RU74
Погода

Сейчас+9°C

Сейчас в Челябинске

Погода+9°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +8

1 м/c,

с-в.

737мм 93%
Подробнее
4 Пробки
USD 88,44
EUR 96,24
Город Парфенов и Иванов прогулялись по Хребту

Парфенов и Иванов прогулялись по Хребту

Сегодня говорят: модный писатель Алексей Иванов и модный журналист Леонид Парфенов решили сделать модным Урал. Корреспондент Chelyabinsk.ru побывал на съемках телевизионного документального...

" src=

Сегодня говорят: модный писатель Алексей Иванов и модный журналист Леонид Парфенов решили сделать модным Урал. Корреспондент Chelyabinsk.ru побывал на съемках телевизионного документального фильма «Хребет России» под Миассом и выяснил, что о проекте двух популярных личностей рядовые уральцы не знают вовсе, а уральские губернаторы сделали вид, что ничего особенного в их владениях не происходит.

Ленинск без царя в голове

Мы приехали в поселок Ленинск (городской округ Миасса) часа за три до прибытия съемочной группы. Было время рассмотреть то место, где более двух веков назад начиналась история южноуральского Клондайка. Здесь нашли крупные золотоносные жилы. Прииск был назван в честь императора Александра I. В 1824 году царь-реформатор сам побывал на прииске и, как гласила потом надпись на памятнике в его честь, «своими державными руками изволил добыть 22 пуда золотосодержащих песков». Сейчас на месте того памятника – бетонный короб автобусной остановки. А чуть в стороне – на фоне уральского гранитного валуна – покосившаяся мраморная плита с едва заметной надписью: «Летом 1797 года оберберггауптман 3-го класса Евграф Мечников нашел золотую руду на речушке Ташкутарганке, близ Миасского медеплавильного завода».

Вот на этом самом месте и должны в лучах заходящего осеннего солнца снять сюжет Леонид Парфенов – в роли рассказчика – и Алексей Иванов – в роли экскурсовода.

Ленинск в час нашего приезда будто вымер. На поселковой администрации – замок. На улицах – только овцы и козы в репьях. Над многочисленными баньками – дымки. И, что удивительно, даже в магазинчиках – ни души. Видно, народ здесь предусмотрительно запасливый. А еще – влюбленный в голубой экран. Такого количества телевизионных тарелок на домах никогда и нигде не видела: поселок с высоты, вероятно, смотрится как поверхность Марса – весь в кратерах этих самых антенн.

Наши многочисленные вопросы вскоре разъяснились благодаря местному олигарху. Леонид привез товар в один из своих магазинов и подошел к группе неизвестных с телекамерами и фотоаппаратами. Узнав, по какому поводу нагрянули журналисты, начал звонить главе сельской администрации, который в ответ пожурил за беспокойство, потому как отдыхал. Однако с удовольствием стал рассказывать историю своего знаменитого некогда в России поселка. Но на призыв прийти на съемки ответил отказом.

А народ, как пояснил нам Леонид, ко Дню нефтяника готовится, потому и нет никого на улицах. С тех пор, как закрыли в Ленинске золотой рудник, почти все взрослое население трудится на самой крупной в Челябинской области нефтеперекачивающей станции.

Оживился Ленинск часа через полтора: в поселок пригнали стадо. И народ потянулся встречать буренок. Подготовка к празднику была налицо. Одного хозяина бросало меж двух коровенок так, что те с опаской поспешили обогнать его на пути ко двору. Другой лихо восседал на мотоцикле с коляской и, размахивая кнутом, награждал свою скотинку «ласковыми» именами. Бабульки, укоризненно покачивая головами, подгоняли своих белых козочек, обирая с них попутно мириады колючек. А рогатые норовили улизнуть от хозяек в заросли крапивы.

В разгар этого хозяйственного пиршества в Ленинск въехала колонна джипов – съемочная группа «Намедни» со всем оборудованием и реквизитом. Удивительно, никто из местных не заинтересовался киношниками. На место съемки пришел из соседнего дома лишь старый дед в резиновых галошах. Узнав, в чем дело, охотно стал рассказывать о прииске, на котором еще успел поработать. Да Леонид привез своего сына Егора посмотреть на «живого Парфенова».

Смутился немного олигарх, что съемки будут проходить возле наспех сброшенного мраморного обелиска с едва различимой надписью. Среди бурьяна и коровьих лепешек. «Мне мужики часто говорят, взялся бы ты за это дело – привел бы в порядок, – поделился он. – Но с чего начать? Надо же дизайнера какого-нибудь, где его найти? Конечно, стыдно. Привезли эту мраморную плиту, бросили как попало, и все. А люди-то интересуются, останавливаются и бегут посмотреть... Это же любопытная история – сам царь приезжал...»

Что понял об Урале знаменитый журналист и чего пока не понимает Россия

Однако Леонида Парфенова пейзаж ничуть не смутил. В своих изящных ботинках он ловко обогнул все «дары» животного мира, взобрался на валун, огляделся, спустился к съемочной группе и началось обсуждение – что, куда и как. Съемка заняла не более 30 минут. Ей пытался помешать юный бычок, упершись рогами в оператора. Пришлось задобрить рыжего гроздью винограда, аромат которого впечатлил его больше, чем камера на лебедке крана.

Кстати, все предупреждения, что Леонид не любит общаться с коллегами во время съемок и бывает раздражителен, не оправдались. Парфенов, перед тем как осмотреться на местности, подошел к нам поздороваться. Попросил держаться во время съемок на определенном расстоянии и пообещал разговор после работы в кадре, потому как солнце садилось и надо было спешить.

О проекте пермского писателя Алексея Иванова (автора романов «Географ глобус пропил», «Блуда и МУДО» и других) Леонид Геннадьевич говорил с явным удовольствием. Отснято уже шесть экспедиций из девяти – процентов 75 от необходимого. Съемочная группа плодотворно поработала в Пермском крае, Свердловской области, Башкирии. В Челябинской области успели снять Саткинские пороги, Аркаим. Из Ленинска путь лежит в Миасс на ночлег, а потом на север – в Касли и Екатеринбург.

Из уральской столицы Леонид Парфенов сразу улетит на съемки в Париж. В работе у него еще один проект – для Первого канала снимается исторический фильм «Птица-Гоголь» к 200-летию писателя. В Москве идет также работа над юбилейным фильмом (тоже заказ Первого канала) о Галине Волчек. Его рабочее название «Современница».

Что касается уральского проекта, группа осенью намерена завершить съемки и приступить к монтажу фильма. Переговоры о премьере идут с Первым каналом.

Личное знакомство журналиста с автором романов состоялось, когда в бытность редактором журнала «Русский Newsweek» приехал в Пермь, чтобы сделать интервью с Алексеем Ивановым.

– Потом он предложил мне принять участие в уральском проекте, и я сразу согласился. Самое интересное для меня – это попытки исторических реконструкций, когда историю надо представить так, чтобы получился не научпоп, не знания, которые нужны, а знания, которые интересны. Чтобы этот фильм оправдывал вечернее время, проведенное у телевизора. Читая книги Алексея, я понимал, что есть что-то уральское, что важно для остальной России. Но сама остальная Россия, по большей части, этого не понимает. Значит, есть что рассказать. Это, может быть, такой интересный взгляд на то, как регион (вне административных границ, а в целом как место), как этот «Хребет России» (так назвали проект) оказал влияние на весь остальной организм. Вот этот вот смысл открыть мне показалось интересным.

Что же нового для себя открыли на Урале?

– Я, в принципе, ничего этого не знал. Всегда представлял Демидовых, но уже Строгановых туманнее. А представление о горно-заводской цивилизации, как это сформулировано Алексеем, – думаю, никто этого не знает. Потому что никем до него не было сформулировано. И, как часть истории России, это, по-моему, вообще не рассматривалось никогда. Потому что история в ортодоксальном понимании делается в столицах – там происходят события. А вот явления, которые создаются на протяжении веков, наша история не умеет ни описывать, ни объяснять, ни увлекать этим потенциального читателя. И эта совокупность явлений, связанных с Уралом, – для меня новое. А когда ты это открываешь для себя, понимаешь, как это надо открывать для других. Когда ты понимаешь, как это интересно тебе, ты понимаешь, как провести этим же путем узнавания других.

«Мне позвонил Чубайс, и я не растерялся»

Алексей Иванов признался, что сегодня этот проект захватил его всецело и он сейчас ни о чем другом не думает.

– В свое время на меня огромное впечатление произвел фильм Леонида Парфенова «Российская империя», и я подумал, как было бы здорово в таком формате рассказать об Урале. Но отлично понимал – чтобы это стало интересным, надо придумать какой-то поворот темы. Когда познакомился с Юлей Зайцевой и узнал, что она занимается экстремальным туризмом, тот самый ключ нашелся. Потому что можно не только об Урале рассказать, но показать, как этот край можно не присваивать в эпоху потребления, а осваивать. И вот тогда я пригласил Леонида Парфенова.

Легко ли было найти людей, которые дали на этот проект деньги?

" hspace=

– Эти люди называются Анатолий Борисович Чубайс. Он мне позвонил, чтобы поблагодарить за романы, которые очень любит, и спросил, не надо ли чем помочь. И я как-то не растерялся...

Кстати, Анатолий Борисович потом сам приехал на Урал, чтобы Алексей Иванов провел для него экскурсию. И был очень впечатлен. А что же губернаторы уральские? Ведь это же чистой воды пиар региона.

– Ни в Перми, ни в Екатеринбурге мы не смогли достучаться до губернаторов, хотя они в курсе дела. А в Челябинской области даже обращаться не стали – обжегшись на молоке, дули на воду. К тому же в Челябинской области у нас всего одна экспедиция из восьми.

Хотя Южный Урал Алексей Иванов считает самым прекрасным местом на земле. Он знаком с этими красотами с детства. Школьником и студентом бывал здесь в походах, реки южноуральские знает как свои пять пальцев. Сегодня на походную жизнь уже не хватает времени. Не будет его хватать и на новые романы. Алексей Иванов всерьез увлекся кино и телевизионными проектами. По заказу Павла Лунгина написал сценарий для сериала «Иван Грозный», который скоро выходит на телеэкраны. Сейчас пишет сценарий к мультфильму. А по роману «Географ глобус пропил» фильм собрался снимать Валерий Тодоровский. Олег Табаков ищет драматурга, который бы переложил роман Иванова «Блуда и МУДО» в пьесу для театра, чтобы поставить во МХАТе. Такую вот хорошую шутку сыграли с писателем его динамичные произведения. Всем захотелось их увидеть. «Мне очень понравилось работать с кино и ТВ, хотя приходится переходить на другой язык, осваивать другие выразительные средства», – признается писатель.

А самыми интересными для «Хребта России» местами на Южном Урале Алексей Викторович счел Аркаим, Сатку, Ленинск и Касли.

– Каслинское литье – это феномен, конечно. Но мы говорим еще и о том, что случилось с заводом после отмены крепостного права, после того, как завершился царский заказ. Тогда в Каслях перешли на изготовление маленьких скульптурок, которые, естественно, отражали мещанский вкус, потому что мещанство было теперь главным заказчиком. И вот, на примере каслинского литья, мы решили показать, как это происходит, как завод приспосабливается к новым условиям жизни. Мы будем говорить о том, как сначала там отливали пушки, а теперь игрушки. Очень значимо, что каслинское литье стало мировым брендом, и неоднократно это спасало завод, когда пытались признать его банкротом. А между тем каслинское литье занимает одну сотую процента всей продукции завода. И эта одна сотая процента – капиталовложения в культуру. Вот эти капиталовложения и окупаются – потому что благодаря этому все остальное живет и работает.

Разочарований много у съемочной группы?

– У меня немного, потому что я уже видел разруху исторических мест Урала. Но у гостей – много. И, думаю, у тех, кто поедет на Урал после этого фильма, разочарований тоже будет много. Мы ведь в фильме не показываем свалки и помойки. А представьте, люди приедут в Ленинск, заберутся на эту скалу – посмотрят на запад – увидят то, о чем рассказ, а на восток – помойку. А еще увидят, что нигде нет ни знаков, ни обелисков, ни табличек памятных...

Ваши впечатления от Аркаима?

– Сложные. Не буду говорить о древних ариях и городище. Мне показалось странным, что работники музея не привлекают к работе специалистов по культурным технологиям. А такие объекты надо из мемориальных превращать в интерактивные, чтобы люди в этом участвовали. Это не значит, что непременно все вытопчут, можно ведь делать и новодел для этого. Да, в определенной степени это вульгаризация, но это необходимый шаг, чтобы исторические ценности Урала сделать доступными для всех. Чтобы в культуре была демократия.

Полеты в кино и наяву

Поэтому так важна третья составляющая фильма – экстремальный туризм. И здесь главное действующее лицо – Юлия Зайцева, которая с юных лет занималась экстримом, но никогда не думала, что станет личным шофером двух талантливых и известных не только в России мужчин.

Юлия, как работается вам с Алексеем Ивановым и Леонидом Парфеновым? Вы их не боитесь, таких великих?

(Смеется.) Как же я могу их бояться, если их жизнь в моих руках? Они ездят все время в моей машине, а я постоянно за рулем. Уже полгода мы колесим по Уралу. Работать с ними – огромное удовольствие. Алексей Иванов для меня открыл Урал – уникальность этого проекта в том, что есть сотни объектов и абсолютно уникальные виды, которые надо собирать по крупицам. Алексей знает все эти места, знает, как связать всю историю, нам показывает все это. Леонид Парфенов – понятно, профессионал, один из лучших журналистов России. Беседы, которые ведутся в машине во время долгих переездов о журналистике и политике, – это так интересно. А еще люблю смотреть, как Леонид работает в кадре, как преображается после долгой и тяжелой дороги. Сегодня мы в пути уже семь часов, и за 400 километров отсюда у нас уже была съемка... Но вы видели, как потом Леонид выходит в кадр и может показать, что чувствует себя бодро и легко.

Сама же Юлия стала энергией фильма. В Аркаиме она летала на моторном дельтаплане, на Среднем Урале прыгала с водопада на рафте, на снегоходе бороздила снега Пермского края, ей предстоят съемки на квадроцикле, и вместе с Леонидом Парфеновым они поднимутся над Кунгурской пещерой на воздушном шаре.

Но страшит ее не экстрим, а будущее исторических мест Урала. «Все в разрухе, мало что восстанавливается, – вздыхает она. – Тихий ужас». «Не знаю, будет ли Урал модным, – добавляет Алексей Иванов. – Хотелось, чтобы модным стал не Урал, а проведение свободного времени в своей стране на своих культурных объектах. Чтобы люди стремились не только развлечься, но знакомиться с культурными достопримечательностями. Надеюсь, что пример Леонида Парфенова, который, безусловно, стал законодателем моды на отечественном телевидении, не то что вдохновит людей, но заставит задуматься».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления