Город Спрячемся от клиентов в подводной лодке!

Спрячемся от клиентов в подводной лодке!

Илья Алябушев

Прозвенел звонок телефона. Он быстро проверил, кто звонит, и перевел в беззвучный режим: «Это клиент. Я ему три дня назад обещал предложение отправить. Доделать не успеваю никак. Не хочу я глупо выглядеть, лучше потом сам позвоню...»

Так мой коллега оправдывал себя. Я его отлично понимаю, кому захочется выглядеть глупо перед клиентом? А ведь история эта знакома каждому. Мы всегда перегружены и часто хотим взять на себя ещё больше, тем более когда перед нами живой клиент.

Но что в итоге? Джентельменские три дня после нашей первой встречи с клиентом уже на исходе. А мы так и не успели выполнить обещание и «ушли под воду» подводной лодкой. Клиент даже не знает, живы ли мы ещё. Шансов на сделку с каждым часом всё меньше. И если мы ещё сможем отправить предложение, провести очередную встречу и даже заключить контракт – всё равно доверие клиента будет подорвано.

Самое неприятное здесь – сарафанное радио. Что сейчас клиент думает о нас? «Я ещё три дня назад попросил выслать мне предложение, и с тех пор только молчание, это какое-то болото!» – вот какие мысли он распространяет своим знакомым при случае. И клиент прав, неведение озлобляет. А мы самовольно вгоняем его в это состояние повадками «подводной лодки».

Что можно сделать? Не обещать лишнего? Да, это, конечно, лучше всего. Но для многих из нас это невыполнимая задача. И выглядит это неспортивно – отказывать клиентам.

Предлагаю простой приём – превентивная и честная обратная связь. Всё очень просто. Ещё нечего показать в ответ на обещание клиенту? Позвоните первым и сообщите, что вы живы, вы помните обещание, вы еще не сделали обещанное, планируете сделать к конкретному сроку.

Здесь не нужны оправдания. Они сейчас не интересуют собеседника. Главное – мы избавляем клиента от неведения! Даже если сделка не состоится, мы сохраним доверительные отношения и оставим возможность для будущих контактов.

Да, это непросто. Самому брать трубку и говорить: «Я не сделал то, что обещал». Но не проще ли это, чем постоянное ощущение вины и собственной несостоятельности? Конечно, этим приёмом не стоит пользоваться несколько раз подряд с одним и тем же клиентом.

Другой вопрос, если не удаётся себе самому ответить, когда будет сделана конкретная задача? Тогда самое время задуматься о запуске системной работы в своей команде.

Что здесь можно предложить? Сейчас перечислю самые первые шаги, которые я рекомендую каждому для повышения собственной системности и системности своей команды.

1. Начните каждое утро в одно и то же время проводить с командой сотрудников короткий пятиминутный брифинг.

Предлагайте каждому ответить только на три вопроса: «Что сделал вчера? Что планирую сделать сегодня? Что мешает?» Если возникают ещё вопросы, нужно сразу выбрать конкретное время для обсуждения, но ни в коем случае не растягивать утренний брифинг.

Чтобы ответы не были скомканными и не превращались в кашу, нужно выработать привычку записывать их текстом за 10 минут до начала брифинга.

Для этого советую создать чат в Skype из членов вашей команды и договориться отправлять текстовые ответы в этот Skype-чат ещё до брифинга. А потом уже проводить сам брифинг на пять минут, где каждый вслух повторит написанное.

Мой опыт показывает: каждый раз при таком повторении всплывают новые детали. И эти детали помогают сфокусировать команду на реальных задачах и проблемах. Это даёт возможность чётче определять сроки выполнения обещаний нашим клиентам.

На три вопроса утром полезно отвечать и самому руководителю. Причём отвечать нужно живым людям – своей команде. Это сразу повышает ясность управленческого ума. Ещё это мотивирует команду. Сотрудники тоже с недоверием относятся к тем руководителям, которые уходят в дела «подводной лодкой».

2. Ведите список задач не только по датам, но и по недельным «рывкам».

Для начала просто запишите все задачи, которые вас сейчас волнуют, в единый список задач для себя и для команды. Начинайте записывать задачи с глагола, старайтесь использовать хотя бы пять слов на каждую задачу. Эти потраченные минуты сэкономят дни и недели времени вашего и сотрудников.

Если использовать электронную систему для единого списка задач, то очень удобно расставлять задачи в порядке важности. Одна из задач стала важнее? Поднимем её повыше в списке. Никаких красных звездочек и подчеркиваний. Они очень быстро сводят с ума команду.

Теперь каждую неделю в одно и то же время садитесь с командой вместе и набирайте порцию задач из единого списка на недельный «рывок».

Пусть сотрудники при этом самостоятельно назовут необходимые шаги для выполнения каждой выбранной задачи. В идеале – пусть сразу их и запишут в списке на недельный «рывок».

Да, по-прежнему останутся внезапные задачи, которые не будут ждать нового недельного «рывка», их нужно сделать уже сейчас. Но на деле таких задач меньше, чем тех, которые реально можно было предвидеть и запланировать заранее. Просто при планировании недели оставляйте себе резерв сил для внезапных задач.

3. Самое главное! «Продайте» вашей команде и самому себе пользу от предварительного планирования задач и утренних брифингов.

Объясните, что это не контроль, а простой способ всей команде работать системно и точно отвечать: что и когда мы сможем сделать для клиента. Это удобная привычка, которая избавляет каждого от чувства собственной несостоятельности при выполнении своих обязательств. Это возможность всплыть для нашей подводной лодки.

Расскажите, а как вы контролируете свои обязательства перед клиентами, что делаете, чтобы успеть всё в срок?

Илья Алябушев, руководитель компании «Практика системного бизнеса». Специализируется на организации системной работы сотрудников с директорами компаний и начальниками отделов, адаптируя популярные во всём мире методы ведения бизнеса под менталитет российских организаций.

Илья АЛЯБУШЕВ
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления