Геннадий и Галина Смирновы вместе уже больше 60 лет. Их история похожа на сюжет романтического фильма с счастливым концом. Он влюбился в нее еще в старших классах и буквально обошел все дома в округе, чтобы найти и пригласить на танцы. Долго не решался предложить ей руку и сердце, а сейчас у них большая и счастливая семья: двое детей, трое внуков и уже трое правнуков. Не забывали и о карьере: он в прошлом партийный работник и даже успел побыть директором челябинского цирка, она — врач с 40-летним стажем. Незадолго до Дня всех влюбленных эта удивительная пара отметила очередную годовщину свадьбы. Мы встретились с ними и поговорили о секретах семейного счастья и о том, как успешно пережить все горести и радости вместе и не развестись.
— Так у нас только одни радости с Галиной Васильевной! — удивленно отвечает на наш вопрос Геннадий Иванович. — Чем я старше, тем я ее больше люблю.
Мы встречаем пожилых супругов прогуливающимися за ручку возле их дома. 80-летний Геннадий Смирнов заботливо поддерживает жену, чтобы та не упала, и целует ей руки. А мы не можем оторвать глаз от того, с какой любовью эта пара смотрит друг на друга, и на лицах непроизвольно появляется улыбка.
Они познакомились друг с другом в 10-м классе. Галина — дочь военного. В тот год ее семья переехала в Челябинск, и девушку перевели в школу № 17, где учился Геннадий.
— 1 сентября вдруг заходит новая ученица. Такая кудрявенькая, красивенькая. И я почему-то решил, что это моя, — вспоминает он. — Проучились 10-й класс. А в том году впервые образовали 11-летку. Она в 11-й класс не пошла, а я его закончил. Я периодически ее вспоминал. А потом перед Новым годом иду по улице Кирова и ее встречаю. Мы собирались у одноклассницы Новый год встречать, и я ее пригласил. Ну она, конечно, не пришла. Я еще тогда спросил, где она живет. Она сказала: «На улице, которая называется как строительный материал». Больше ничего не сказала.
Встретив свою любовь после разлуки, Геннадий решил не сдаваться и привлек друзей на ее поиски.
— Я после 1 января беру трех товарищей и начинаю с железнодорожного вокзала все улицы обходить. Идем, во все дома [заходим]. И дошли до подстанции, это вторая остановка от вокзала. Там улица Шлакоблочная. И вот я ее там нашел. Пригласил на танцы в ДК Колющенко. Она, конечно, удивилась. И вот с тех пор начали мы с ней дружить, — продолжает он свой рассказ.
— Ну, видимо, судьба такая была, — подхватывает супруга.
— Это не судьба, это любовь. Я ее очень сильно любил и хотел, чтобы только она была со мной всю оставшуюся жизнь, — возражает Геннадий Смирнов. — Пять лет мы с ней продружили — я боялся делать ей предложение, потому что считал, что недостоин ее красоты, ума и всего-всего. А спустя пять лет я решился. Сыграли с ней свадьбу и с тех пор вместе.
— А родители как ваши отношения воспринимали? — интересуемся у пожилых супругов.
— Я единственная дочка в семье. Геннадий Иванович из большой семьи. У них пять детей — четыре мальчика и одна девочка. Их мама рано овдовела и воспитала их одна. Всем образование дала, — рассказывает Галина. — Я была из более состоятельной семьи. Мы обычно всегда жили в больших домах. Хоть в коммуналках, но хороших. А у них домик был 11 квадратных метров, комнатка и кухонька маленькая. И мне это казалось так дико. Я говорю: «Ой, мам, они в какой-то землянке живут». А она: «Ну и что. Это не самое главное». У нас весь поселок Плановый так жил, там много эвакуированных было. Папа у меня был доброй души человек, тоже нормально воспринял. А свекровь, мне кажется, на меня критически не смотрела. Я ей каждый раз говорила: «Спасибо тебе за сына, такого хорошего сына воспитала».
8 февраля 1964 года пара поженилась. А спустя три дня Геннадия отправили на военные сборы в другой регион. Там он пробыл почти полгода. Галина в это время продолжала учиться на втором курсе медуниверситета. Общались супруги тогда только с помощью писем. И это не единственные их отношения на расстоянии за семейную жизнь — во время работы в цирке с 1984 по 1989 год Геннадия не раз отправляли в длительные зарубежные командировки. Но разлука лишь делала семью сильнее.
— Он еще в Высшей партийной школе в Екатеринбурге два года учился. Один там жил, мы здесь с детьми остались. Ты же не знал, когда мы тут одно яйцо на троих ели? Дети очень любили салат из вареного яйца. Я им одно яйцо разделю, а себе [ничего] проглочу — очень вкусно было, — смеется Галина. — Ну что делать? Я ординатуру заканчивала два года, потом он в Высшей партийной школе учился. Надо же было квалификацию повышать. Двое детей, семья. Мы по очереди учились. Тяжело было с детьми, только по ночам учить. Так немножко мы свое образование повысили.
Переживала трудности и радовалась успехам дома и в карьере семья вместе. Работа отнимала у супругов много сил. Геннадию часто приходилось задерживаться, Галине — работать по ночам в больнице.
— У нас два обязательных ночных дежурства были в ставку. Без конца эпидемии гриппа. Я почти всю жизнь проработала в железнодорожной больнице. В поликлинике там, в стационаре — как приходилось. С двумя детьми это, конечно, было сложно, — вспоминает Галина. — Старшая дочка родилась, когда я училась на втором курсе [мединститута]. Ну ясельные девчонки были, обе ясельные. С четырех, с семи месяцев в яслях. Вот им досталось детство, конечно. Специальность [у меня], конечно, тяжелая была. Все время читать надо. По ночам читала, все время журналы [медицинские] выписывала. Над собой-то надо работать постоянно. Мне мама моя очень хорошо помогала. У нас ведь династия врачей. Мама у меня фельдшер была, я врач, дочка — врач. А вот внучка отказалась [стать врачом], на историю в университете училась.
— Я всегда радовался росту жены. Радовался, что она приходила домой всегда энергичная и счастливая, — добавляет Геннадий. — Она не просто врач, а врач-диагност! Она столько моих друзей продиагностировала, вылечила их в свое время и всё [по здоровью] предсказала. И до сих пор с ней советуются, и она держит руку на пульсе, хоть уже давно врачом и не работает. Она работала помощником у главы администрации Советского района, курировала медицину, когда райздравы сократили.
О достижениях близких в этой семье рассказывают с особой гордостью.
— У нас двое детей прекрасных. Одна дочь работает в школе, преподает русский язык и литературу. Другая дочь врачом в Санкт-Петербурге работает, врач высшей категории, кандидат медицинских наук. У нас много внуков, и правнуки уже есть. Так что мы живем счастливую, радостную жизнь, — говорит Геннадий.
Дети Галины и Геннадия называют их образцом семьи и с теплотой рассказывают о семейных встречах. Вспоминают, как родители наряжались в Деда Мороза и Снегурочку для внуков и готовили гуся для семейного застолья на Рождество.
— Они необыкновенно заботятся друг о друге. Папа по утрам встает, маме помогает. Когда завтрак приготовит, в магазин сходит, про прием таблеток напомнит. Эта забота в каждом дне, в каждом движении, в каждом часе, — делится в разговоре с нами дочь Эльвира. — Папа был руководителем целого района. Мама — врач, была главврачом. Но при этом она была и хранительницей, оберегала уют в доме. В пять часов утра она вставала, чтобы не просто кашу сварить, а полноценный горячий завтрак приготовить на четырех человек. Я не помню, чтобы мама когда-либо на нас голос повышала. Настолько она эмоционально сдержанная. Несмотря на их возраст, родители всегда готовы прийти нам на помощь. Они прививали нам любовь к театру, книгам, водили нас на секции, вкладывали в нас, в наше образование. А сейчас уже мы в своих детей вкладываем силы. И сейчас дети для меня — это всё.
Впрочем, и ссоры в этой семье (как и в любой другой) тоже были. Правда, по словам супругов, раздоры случались по мелочи и быстро сходили на нет.
— Всяко бывало. Пока дети росли, из-за детей, бывало, ссорились. Но мирились быстро, — уточняет Галина. — Я же врач с 40-летним стажем. А врачи, сами знаете, какие терпеливые. Всего насмотрятся на работе, всякого горя и несчастий, да свое считают уже не таким серьезным. Возможно, это какой-то отпечаток на отношения дало. Отношения в семье держатся на терпении. Терпеть надо, промолчать, не замечать [чего-то].
— Терпеть и любить друг друга. Я ее всегда очень любил. Если где-то чуть-чуть и поссорились, я к ней минут через пять уже подхожу, ее поцелую, обниму, прощения попрошу, и всё нормально, — добавляет Геннадий.
— У нас в России напутствие молодоженам: «Совет вам да любовь». Любовь — чувство очень хорошее, но это чувство молодое. А более мудрое чувство — это уважение, — продолжает его супруга.
«Нужно уважать друг друга, родителей, друзей. Если это в семье чувство сохранится надолго, навсегда, вот тогда семья состоялась»
— Мы все не подарки этому миру. Сходятся два совершенно разных человека из абсолютно разных семей, но они же все равно притираются, — уточняет Галина.
— А я добавлю: если в женщине есть доброта, значит, женщина состоялась, — говорит Геннадий. — А еще правильно говорят, что женщина — это загадка. Я ее до сих пор не разгадал, эту загадку.
— Ну уже мало осталось, давай торопись, — смеется в ответ его жена.
Семь лет назад Галина и Геннадий отметили золотую свадьбу. В местном загсе в честь 50-летия совместной жизни им устроили торжество с официальными поздравлениями и чаепитием. Изумрудную свадьбу три года назад супруги отмечали в кругу семьи. Теперь на очереди бриллиантовая годовщина — 60 лет.
Хотите почитать о других интересных семьях? Посмотрите, как старейшая пара Челябинска отпраздновала 70-летие совместной жизни.
А еще мы побывали в гостят у нынешнего министра здравоохранения Челябинской области и узнали у его жены, насколько тяжело быть супругой врача.
Почитайте и о семейном счастье друзей Юрия Гагарина, живущих на Южном Урале. Или о жизни семьи знаменитого ветеринара Карена Даллакяна.