При возврате неиспользованной путевки туристическое агентство вправе удержать сумму, которую уже потратило на организацию тура. Однако на практике несостоявшемуся туристу чаще всего возвращают только около 10% от стоимости путевки. Между тем, есть способ компенсировать все затраты на путевку, в том числе непредвиденные – застраховаться от невыезда.
Практика показывает, что чаще всего причиной невыезда по туристической путевке становятся внезапные проблемы со здоровьем или же если не решен вопрос с выдачей визы. Причем сложно отдать пальму первенства каждой из этих причин: если судить по практике нашей компании, то в прошлом году соотношение было примерно таким: 30% – это проблемы с визой, 70% – со здоровьем. Однако в этом году ситуация, судя по всему, изменилась – почти 90% причин невыезда связаны с проблемами при выдаче визы.
Поэтому неудивительно, что сама возможность застраховаться от невыезда в последнее время становится все более востребованной у туристов. В свою очередь и турагентства рекомендуют включить эту опцию в договор страхования тем, кто планирует отпуск по турпутевке, например, в страны Шенгенского договора или в Соединенные Штаты Америки. Доплата небольшая – в среднем 4-5% от стоимости путевки, при этом можно компенсировать достаточно крупные расходы.
Случаи, когда консульства либо отказывают в выдаче визы, либо удлиняют сроки ее предоставления или выдают визу на период, не совпадающий со сроком поездки, к сожалению, бывают. Результат невеселый: приличная сумма уже потрачена, а запланированная поездка не состоялась. Вот тут и пригодится страховка от невыезда.
Вспоминается недавний страховой случай: человек забронировал в туристическом агентстве путевку в США стоимостью около 200 тысяч рублей. Все документы были в порядке, прошел собеседование в консульстве. Однако визу ему выдали на две недели позже намеченной даты отъезда, указанной в путевке. Пришлось перебронировать тур, при этом возникли серьезные финансовые трудности, так как часть денег турагентство уже потратило. Благодаря наличию страхового полиса все незапланированные траты были компенсированы страховой компанией.
О том, чтобы застраховаться от невыезда, должны также задуматься семьи, у которых есть маленькие дети или престарелые родственники – их здоровье наиболее уязвимо. А внезапная болезнь или несчастный случай с застрахованным или его близкими родственниками, в результате которых потребуется лечение в стационаре или карантинный режим, также могут быть признаны страховым случаем – как и смерть застрахованного или его родственников (причем не только близких).
Из недавних примеров: пожилая супружеская пара приобрела путевку на двоих в Египет. Незадолго до отъезда у супруга случился инфаркт, и врачи категорически запретили больному не то что куда-то ехать, а вообще покидать пределы квартиры. Турфирма деньги не вернула. Все финансовые затраты компенсировала страховая компания.
Еще один веский повод для признания случая страховым – причинение значительного материального ущерба недвижимому имуществу застрахованного. Однако этот риск при урегулировании страхового случая встречается относительно нечасто.
Важно понимать, что выплата страховой компании зависит от того, какие именно риски – причины невыезда – вы оговорите при заключении договора страхования. А чтобы получить выплату, помимо заявления, в страховую компанию необходимо предоставить официальные документы, подтверждающие обстоятельства, помешавшие вашему путешествию. Сделать это надо не позднее десяти рабочих дней с даты начала несостоявшегося путешествия.
Итак, отпуск запланирован, путевка оплачена, чемоданы собраны. И вдруг… В самый последний момент может возникнуть то самое «вдруг», из-за которого поездка неожиданно срывается, уже затраченные деньги никто не вернет, а настроение безнадежно испорчено. К счастью, происходит это не так часто. Но кто может гарантировать, что такая неприятность не произойдет именно с вами?
Марианна САЛЬНИКОВА, заместитель начальника управления продаж личного страхования СОГАЗ