Конституционный суд (КС) РФ в понедельник, 2 декабря, подтвердил право региональных органов законодательной власти регулировать льготы пенсионерам на транспортный налог. Поводом для этого стал запрос Заксобрания Челябинской области после нашумевшего дела пожилой жительницы Южного Урала Нины Андреевой.
«Закон Челябинской области о транспортном налоге для отдельных категорий граждан и организаций предусматривает налоговые льготы как в виде освобождения от уплаты транспортного налога, так и в виде пониженной налоговой ставки, – говорится в обосновании позиции суда на сайте КС. – В частности, пониженная налоговая ставка при уплате транспортного налога установлена для пенсионеров.
Последующие изменения в условия предоставления пенсионерам ранее установленной для них льготы были внесены в закон с целью усиления адресности получения льготы. Осуществленное законодателем Челябинской области в пределах его дискреционных полномочий изменение правового регулирования отношений по льготному налогообложению не может расцениваться как снижающее конституционно обусловленный уровень социальной защиты пенсионеров и нарушающее их имущественные права».
Как сообщал сайт Chelyabinsk.ru, в феврале этого года Уставный суд Челябинской области удовлетворил жалобу пенсионерки Нины Андреевой, защищающей свое право на льготы по транспортному налогу. Поправка в местный закон, ограничивающая пользование пожилых автовладельцев льготами, была признана несоответствующей. В итоге это решение дало хозяйке подержанного Mitsubishi мощностью 240 лошадиных сил, владеющей им с 2008 года, право платить за своего железного коня не 18 тысяч, а 240 рублей в год.
Пенсионеры и многодетные семьи, согласно п. 2 ст. 4 закона Челябинской области «О транспортном налоге», имеют льготы при уплате транспортного налога: ставка для них составляет 1 руб. за авто мощностью до 150 л.с. Норма введена в действие с 1 января 2009 г., тогда как ранее получение льготы не было ограничено мощностью двигателя транспортного средства. Это законоположение оспорила Н. Андреева в облсуде, который не нашел противоречия между нормами регионального и федерального законодательства. Впоследствии Уставный суд признал спорное законоположение не соответствующим Уставу Челябинской области.