RU74
Погода

Сейчас-2°C

Сейчас в Челябинске

Погода-2°

переменная облачность, без осадков

ощущается как -8

6 м/c,

зап.

729мм 69%
Подробнее
0 Пробки
USD 91,69
EUR 98,56
Город «Пандусная победа» ветерана

«Пандусная победа» ветерана

В Курчатовском районе Челябинска третий год идут «пандусные войны». Инвалид-колясочник пытается реализовать свое «право на мобильность» и добиться установки в подъезде пандуса. В ответ на его просьбы пожимают плечами: желание иметь возможность...

В Курчатовском районе Челябинска третий год идут «пандусные войны». Инвалид-колясочник пытается реализовать свое «право на мобильность» и добиться установки в подъезде пандуса. В ответ на его просьбы пожимают плечами: желание иметь возможность самостоятельно выехать на улицу кажется кому-то странным.

Ветеран Великой Отечественной войны Василий Черепаха лишился ноги в 2003 году: то ли сказалось полученное в далеком 1943-м ранение, то ли просто возраст дал о себе знать: в ноге нарушилось кровообращение, появились незаживающие язвы и врачи приняли решение ампутировать больную конечность. Пенсионер пересел в инвалидную коляску... и вынужден был пять лет добиваться обмена трехкомнатной квартиры на пятом этаже на двушку на первом. Разменял. И все-таки оказался в незавидном положении: дом на улице Северо-Крымской, куда переехали Василий Трофимович с женой, для инвалидов не был приспособлен.

Ветеран снова начал бомбардировать инстанции запросами: нужен пандус. Вернее, два, чтобы с площадки первого этажа съехать на крыльцо, а затем с крыльца – на землю. В 2008 году специалисты управляющей компании ПЖРЭО Курчатовского района провели техническое обследование подъезда и постановили: в подъезде пандусу не бывать. Не вместится, слишком узкие ступени и в любом случае получится слишком крутой для инвалидной коляски уклон. Крыльцо съездом оборудовали, а предложения ветерана убрать, например, перила и заменить узким поручнем (это позволило бы выиграть сантиметров двадцать ширины) слушать не стали. Так что инвалиду пришлось и дальше обращаться за помощью к соседям – двое помогают спуститься ему, один выносит на улицу коляску.

«Я с кем только не общался за эти годы, – признается Василий Черепаха. – Был на приеме у главы Курчатовского района Максима Осипенко, приходили ко мне коммунальщики, работники мэрии, помощники депутатов... Но у всех, по-моему, на уме одно: сделать вид, что проявляют заботу и умыть руки. Я сам бывший чиновник, ушел на пенсию в 1991-м году с должности начальника отдела сельскохозяйственных товаров Облпотребсоюза. Так что прекрасно знаю, как выглядит их работа!»

В конце концов решением проблем ветерана озаботилась прокуратура. 16 марта глава надзорного ведомства Курчатовского района Игорь Морозов обратился в суд с требованием обязать ПЖРЭО оборудовать подъезд №3 дома №64 по улице Северо-Крымской «специальным приспособлением (пандусом) для беспрепятственного доступа инвалидов с первого этажа до выхода из подъезда». На первое заседание представители ответчика не явились. Очередное должно состояться 12 мая.

«На стороне Василия Черепахи и федеральный закон, и отдельные акты, – комментирует старший помощник прокурора Курчатовского района Татьяна Жинжина. – Существуют санитарно-эпидемиологические нормы для маломобильных групп населения, утверждена программа социальной поддержки инвалидов, есть и одноименный ФЗ. В конце концов, если управляющая компания и ее подрядная организация ссылаются на технические сложности, можно ведь придумать и другое решение. Не обязательно затевать строительство некоего капитального железобетонного объекта, есть варианты – например, сборный пандус».

Василий Трофимович Черепаха родился 7 ноября 1926 года. В 1942 году, по окончании семи классов, был призван в РККА. Прошел обучение в пулеметном батальоне 13-го запасного полка (Чебаркуль), направлен на 2-й Белорусский фронт. Служил телефонистом в стрелковой роте с марта по июнь 1943 года.
22 июня 1943-го 2-й Белорусский и соседние фронты начали знаменитую операцию «Багратион». Во время проверки поврежденного телефонного кабеля Василий Черепаха стал мишенью немецкого снайпера. Получил слепое пулевое ранение в лицо, пуля остановилась в районе 4-5-го шейных позвонков. Черепаха был отправлен в тыл, прооперирован в военном госпитале в Баку, демобилизован с третьей группой инвалидности. Пулю вынули из шеи в июле 1945 года, в Карталах.
После войны Василий Трофимович работал в сфере торговли, занимался бухгалтерским учетом. На пенсию вышел в 1991 году, имея 48 лет трудового стажа. Продолжал работать до ампутации ноги в 2003 году.
Награжден орденами Отечественной войны II и I степеней, ведомственным знаком «За развитие потребкооперации России», пятнадцатью медалями.

Сам инвалид тоже не настаивает непременно на пандусе. По словам Василия Трофимовича, приходивший в гости чиновник из городской администрации предлагал оставить подъезд в покое, зато на балконе оборудовать персональный подъемник. Правда, вспоминает инвалид об этом предложении с насмешкой: новатор не смог ответить на логичные, казалось бы, вопросы: как расширить дверной проем на балконе под габариты коляски, как обеспечить надежность подъемника (если он будет электрическим – его могут повредить и осадки, и обычные уличные хулиганы), наконец, не будет ли «личный лифт» опасен для играющих во дворе детишек – а те часто срезают путь через газон под балконом квартиры Черепахи. Даже высаживающая на газоне цветы супруга ветерана Анна Пантелеймоновна на молодежь не ругается – пусть резвятся, глава семьи в свое время и вовсе по чужим садам лазал. Но, как понятно, разговоры о подъемнике тоже так разговорами и остались.

«Я уже не хочу настаивать на пандусе, – признается Василий Черепаха. – Я один колясочник в подъезде, остальным он будет только мешать. Разве что сборный вариант, вроде металлической «гармошки»... А вот совсем другое дело – изобретенная инженером из Снежинска Ильей Нестеровым инвалидная коляска. Самоходный агрегат, вдобавок способный самостоятельно подниматься и спускаться по лестничным маршам, сохраняя в равновесии сиденье с инвалидом! Мне такая коляска, положим, тоже уже без надобности: человек старый, жизнь прожита. Сколько раз я успею ею воспользоваться? Но вспомните про инвалидов детства, про молодых людей, внезапно, в результате какой-нибудь аварии, оставшихся без ног – ведь для них снежинское изобретение может стать настоящей панацеей. Я уже не раз общался с Ильей, разослал материалы о его ноу-хау во все инстанции – есть они и у вступившегося за меня районного прокурора, – но и тут мы наталкиваемся на ту же стену чиновничьего равнодушия».

Расчеты, приведенные Василием Черепахой, показывают: на выпуск первой партии в две сотни колясок понадобится 12 миллионов рублей, то есть одна чудо-коляска обойдется в добрых полсотни тысяч. А вот если коляска пойдет в серию, будет выпускаться тысячами экземпляров, ее стоимость уменьшится едва ли не на порядок. Производство готов взять на себя Миасский машиностроительный завод, другое предприятие заинтересовано в изготовлении двигателей для инвалидного агрегата. Более того, к изобретателю уже обращались с просьбой продать патент бизнесмены из Австрии, Германии и Финляндии.

«Побежденные нами немцы о своих инвалидах и ветеранах заботятся, – горько говорит Василий Трофимович. – Но если отдать им право на производство, они ведь нам же эти коляски и будут продавать. А почему нашим властям не внедрить такую полезную вещь в производство? Потому что больших денег на ней не сделаешь! Инвалидам коляски придется давать чуть ли не бесплатно, по социальным программам, а значит, гигантских прибылей ждать не приходится. Но мы с Ильей все равно хотим добиться своего!»

Старая коляска Василия Черепахи, кстати, нормально катается только по гладкому полу. Стоит выехать на улицу, с ободов слетает резина. Приходится закреплять ее изолентой, проволокой. Новый «транспорт» районные власти обещали подарить ветерану к Дню Победы, но ко времени выхода этого материала обещание исполнено не было...

P.S. : Василий Трофимович второй месяц лежит в больнице, а потому не знает: не дожидаясь решения суда, ПЖРЭО Курчатовского района оборудовало-таки его подъезд металлическим пандусом. Правда, сама начальник производственного отдела управляющей компании Татьяна Вишнякова сомневается, что пандус соответствует нормам для инвалидов: скорее всего, слишком велик угол наклона. «Но по-другому не получится, – объяснила Татьяна Викторовна. – Не рассчитано большинство серий наших жилых домов на проживание инвалидов!»

Фото: Фото Олега КАРГАПОЛОВА
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления