28 мая в Челябинске на базе ЧВВАУШа стартовали плановые летно-методические сборы штурманской службы России. Более 90 офицеров-штурманов – в том числе авиации внутренних войск, ФСБ, Военно-морского флота – в этом году не только проанализируют состояние службы, но и оценят готовность возрождаемого вуза к первому за три года набору курсантов. Об этом рассказал руководитель сборов, председатель приемной комиссии ЧВВАУШа, главный штурман ВВС РФ генерал-майор Михаил Звягин. Подробнее о том, какую бомбу для гостей приготовили в военном городке, где за три года не растеряли традиций и боевого духа, а также о процессе воссоздания училища и его первоочередных планах – в репортаже Chelyabinsk.ru.
Бомба для Сафакулево
Ранним утром по зеленым дорожкам военного городка строем неспешно бегут курсанты. Хоть ребят осталось совсем мало (четвертый и пятый курс, доучивающиеся после расформирования вуза в 2010 году), дисциплину и распорядок здесь никто не отменил и отменять не собирается. Дождь ли, жара – на зарядку ты должен явиться. Сегодня парни особенно собранные, лишь один бежит далеко позади колонны, ведь по их выучке и горящим глазам большие военачальники увидят, действительно ли будущие штурманы готовы служить небу и Родине.
В 7:30 начинаются первые в рамках сборов полеты. Сегодня их проводят специально для гостей, чтобы те учли все недостатки в подготовке штурманов, ухватили для себя что-то новое. В итоге они составят на новый учебный год методические рекомендации. Первая задача, в которой и предложили поучаствовать представителям СМИ, – бомбометание. Штука для штурмана-новичка сложная: здесь очень важно четко рассчитать расстояние до цели, траекторию полета снаряда и отправить его прямиком в помеченную на земле крестом «десятку».
Коллеги выбирают полет на привычном для обывателя ТУ-134, на таких курсанты-штурманы летают со второго курса. Мы с фотокором отправляемся на военно-транспортный АН-26, его будущие стражи неба осваивают с третьего курса. Уникальность полета в том, что бомбы с самолета, для этого не предназначенного, начали метать в декабре прошлого года впервые за 20 лет.
ЧВВАУШ должен набрать на новый учебный год 492 курсанта. Вступительные испытания пройдут с 1 июля по 1 августа.
«Мы возродили давно забытый опыт, чтобы разнообразить образовательные программы подготовки штурманов за отсутствием более современной техники, – рассказал главный штурман центра летной подготовки ВУНЦ ВВС ВВА Дмитрий Вертушенко. – Военно-транспортный самолет был специально для нас доработан на бомбометание, инструкторы прошли обучение по данному виду боевого применения, теперь обучают курсантов. Особенность в том, что – в отличие от бомбометания с ТУ-134 – здесь практически все делается визуально на аналоговых приборах. Такие задачи нужны, потому что штурман должен быть универсалом, он должен уметь выполнить свои задачи в любых условиях».
«Транспортник», где на каждом пассажирском месте специально для курсантов светятся приборы, дублирующие штурманское место в голове самолета, покачиваясь, набрал высоту. Здесь довольно шумно, но трясет меньше, чем на каком-нибудь флагманском аэробусе. Летает перевозчик гораздо ниже «тушек»: на высоте 2,5–3 тысячи метров.
«Я тянусь именно к военно-транспортным самолетам, здесь в полете можно увидеть горы, реки, озера, города, светящиеся ночью, развилки дорог. Естественно, главное – не отвлекаться от работы», – поделился курсант пятого курса факультета подготовки штурманов Дмитрий Тарасов, показывая между делом маршрут, по которому нам предстоит пролететь к месту сброса бомбы и обратно.
Полет до полигона Сафакулево, куда и упадет учебная бомба, занимает около часа при скорости 350 километров в час. На штурманском месте курсант Патрушев под бдительным контролем штурмана корабля, инструктора Дмитрия Мазоватова сверяет заданные для выброса координаты. Как выбросить бомбу так, чтобы она упала в назначенное место, а не на садовый участок жителю деревушки, гражданскому не понять, мы и не пытались.
«Для штурмана главное – сконцентрировать все свои знания, обработать полученную информацию, оценить все в комплексе, – объяснил Дмитрий Мазоватов. – Важно сверить все показания приборов и только потом отдавать команду к действиям. Я контролирую действия курсантов, иногда приходится вмешиваться в работу».
Полет на бомбометание на непрофильном судне штурман считает хорошим подспорьем для курсантов, ведь если научишься управлять процессами самолета, где много зависит от головы и рук, а не от электроники, на модернизированном аппарате полетишь с легкостью и будешь в себе уверен. «Ведь электроника нередко ошибается, нужно уметь доверять и себе», – заключил Дмитрий Мазоватов.
Самолет снизился до 1200 метров – так, что стали видны голубоватые или желто-коричневые глазницы озер, раздался глухой хлопок: боеголовка полетела вниз и яркой вспышкой ударилась о землю, командир судна и штурман-курсант Патрушев с задачей справились.
«Молодцы ребята, – порадовался за подчиненных Дмитрий Вертушенко. – Бомба попала точно в цель. Возвращаемся назад. Так и должно быть всегда. Сейчас уровень подготовки местных инструкторов очень высокий. Здесь, в ЧВВАКУШе, смогли сохранить штурманские традиции, у людей глаза горят от своей профессии. Значит, все будет хорошо».
ЧВВАУШ открыт для каждого
Соседство с авиабазой Шагол сегодня не вызывает у училища проблем. Единственное, приходится перераспределять учебное пространство. К шуму СУ-24 здесь все привыкли.
Челябинское высшее военное училище штурманов ждет своих курсантов, но до сих пор официально не получило какой-либо юридический статус. По документам вуз начнет существовать с 1 июля – пока в виде филиала учебного центра ВВС.
«Воссоздание ЧВВАУШа – это беспрецедентный случай в новейшей истории Вооруженных сил, – отметил Михаил Звягин. – Здесь будет возвращаться система образования штурманских кадров для всех силовых ведомств. Мы приложили максимум усилий, чтобы сохранить в расформированном училище традиции и дух штурманской службы. Но если говорить о базе, о формальностях, то мы создаем все заново, на пустом месте. Есть много вопросов, связанных с аккредитацией, именно поэтому первое время ЧВВАУШ будет работать как филиал учебного центра ВВС. Позже учреждение станет самостоятельным. На это уйдет не меньше года».
Генерал-майор при этом отметил, что по решению Сергея Шойгу будут восстановлены все военные училища. ЧВВАУШ – в первую очередь, поскольку аналогов учебному заведению в России нет. Мнения, что штурманская профессия сейчас не востребована, оказались ошибочны.
Модернизация не за горами
Педсостав вуза практически сформирован. Для аккредитации пока не хватает специалистов с научными степенями на кафедру иностранных языков.
Воссоздание ЧВВАУШа потребует внести серьезные коррективы в программу перевооружения российской армии, принятую до 2020 года.
«Я не гарантирую, что обновление училища начнется с первого дня его образования, – отметил Михаил Звягин. – Экстренного вмешательства и не требуется: в ЧВВАУШе достаточный запас ресурса. Хотя, конечно, нам и самолетный парк надо менять обучающий, и тренажерный комплекс обновлять. Это вызывает определенные сомнения в том, что все у нас прекрасно. Но острой проблемы не стоит. Мы знаем параметры госпрограммы перевооружения: они учитывают все наши проблемы, но не предполагалось, что училище станет самостоятельным».
О том, как подать документы в ВУЗ, каждый желающий может узнать в районном военкомате.
Между тем Дмитрий Вертушенко считает, что «модернизация категорически необходима», в том числе переоснащение самолетов АН-26, использующихся для подготовки штурманов. «Нужны самолеты, тренажеры. Надо думать о том, как сделать подготовку штурманов еще более качественной и перспективной», – резюмировал главный штурман учебного центра, сам закончивший челябинский вуз в 1992 году.
В заключение добавим, генерал-майор Звягин отметил важный для благополучного развития военного вуза момент: все военно-учебные заведения отдаются под руководство главного командования родов вооруженных сил. «Ранее все замыкались на отделе кадров Минобороны, – объяснил главный штурман. – Теперь мы получили под свое крыло авиационные вузы, что позволит более оперативно отслеживать ситуацию».
Все видеоматериалы телеканала 74.ru можно посмотреть здесь.
Фото: Фото и видео Евгения Емельдинова, монтаж Анны НЕЙМАН