В зале суда не звучали патетические речи в духе Андрея Вышинского об искоренении коррупции, борьбе с людьми, противопоставивших себя обществу, немедленной казни «врагов народа» и т.д. И все же процесс по «делу Григориади» был в высшей мере показательным. Делают все – наказываются единицы. Даже единица. Остальные делают выводы.
Один депутат Государственной Думы в приватной беседе с корреспондентом Chelyabinsk.ru сказал, что у Григориади от больших взяток в российском парламенте просто «снесло крышу». Будучи депутатом Госдумы, Владимир Стиллианович отвечал за «черную кассу» фракции «Народный депутат». Крутившиеся там деньги исчислялись миллионами долларов. Вернувшись в кресло мэра Миасса, Григориади не смог аппетиты думского взяточничества умерить до муниципального уровня. Берут все, Григориади просто решил брать слишком много. На этом и погорел…
В стране, где до сих пор не принят закон о борьбе с коррупцией, о коррупции принято говорить, но не принято с ней бороться. Поэтому арест мэра Миасса подобен грому среди ясного неба. Как? Кому должен был насолить и что такого должен был сделать Григориади, чтобы правоохранительные органы признали очевидное и решились произвести задержание? Кому помешал Григориади, чтобы система, дотоле исправно признающая фактически легальное взяточничество в отношениях «чиновник–предприниматель», неожиданно и для тех и для других дала сбой?
Кто мог «заказать» Григориади? По мнению вице-президента компании «Советник» Александра Подопригоры, среди тех, кому не нужна была в кресле мэра Миасса самостоятельная политическая фигура, вполне могли оказаться представители крупной финансово-промышленной группы «Базовый элемент». В южноуральском городе Олегу Дерипаске принадлежит такой ликвидный кусок собственности, как автомобильный завод «Урал». И команде представителей олигарха на месте первого чиновника Миасса нужен был исключительно свой человек. «Своим» непредсказуемый в поступках и суждениях Григориади не был. В 2001-2002 годах «Базэл» вложил в техническое переоборудование производства АЗ «Урал» 470 млн рублей, в 2003 – около 170 млн рублей. Эти инвестиции должны иметь супернадежное политическое прикрытие. Директор «Урала» Виктор Корман заявил о своем желании стать депутатом областного Законодательного собрания (вместо ушедшего на повышение в Госдуму Валерия Панова). Мэр тоже должен поменяться.
Взяточника Григориади посадили. Ощущение «торжества справедливости» отсутствует. Не жалко несчастного мэра, жаль Челябинскую область…
КОММЕНТАРИИ Вадим Соловьев, бывший губернатор Челябинской области: «Мне случалось конфликтовать с Григориади, и довольно жестко. В 1993 году я даже снял его с должности мэра Миасса. Поэтому жалеть этого человека и считать приговор по его делу слишком жестким у меня нет никаких причин. Попался – получи! А всем интересующимся «делом Григориади» я бы посоветовал рассматривать случившееся в контексте того, что происходит с Тимашовым, другими людьми. Знаю, что после оглашения приговора кое-кто «вздрогнул».
Ирина Старостина, председатель челябинского облизбиркома: «Пока приговор по «делу Григориади» не вступил в законную силу, о проведении в Миассе досрочных выборов мэра говорить рано. Очевидно, что адвокаты Григориади будут его обжаловать. Когда полномочия главы будут прекращены, то представительный орган власти Миасса – городское собрание депутатов – в 14-дневный срок должно назначить дату выборов нового мэра. Они должны состояться в течение ближайших 80 дней. Если приговор Григориади вступит в силу до декабря нынешнего года, то выборы нового градоначальника Миасса придется проводить раньше общих муниципальных выборов, которые, как известно, назначены на 20 марта».