время вы сможете увидеть, куда мы ездили и что добыли, увидеть природу, красивые места планеты, России, Южного Урала.

Сколько реального времени уходит на создание этих 24 минут?

– Это, конечно, затратная вещь. Я допускаю, что мы в этом плане недостаточно профессиональны, но у нас на съемку одной передачи тратится минимум два дня. Из этих 24 минут сюжет о путешествии занимает 13-16 минут. Мы выбираем такие кадры, чтоб солнышко красиво светило и место было особенное. Трудоемко, наверное, и существуют более технологичные люди, которые делают это быстрее. Но я боюсь потерять настроение за скоростной съемкой. Наверное, есть какой-нибудь закон трудозатрат. Мне кажется, чтобы кадр нес энергетику, он требует на свое создание времени. Можно случайно и быстро сделать, но так, чтобы было много удачных кадров – на это неизбежно уходит много времени.

Что остается за кадром?

" src=

– За кадром остаются всякие комары, холодный дождь, ночевка там, где тебя трясет от холода до самого утра. Природа – ведь она несет не только радость, она вполне самодостаточна. Мы учимся постигать ее, эти поиски остаются за кадром. И даже если природа попадает в кадр – то в таком виде, когда у нас есть силы посмеяться над самими собой. Я абсолютно убежден, что тот глянец и пафос, который переполняет сегодняшний экран – это все от самовлюбленности. Надеюсь, нам это не грозит, излишний пафос мы всегда можем убить самоиронией. Мы нормально относимся к самокритике и критике своих друзей.

Главная перспектива передачи – встреча со зрителем, без которого все бессмысленно

Вспомните ваши ощущения перед запуском всех трех проектов. Они чем-то похожи?

– Они похожи по предвкушению возможности сделать что-то интересное. Когда человеку увлеченному дают возможность высказаться на любимую тему – это всегда кайф. Особое состояние духа, когда ты чувствуешь, что можешь реализоваться. Здорово. В то же время – ощущения разные. С момента запуска первого проекта прошло одиннадцать лет, и это была проба – посмотрим, что получится. Когда начинали второй – был слишком рациональный подход к выпуску программы. Была частная студия, нужно было просчитать финансовые детали. А сейчас как-то все сложилось, что совпали все параметры – и возможности организаций, которые помогают нам финансово, и творческая группа, и взгляд широкий, и перспектива программы видится достаточно интересная.

И каковы перспективы?

– Достаточно сказать, что мы показали наш сюжет в Москве, где есть Международный клуб «Диалоги о рыбалке» и компания «Планета рыбака», которые выпускают несколько программ на канале 7ТВ, они выразили готовность размещать наши сюжеты. Мы им интересны. Но главная перспектива – встреча со зрителем, без которого все бессмысленно. Это самый важный момент для нас. Если это случится, второй момент – не разочаровать людей, которые включат телевизор и увидят название «Клуб уральских путешественников».

На какое число намечен выход первой передачи?

" src=

– 29 июня, 20:15, канал ОТВ. В дальнейшем, уже со следующего воскресенья, с 6 июля, перейдем на то время, которое кажется нам оптимальным – 11:30 утра. Кстати, коллеги спрашивали, не боимся ли выходить летом, когда новые программы традиционно ждут осени. Нет, страха никакого нет. Если люди нас начнут нас смотреть – значит, все правильно. Лето – замечательная пора, так что надеемся, что в летний сезон мы достигнем наших целей. Хотя проект еще не вышел, его уже поддерживают, и это показатель его состоятельности. Вообще, я верю, что у доброты и радости есть будущее, без них мир не сможет существовать.

Павел, у передачи «Клуб уральских путешественников» есть собственный символ. В чем его смысл?

– Символом программы стало перышко, легкое на подъем. То есть мы люди, которых не надо долго уговаривать, и ветер путешествий способен подхватить нас, закружить и унести в самые дальние страны. Надеемся, что и программа будет такой же легкой и мобильной.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления