27 июля Центральный районный суд Челябинска вынес обвинительный приговор по беспрецедентному делу о ложном доносе, в котором на скамье подсудимых – заслуженный научный деятель профессор Юрий Павлюк, а по другую сторону баррикады, на стороне потерпевших, ректор ЮУрГУ Александр Шестаков и генеральный конструктор Государственного ракетного центра имени Макеева Владимир Дегтярь. За пасквиль 70-летний подсудимый наказан штрафом в 12 тысяч рублей. Почему глава вуза остался недоволен приговором и за что боролся Юрий Павлюк – в материале Chelyabinsk.ru.
Судебные мытарства 70-летнего Юрия Павлюка начались, когда он направил в правоохранительные органы различных уровней вплоть до Генеральной прокуратуры РФ заявления, в которых обвинял в хищении бюджетных денег Александра Шестакова и генконструктора ГРЦ, являющегося одновременно заведующим кафедрой летательных аппаратов и автоматических установок аэрокосмического факультета, Владимира Дегтяря. В документах утверждалось, что последний получает деньги за часы, которые на самом деле не отрабатывает. А начисление этой якобы незаконной зарплаты происходит в сговоре с ректором.
После проведенной проверки по данным сообщениям в возбуждении уголовного дела в отношении Шестакова и Дегтяря было отказано. Зато в отношении самого Павлюка по заявлению последних следственный отдел по Центральному району СК РФ возбудил дело по статье 306 УК РФ – «Заведомо ложный донос».
В суде Александр Шестаков и Владимир Дегтярь сообщили, что готовы пойти на мировую с профессором. Руководитель вуза заявил, что не будет настаивать на наказании и не против прекращения дела за примирением сторон, если ученый-ракетчик публично принесет ему извинения. Однако Юрий Павлюк даже не рассматривал такой вариант. Профессор активно участвовал в судебных заседаниях. Каждому свидетелю он задавал массу вопросов, доказывая суду свою правду – неправомерность получения зарплаты Дегтярем и пособничество этому Шестакова.
Когда же пришел черед его допроса, Юрий Степанович неожиданно рассказал, что заявления, подписанные им и впоследствии признанные ложным доносом, формулировал не он сам, а бывший сотрудник вуза Альберт Арнгольд. Но Павлюк отметил, что в целом с сутью текста согласен и перекладывать ответственность ни на кого не пытается. По его словам, некоторые формулировки в заявлении показались ему излишне жесткими, и он предложил Арнгольду их изменить, однако тот убедил, что в этом случае заявление никто не заметит.
Альберт Арнгольд, работавший начальником управления экономического и правового анализа и контроля ЮУрГУ в 2008 году сам был осужден за причинение имущественного ущерба университету путем обмана (часть первая статьи 165 УК РФ). Тогда его приговорили к штрафу – 50 тысяч рублей, но в процессе обжалования вердикта дело прекратили в связи с истечением срока давности привлечения к уголовной ответственности.
Как сообщила старший помощник прокурора Центрального района Валентина Гавердовская, при назначении наказания в качестве смягчающих обстоятельств суд учел государственные награды Юрия Павлюка, его ученую степень и звание, исключительно положительные характеристики, а также состояние здоровья. Пожилому преподавателю тяжело дался судебный процесс: начались проблемы с сердцем – месяц он провел на лечении.
«Я несколько недоволен тем результатом, который имеет место сейчас, – прокомментировал приговор ректор ЮУрГУ Александр Шестаков. – Мы рассчитывали на то, что закончим эти распри и препирательства мировым соглашением, потому что у нас очень много серьезных дел, которые нужно делать. И то, что Юрий Степанович Павлюк не пошел на мировое соглашение, у меня вызывает глубокое сожаление. Мое ощущение, что на него в этом плане оказывалось очень сильное давление извне. Я бы не хотел называть фамилий». От проведения каких-либо параллелей со своей деятельностью в качестве депутата Александр Шестаков также воздержался.
Говоря о судьбе Юрия Павлюка как сотрудника вуза, ректор отошел от юридического аспекта возможности преподавания судимого человека, коим будет профессор, если приговор вступит в законную силу. «Я бы хотел отметить, что мы ценим заслуги Юрия Степановича. Он многое сделал в плане подготовки кадров, научной деятельности. Награжден правительственными наградами. Мы же не подвергаем сомнениям то, что Юрий Степанович сделал во времена Советского Союза, и уважаем его деятельность, – подчеркнул Александр Шестаков. – Сейчас университет развивается в другом временном отрезке. ЮУрГУ – это национальный исследовательский университет. И в УрФО мы единственные, кому правительство поставило задачу развития научных исследований. В программе нашего университета одна из пяти подпрограмм – это развитие ракетно-космического комплекса. Нам нужны все интеллектуальные силы. И мы надеемся, что Юрий Степанович вернется в лоно научной работы и начнет работать с аспирантами. Мы готовы вместе с ним делать это большое государственное дело, которое обеспечивает безопасность нашей страны».
На просьбу корреспондента Chelyabinsk.ru прокомментировать слова о получении Дегтярем зарплаты за неотработанные учебные часы, содержащиеся в злополучных заявлениях, Александр Шестаков ответил: «В нашей стране все главные конструкторы крупных военно-промышленных фирм, работающих на оборонную мощь страны, являются заведующими кафедрами ведущих университетов РФ. Они не обязаны стоять у доски и читать лекции. Их функции в другом: они обеспечивают научное сопровождение работы с аспирантами, выпускают методические пособия, чтобы инженеры учились на новой технике, ведут вместе с кафедрой научные разработки новой техники. Именно в этом состоит задача генерального конструктора. Инкриминировать ему, что он не стоит у доски и не читает лекции – это дилетантский подход. Ту роль, которую генеральный конструктор играет в университете невозможно оценить часами, проведенными, допустим, доцентом у доски. Это совершенно несопоставимые вещи. Что вы хотите: простоять десять часов в неделю у доски или получить технику, которая способна конкурировать с зарубежной, когда иностранные ядерные силы не смеют нажать кнопку. Что важнее? Важнее последнее».
Узнать мнение о приговоре самого Юрия Степановича не удалось – после оглашения вердикта профессор неважно себя чувствует. Мнение стороны защиты выразила адвокат.
«Мы же все понимаем, что происходит. Юрия Степановича осудили не за личные взаимоотношения с кем-то, а по сути за его гражданскую позицию, – считает защитник Павлюка Надежда Соловьева. – У него хватило мужества придерживаться своей позиции до конца и противостоять гособвинению, Шестакову и Дегтярю, за которыми стоит государство, ЮУрГУ и ракетный центр. Ведь исход дела он, как и все остальные, предполагал заранее».
Между тем, сегодняшний приговор отнюдь не финал этой неоднозначной истории. По словам адвоката, Юрий Степанович изначально предупреждал, что любой обвинительный вердикт его не устроит, он намерен его обжаловать.