В Челябинске с большим успехом прошел первый фестиваль авторского кино «Полный артхаус», художественным руководителем которого стал Вячеслав Шмыров – в прошлом челябинец, а ныне москвич, знаток российского кинопроцесса и свой человек в столичных киношных кругах. Его имя хорошо известно нашим зрителям по пяти фестивалям «Новое кино России», которые состоялись в Челябинске в начале нулевых. По сути фестиваль «Полный артхаус» стал логическим продолжением «Нового кино России» и еще раз доказал, что зрители неравнодушны к судьбе отечественного кинематографа. «Полный артхаус» состоялся благодаря поддержке администрации Челябинска, энтузиазму директора Челябинского киноцентра имени Оболенского и директора фестиваля Тамары Мордасовой, стараниям Вячеслава Шмырова. Жив ли российский кинематограф? Что выбирают пираты? Решит ли проблемы нашего кино закон о квотировании в прокате? Об этих и многих других проблемах мы говорили с гостями нашей редакции: Вячеславом Шмыровым, Тамарой Мордасовой и столичным кинокритиком Ольгой Галицкой.
Вячеслав Шмыров
Дикий рынок
– У вас не было сомнений перед фестивалем: пойдет ли челябинский зритель на отечественное авторское кино?
Тамара Мордасова: В Челябинске всегда были серьезные традиции показа «трудного кино» – так называли в советское время фильмы артхауса. И челябинская публика всегда была отзывчива на подобные показы. Обидно, что сегодня зритель, заинтересованный в серьезном диалоге с экраном, лишен такой возможности. Современное массовое российское кино все-таки выходит на экраны кинотеатров, но кинематограф серьезный, глубокий своего проката не имеет. Буквально вчера в московских новостях услышала такие цифры: из 80 снятых в прошлом году отечественных фильмов до экрана не дошли 60. Вот почему фестивальная программа была посвящена авторскому кино и выбор у нас был большой. Благодаря художественному руководителю фестиваля Вячеславу Шмырову, который давно существует в стихии кинематографа, недаром его журнал называется «Кинопроцесс», программа нашего маленького фестиваля вобрала в себя все самое интересное. Были и мэтры авторского кинематографа, и чрезвычайно интересные дебютанты.
– Вячеслав Юрьевич, если учесть, что съемки большинства фильмов все-таки финансируются государством, то ситуация с их прокатом говорит о пустой трате денег налогоплательщиков на кинопроизводство?
Вячеслав Шмыров: Беда в том, что в сфере поддержки нашего кинематографа очень сильно лобби производителей и отсутствует лобби прокатчиков отечественного кино. Нет людей, которые бы культивировали, например, клубный прокат отечественных фильмов, доводили бы серьезное кино до той части зрителей, которая хочет остаться в лоне культуры. В больших городах открываются мультиплексы, но если сравнивать с советскими временами, то в стране сегодня чуть ли не в 10 раз меньше киноустановок. В крупных городах эти проблемы как-то решаются за счет бизнеса, а в малые города и районные центры бизнес не приходит. Притом что существует мощная программа поддержки государством кинопроизводства, программу строительства кинотеатров в маленьких городах, восстановления сельской киносети продавить никто не может, она не реализуется. Не выделяет государство денег и на прокат отечественных фильмов в коммерческих мультиплексах. У российского кино нет того громадного бюджета на рекламу, который есть у голливудского. И получается, что наше кино сегодня проигрывает, конкурируя со всем Голливудом, фильмы которого – это даже не американское кино, это наднациональное кино. И именно они идут сегодня на всех существующих экранах.
– Сегодня вновь заговорили о необходимости закона о квотировании в кинопрокате российских фильмов. Решит ли это проблему?
Вячеслав Шмыров: Долгое время я поддерживал точку зрения, что такой закон не нужен. Те, кто агитировали против этого закона, убеждали нас, что бизнес сам все наладит. Но сейчас я склонен к тому, чтобы такой закон приняли. Мне кажется, хуже не будет. Хотя не уверен, что он окажет серьезное влияние на ситуацию. Хитростей же много: можно сеансы российского кино ставить на девять утра, например, а вечером показывать голливудское. Но, с другой стороны, надо же с чего-то начать, нельзя же все время говорить: научитесь плавать, а потом мы вам включим воду.
– Во Франции подобный закон работает на развитие отечественного кинематографа, будут ли наши кинематографисты получать какой-то кусок пирога от кинопроката своей продукции?
Ольга Галицкая: Это, пожалуй, главный вопрос. Сегодня нет четкой системы, которая бы давала представление о поступлении денег от проката в развитие отечественного кино. Кроме того, есть порочная практика: цены на билеты в кино настолько высоки, что поход в кинотеатр всей семьей становится ударом по семейному бюджету. Считаю, что цены на российское кино должны быть вдвое ниже, чем на голливудское, чтобы зритель пошел. Не вижу в этом ничего обидного и позорного. И нужно избавляться от порочной практики, когда в 10 залах мультиплекса идет один и тот же фильм. Разное кино нужно показывать: в том числе российское, в том числе для взыскательной публики.
Ольга Галицкая
Тамара Мордасова: Для этого в прокате должны работать профессионалы. Долгое время я посещала ежеквартальные московские кинорынки и могу сказать, что там профессионалов кинопоказа тренируют на мастер-классах по принципу подготовки менеджеров по продажам. Им говорят: не подключайтесь к фильму эмоционально, кино – это товар. И отсюда вырастает совершенно другое поколение людей, которое сегодня занимается кинопоказом. По сути это профессиональные менеджеры по продажам, которых волнует только прибыль, безотносительно к тому, что они показывают. А так как у коммерческого кинозала задачи коммерческие, то выгоднее показывать коммерческую голливудскую продукцию.
Тамара Мордасова
Вячеслав Шмыров: Дикий рынок, который сегодня существует во всех сферах в России, существует и в кинозалах. И чего таким образом добился наш прокат? Произошло выхолащивание не только думающей, но и возрастной аудитории, которая не приемлет пошлый юмор, культуру попкорна. А ведь это платежеспособные люди! Сегодня в кинозалах доминирует подростковая среда, и это тупиковая ситуация.
Качество зрительской аудитории стремительно ухудшается в нашей стране, и больше всего пострадал в этой связи кинематограф. Если качественная аудитория и есть, то она смотрит фильмы в Интернете. К примеру, у фильма Андрея Смирнова «Жила-была одна баба» два миллиона пиратских скачиваний из Интернета. Режиссер, с одной стороны, счастлив, но с другой стороны, фильм можно было показать на больших экранах и таким образом оправдать вложения в его производство.
Есть ли шанс?
– Есть ли шанс вернуть взрослого и серьезного зрителя в кинотеатры?
Вячеслав Шмыров: Попытки есть. Именно для этого был сделан фильм о Высоцком, снят второй фильм «Ирония судьбы» и только что вышедший на экраны римейк фильма «Джентльмены удачи». Но все это происходит на уровне одноразовых акций: купите папе с мамой билеты в кино…
– И далеко не всем, кто сходил на эти фильмы, они понравились.
Ольга Галицкая: Это правда. Самой большой катастрофой было продолжение «Иронии судьбы». Потому что советская рождественская сказка была разрушена. После первого фильма зрители понимали: встретились два чудесных человека, и у них все сложилось. А второй фильм все опровергает: ничего у них не сложилось, герои оказались идиотами. Кому это приятно видеть?!
Вячеслав Шмыров: У нас сегодня есть хороший экспериментальный кинематограф, но он не рассчитан на широкую публику. Это задача мейнстрима, который определялся такими фильмами, как «Москва слезам не верит», «Бриллиантовая рука» или первая «Ирония судьбы». Радость узнавания для массового зрителя всегда важнее радости познания. Познание – это труд, а узнавание – радость встречи с другом. С другой стороны, новизна советского кинематографа была в том, что он предлагал какие-то темы и идеи, которые брал именно в артхаусном кино. Так всегда все было устроено. Сегодня традиция почти утрачена.
– Возможно, программа «100 фильмов для школьников» позволит вернуть утраченные традиции?
Ольга Галицкая: Не уверена. Я вообще не понимаю, о чем идет речь, когда говорят о ста лучших фильмах для школьников. Кто будет выбирать эти лучшие фильмы и каковы цели подбора? Ребенку, который смотрит цветное кино формата 3D, на ты с компьютерными технологиями, покажут черно-белый фильм «Веселые ребята», и он полюбит наше старое кино?! Это абсурд. Если это идея – дать школьнику представление об истории кино: с чего все начиналось, как развивалось, как родилась система звезд, – это одно. Тогда дайте ребенку азбуку кино и историю его создания и развития, включите в программу лучшие киноленты, начиная с немого кино. Но кто будет преподавать такой предмет в школе? Очень непродуманно пока все.
Вячеслав Шмыров: Абсолютно верно. Начинать надо с вопроса: какие задачи обслуживает этот список? Если вы берете кино как воспитание чувств, тогда можно отказаться от шедевров, которые, кстати, могут и не пройти по возрастной классификации. И тогда надо на кинопродукцию смотреть глазами педагогов, а не киноведов.
Ольга Галицкая: Нужно определиться – будет это образовательный или воспитательный момент. Но вне политики, вне идеологии. Иначе мы, напротив, отвернем детей от кино, как в советское время отворачивали их от русской литературы. Много вопросов, и пока нет ответов.
Фестиваль, еще фестиваль
– Государство не дает денег на рекламу российских фильмов и прочие расходы для их подготовки к прокату. Но роль рекламы могли бы взять на себя фестивали российского кино в регионах?
Вячеслав Шмыров: Согласен. Я бы предпочел, чтобы была особая федеральная программа, чтобы центр давал регионам деньги на проведение таких фестивалей. Это стало бы замечательной рекламой для нового российского кино. Мы сейчас попробуем начать разговор об этом в Министерстве культуры России. Должен быть пакетный принцип фестивального проката лучших фильмов сезона по России. Потому что нет смысла запускать фильмы в прокат без рекламы. Зритель просто не пойдет, у него нет ориентиров. А фестиваль – это не просто киносеансы, это общение с авторами фильмов и актерами. И челябинский фестиваль доказал, что это чрезвычайно привлекательный момент. В результате появление новых хороших картин на разных фестивалях сделает свое дело – фильмы будут замечены, о них напишут, заговорят, будет диалог с автором, и зрительский интерес вырастет.
– Такой фестиваль в Челябинске уже состоялся, его результаты для вас были ожидаемы?
Вячеслав Шмыров: Мы рады, что оправдались наши предположения: заинтересованный, умный зритель в Челябинске есть. Но, разумеется, были и неожиданные повороты. Например, победа фильма «Доктор» Владимира Панкова была достаточно неожиданной не только для меня. Видимо, присутствует какое-то чувство справедливости во всей этой ситуации, потому что из всех авторов, которые были в конкурсной программе, именно Панкову была нужна эта победа. И неожиданно, что фильм Алексея Балабанова «Я тоже хочу» оказался в зрительском рейтинге на последнем месте.
Ольга Галицкая: Грубо говоря, Владимир Панков – человек не из киношной тусовки, у него нет там никакого лобби. И то, что зрители выделяют его, – очень здорово. Непредвзятый взгляд публики очень важен. Зрители оценили в чистом виде то, что увидели. А увидели они энергию, свежесть и понятные проблемы. А еще они увидели определенный оптимизм этой ленты, что тоже важно. Кстати, фильм Владимира Панкова продюсировал Владимир Меньшов, создавший самые кассовые фильмы в России: «Москва слезам не верит», «Ширли-мырли», «Любовь и голуби». Это прекрасно, что Владимир Меньшов смотрит спектакли в экспериментальных театрах и ищет интересных молодых режиссеров, ведь он сам предложил Панкову снять фильм, сделать кинематографическую версию спектакля. Думаю, со временем Владимир Панков сделает фильм, который станет любимым очень широким кругом зрителей. Очень важно, что произошла смычка такого продюсера и такого режиссера.
– Понятно, почему на открытие фестиваля была приглашена Рената Литвинова – яркое лицо и личность современного кинематографа. Но нужны ли звездам такие поездки по регионам?
Ольга Галицкая: Зрители очень хорошо смотрели фильмы Ренаты Литвиновой и с участием Ренаты Литвиновой в программе «Ретроспектива». У меня осталось прекрасное впечатление от публики. Зрители ее любят, они понимают, что за прекрасной оболочкой женщины и актрисы есть живой сочувствующий человек. Об этом говорят ее фильмы, она очень точно показала обстановку в наших онкологических клиниках в своем фильме «Последняя сказка Риты» – в декадентском фильме. И на вопросы по этому поводу ответила точно и прямо. Она человек, который тонко чувствует форму, поэтому так хороши ее работы, но она и человек, которому не чуждо все то, что переживают обычные россияне. Это и вызывает такой отклик у зрителей: Рената Литвинова – не оболочка, а суть.
Вячеслав Шмыров: Нужны ли Ренате Литвиновой и другим звездам поездки в регионы на фестивали? Судя по ее встрече со зрителем, это очень важно для нее. Вы же видели, когда я пытался завершить встречу, она говорила: «Нет, давайте еще вопросы». Ей, как любому режиссеру, важно быть глаза в глаза со зрителем, понять, чего он хочет. Мне кажется, в случае с Ренатой Литвиновой работает такой удивительный парадокс: ее образ принадлежит всем, как любой настоящей звезды, а ей интересно то, что думает зритель о ее работах.
– Трудно ли было уговорить ее лететь в Челябинск?
Ольга Галицкая: Надо сказать, что здесь сработала репутация Вячеслава Шмырова, люди кино ему доверяют. Такого масштаба звезда, как Рената Литвинова, конечно, не повелась бы на приглашение неизвестного ей человека, пусть и за самое щедрое вознаграждение. Ей важен человек, на которого она может положиться и знать, что ее не подведут. Она очень довольна поездкой в Челябинск, ей понравилась публика, вопросы на пресс-конференции, прием. Единственное, о чем она волновалась, как все это будет подано в прессе. Сегодня это стало тенденцией – говоришь одно, а потом открываешь газету и видишь совсем другое.
– Фестиваль завершился фильмом «Икона сезона» Сергея Швыдкого и Фуада Ибрагимбекова. Это же не совсем артхаусное кино?
Вячеслав Шмыров: И да, и нет. Мы пошли на радикализацию формы, назвав фестиваль «Полный артхаус», но не надо забывать, что вне проката остается еще и простое человеческое традиционное кино. Удивительно даже, что прокат может его не заметить. Например, на фестивале «Московская премьера» победил фильм «Дочь» Касаткина и Назаровой – мелодрама, абсолютно зрительское кино, где есть размышление о вере и безверии. Этот фильм получил кучу призов, не только на нашем фестивале. Мы могли бы сделать в будущем на челябинском фестивале, помимо программы авторского кино, хорошую программу вот таких качественных фильмов для широкой публики, которые, к огромному сожалению, не попадает в прокат.
Ольга Галицкая: И поневоле становятся артхаусом.
Вячеслав Шмыров: Фильм Швыдкого и Ибрагимбекова – пограничная такая сфера. Для обычной картины он сделан изысканно, там проскальзывает такое ностальжи по 60-м, есть что-то от «Шербурских зонтиков». Поэтому считайте, что мы решили чуть-чуть приподнять голову над «Полным артхаусом». И приезд Литвиновой с точки зрения артхауса – определенная фестивальная технология. Он обращает внимание большего числа людей на фестивальную программу. То же самое и с церемонией закрытия. Это должен быть фильм не совсем тот, о котором спорят, а который большее число людей принимает как позитивную ценность. Мог быть другой фильм. Просто так получилось, что этот фильм скоро выходит в прокат, и по сути это была российская премьера в Челябинске.
– Вам удалось открыть челябинцам несколько новых имен. Как выдержать пропорцию: известные и неизвестные?
Вячеслав Шмыров: Мы не думали об этом, мы хотели показать те картины, которые до челябинцев не дошли или дошли, но не были замечены. Кстати, мы обнаружили, что авторы фильмов, за исключением Алексея Балабанова, – это люди одного поколения, режиссеры с новым опытом. Они не из тех, кто ждет финансирования от государства, они могут пойти от самых низовых возможностей: кто-то, как Светлана Баскова, снимает на любительскую камеру, кто-то экспериментирует в области театра, а потом эти опыты переносит в кинематограф и делает их вполне кинематографическими. Таким режиссерам, конечно же, важен бюджет, но нередко они снимают на свои деньги. Отсутствие бюджета никогда не перекрывает им дорогу в кинематограф. И это тоже очень интересный опыт, и было интересно послушать этих режиссеров: как они собирают деньги. Все это говорит о том, что кинематограф никогда не умрет, даже если государство перестанет его финансировать. И очень естественно, что эти люди потом снимают массовое кино. Нельзя все время сидеть в артхаусе, потому что авторское кино обязано влиять на кинопроцесс в целом.
Светлана Баскова
– Обычно говорят: первый фестиваль заканчивается, и сразу же начинается второй. Есть желание уже сейчас начать формировать программу следующего фестиваля в Челябинске?
– Думаю, надо начать с ретроспективы и уже сейчас делать предложения и Кире Муратовой, и Александру Сокурову – сразу нескольким известным режиссерам, потому что они всегда в ожидании каких-то съемок и должны все планировать.
– Возможно ли со временем появление в фестивальной программе интересных европейских фильмов?
Вячеслав Шмыров: Думаю, это вопрос договоренности с дистрибьюторами. Это совсем несложно, но важна поддержка города. Сейчас, скорее всего, будет зрительский интерес к совместным постановкам. Можно показать фильмы бывших советских республик, которые делают сегодня картины совместно с европейским кинематографом. Это тоже интересно, там участвуют наши известные актеры. Предложений много. И несложно пригласить сюда европейскую молодую кинозвезду, но это вопрос долгосрочного планирования. А со временем, думаю, почему бы не сделать ретроспективу Тонино Гуэрра, например, который был большим другом России и Андрея Тарковского.
Павел Костомаров
Напомним, первый фестиваль авторского кино «Полный артхаус» в Челябинске проходил с 17 по 23 января. Фильмы конкурсной программы оценивало зрительское и творческое жюри. По итогам фестиваля приз зрительского жюри получил фильм Владимира Панкова «Доктор», Гран-при творческого жюри – лента Ивана Вырыпаева «Танец Дели», приз Челябинского киноцентра им. Оболенского присужден замечательной и абсолютно новой по форме авторской ленте Павла Костомарова и Александра Расторгуева «Я тебя не люблю».
Фото: Фото Алины ЧЕРЕПАНОВОЙ, Вадима КУКШИНОВА