Когда предприниматель создает благотворительный фонд, у некоторых людей появляется соблазн обвинить его в саморекламе и пиаре. Тем более, если этот фонд носит имя своего создателя. Челябинский предприниматель Александр Дейнеко подобных обвинений не боится. Перефразируя известное изречение, он говорит, что нельзя жить в обществе и быть свободным от его проблем: наркомании, бедности, преступности… Даже если закрывать на эти беды глаза, рано или поздно они могут ударить по тебе или твоим близким. Поэтому бороться с этим нужно уже сейчас и всеми возможными средствами. Фонд – один из инструментов такой борьбы, утверждает создатель именного благотворительного фонда Александра Дейнеко.
– Александр Кононович, как у вас родилась идея создать именной благотворительный фонд?
– Толчок к созданию фонда дала работа в Уральской федерации содействия бизнесу (УФСБ), мой личный опыт в бизнесе и частной жизни. С помощью этой структуры я хочу хотя бы чуть-чуть преодолеть нынешнюю разобщенность нашего общества, существующую порой пропасть между малым, средним бизнесом и людьми, не имеющими к бизнесу отношения. Согласитесь, странно, что у нас сегодня называют «олигархами» всех, кого можно – даже представителей среднего и малого бизнеса. А если разобраться, ведь это настоящие люди из народа, сделавшие свое благосостояние своими руками. Бывшие учителя, профессора, слесари, врачи, которые пришли в бизнес в середине 90-ых годов. У них не было богатых пап и мам, административного ресурса, а было просто желание работать и зарабатывать. Например, я знаю бывшего автослесаря, который стал руководителем крупнейшей в Челябинске сети автосалонов. Для меня это показатель. И это вызывает уважение к таким людям.
Я убежден в том, что изменить эти «олигархические» стереотипы, стереть грани между вновь возникшими сословиями, улучшить качество жизни людей из разных слоев общества можно лишь реальными делами. Поверьте, «олигархи» из среднего класса знают о проблемах простых людей ничуть не меньше, чем они сами.
Если говорить о том, почему я создал именной фонд… В предыдущие годы я тоже занимался благотворительностью. Помогал различным организациям, общественным объединениям, просто частным лицам, попавшим в трудную ситуацию. Но не всегда получал от них обратную связь – то из-за своей занятости, то из-за их забывчивости. Теперь мне хочется перевести эту работу на новый уровень. А мое имя – залог того, что любые проекты, которые осуществляет фонд, будут находиться под моим личным контролем. Дорожить своим именем, держать слово меня научил отец. Мои партнеры по бизнесу, друзья знают за мной эту привычку.
Еще одна глобальная задача фонда – объединить челябинских предпринимателей, которые хотят заниматься благотворительностью. Я один все равно сделаю немного. Но если каждый из нас сделает хотя бы по чуть-чуть, жизнь в городе, я уверен, изменится к лучшему.
– С чего началась деятельность вашего фонда?
– В первую очередь мы открыли приемные юриста и психолога. Если человек болеет, он идет к врачу. Это разумно. Если человек не знает законов и не имеет возможности заплатить юристу за качественную консультацию, он упирается лбом в пресловутые административные барьеры. С помощью нашего юриста эти проблемы можно решить. Отмечу, что в прошлом году я работал в качестве руководителя общественного объединения по борьбе с коррупцией при ООН, и знаю, насколько опасна эта болезнь. Простому человеку в одиночку противостоять ей практически невозможно. Кроме консультаций, наш юрист оказывает людям более сложные услуги. Мы можем бесплатно юридически сопровождать нашего клиента, подготовить для него ходатайство, жалобу и так далее. За два месяца, что работает фонд, не было ни дня, чтобы к юристу не выстраивались очереди. Вот неполный перечень проблем, с которыми к нам обращались люди: развод, раздел имущества, получение судебного приказа об алиментах, отказ сожителя содержать своего ребенка, льготы, предоставляемые одиноким матерям, права детей на имущество родителей, выселение собственников жилого помещения, получение субсидий, увольнение одиноких матерей во время отпуска по уходу за ребенком до трех лет, взыскание задолженности по заработной плате и так далее.
Открывая приемную психологу, мы думали, что очереди к нему не будет. Ошиблись. Загруженность этого специалиста оказалась не меньшей, чем у юриста. К психологу идет не только молодежь, но и представители других возрастных групп и слоев общества. Это говорит о том, что в нашем городе у людей высокий уровень социальной напряженности.
– Если ваша помощь бесплатная, может быть, она не столь качественная…Таких упреков не было?
– Нет. Наши юрист и психолог – очень опытные специалисты. Они работают в своих сферах более 10 лет. Впрочем, если у кого-то появится сомнение в их квалификации, этот человек может прийти на прием в фонд и все выяснить. Телефон доверия фонда, по которому можно записаться на прием к психологу и юристу: 741-59-81. Адрес: Комсомольский проспект, 33, предприятие «Аверс». Если людям срочно требуется помощь, они могут прийти на прием и вне очереди. Я уверен, у наших специалистов всегда найдется для них свободное окно.
– Я слышал, ваш фонд все же больше работает с жителями Курчатовского района Челябинска…
– Вообще мы не ставим границ, но приоритет, конечно, отдается жителям Курчатовского района. Мой принцип: там, где я работаю, там и помогаю. Я готов помочь всем, но сделать это очень сложно. Надеюсь, что и в других районах города найдутся бизнесмены, которые последуют моему примеру. Впрочем, я никого не агитирую. Это личное дело каждого человека. Но было бы очень здорово создать в Челябинске некое сообщество предпринимателей, которые бы открыто и гласно занимались благотворительной деятельностью. С вашей помощью («Информационной группы 74» – Авт.) можно было бы открыть сайт, который бы соединил тех, кто готов оказывать помощь, и тех, кто в ней нуждается. В будущем мы могли бы проводить в Челябинске ярмарки меценатов. Не благотворительные балы, куда богатые люди приходят в бабочках и смокингах, а народные ярмарки на свежем воздухе. Все-таки благотворительность – это праздник для простых людей, а не для сильных мира сего. По итогам работы такого сайта и ярмарок меценатов мы могли бы создать социальную карту Челябинска. Сегодня предприниматели зачастую не знают, кто больше всего нуждается в их помощи. По итогам года можно было бы присуждать премии «Меценат года» по различным направлениям деятельности. На мой взгляд, меценат должен получать удовольствие от того, что он сделал, от того, что добился признания и оставил след в истории Челябинска.
– Чем еще занимается фонд?
– Сейчас мы активно работаем с Госнаркоконтролем. Создали дружину, которая занимается профилактикой наркомании, реагирует на звонки, поступающие на горячую линию Госнаркоконтроля: 267-00-01. Мы приняли на работу в фонд двух бывших сотрудников этой структуры, которые постоянно дежурят на горячей линии. Они знают, как эффективно, не затрагивая ничьих интересов и не вторгаясь в частную жизнь человека, проверить проблемный звонок. Ведь иногда подобные звонки оказываются наговором. Кроме того, для проведения рейдов мы выделили наркополицейским «Газель» с нашим водителем. А в будущем фонд совместно с общественным объединением «Крылья» планирует открыть стационар для реабилитации наркоманов. Нам очень интересно работать с «Крыльями». Это уникальная организация. В ней работают люди, сами бывшие наркоманы. И они пытаются оградить других от этой заразы на основе своего жизненного опыта.
Еще одно направление нашей деятельности связано со спортом. Мы заключили договор с областной федерацией каратэ о взаимодействии. И теперь оказываем помощь ребятам, занимающимся этим видом единоборств. Юных спортсменов из малообеспеченных семей будем обучать за свой счет. А если эти дети окажутся еще и звездочками, то мы станем их спонсорами на всех соревнованиях.
Кроме того, фонд совместно с Госнаркоконтролем будет проводить в Курчатовском районе на постоянной основе не реже двух раз в год детские спартакиады. И первая из них состоится уже в ноябре нынешнего года.
– Александр Кононович, а вообще насколько сложно было открыть именной благотворительный фон?
– Если говорить о финансах – не очень сложно. Требовалось лишь согласиться с собой, что часть денег ты потратишь не на себя и свою семью. Но я созрел для такого решения. Я знаю, что такое жизнь. Вышел из многодетной семьи, был восьмым ребенком. Пять лет прожил в Курчатовском районе Челябинска в общежитии трамвайно-троллейбусного депо. Ютился с семьей на девяти квадратных метрах.. В 15 лет остался без отца и с 16 лет вкалывал, как взрослый мужчина. В 16-17 лет зарабатывал тем, что с друзьями на мукомольном заводе разгружал вагоны.
Я стараюсь дать своим детям такое же воспитание, какое мне дал отец. Деньги – это не результат жизни. Для меня важно, что я оставлю после себя: доброе имя, добрые дела, хорошую память… Я хочу, чтобы мои дети и внуки жили по-человечески, чисто и правильно. А для этого нужно дело делать и все… Просто убирать за собой или хотя бы не мусорить. Я, например, запрещаю детям выбрасывать из окна автомобиля даже кожуру от бананов, потому что это противно. Скажете, мелочи? Может быть. Но именно они подтолкнули меня к созданию фонда. Жить рядом со свалкой и быть счастливым – это не для меня.
– Так сложилось, что ваш фонд появился накануне выборов в Законодательное собрание области… После выборов он будет работать?
– Вам придется поверить мне на слово – будет. Выборы здесь не при чем. Конечно, он продолжит работать при условии, что мое финансовое положение будет стабильным. Но я надеюсь, что фонд будет только расширять свою деятельность.