RU74
Погода

Сейчас-12°C

Сейчас в Челябинске
Погода-12°

переменная облачность, без осадков

ощущается как -19

7 м/c,

зап.

728мм 72%
Подробнее
3 Пробки
USD 103,43
EUR 109,01
Город Челябинский цинковый завод: рождение производства

Челябинский цинковый завод: рождение производства

Челябинский цинковый завод стал одним из предприятий, созданных в рамках масштабной форсированной индустриализации востока страны. Строительство ЧЦЗ растянулось на долгих пять лет. Этот период для будущего завода был достаточно тяжелым с точки зрения как финансирования, так и грамотной организации работ. Немало сюрпризов преподнес и пусковой период. О том, как справлялись с трудностями строители Челябинского цинкового завода, как запускалось уникальное предприятие, затем внесшее весомый вклад в Победу в Великой Отечественной войне, читайте в материале Chelyabinsk.ru.

Цинковый откопали

21 мая 1929 года жители областного центра впервые узнали о строительстве цинкового завода из газеты «Челябинский рабочий». Через десять дней издание сообщило, что в Челябинске, окруженном со всех сторон крестьянскими хозяйствами, будет возведено шесть заводов. Затем появилась информация о строительстве в два раза большего числа промплощадок.

10 сентября того же года было основано управление по строительству завода «Уралцинкострой». Именно с этого дня началась история Челябинского цинкового завода.

Для строительства была выбрана сложная площадка, которую пришлось выравнивать – почти на 2,5 метра срезать верхний слой почвы. К выполнению этих работ привлекались самые выносливые рабочие-землекопы и грабари. В основном на стройке трудились жители окружающих сел и деревень.

Осенью 1930 года строители приступили к возведению зданий и сооружений Челябинского цинкового завода. Первыми были построены заводоуправление, деревообрабатывающая и механическая мастерские, пожарное и паровозное депо, лаборатория, железнодорожные ветки.

Большая часть работ выполнялась вручную, у строителей был только один трактор.

Для кладки фундаментов зданий использовался камень с противоположного берега реки Миасс, кирпич привозили с завода, находившегося тогда на пересечении улиц Каслинской и Островского, глину добывали в карьере на противоположной стороне Свердловского тракта.

1930г. Планировочные работы на площадке будущего завода
1930г. Сверление брёвен для деревянного водовода
1930г. Строительство склада материалов
1934г. Первый выпуск курсов слесарей для работы на заводе
1934г. Завершается монтаж электролизных ванн
1 из 6
1930г. Планировочные работы на площадке будущего завода

Стройка вопреки

Строители Челябинского цинкового завода на всех этапах испытывали острую нехватку финансовых ресурсов. Строительство то замирало, то начиналось с новой силой. Поставки оборудования задерживались до двух лет, и это было связано с тем, что поставщики ждали от завода реальных денег. Первоначально строительство ЧЦЗ велось за счет средств регионального бюджета. Специальная комиссия Уральского обкома партии в качестве причины отставания стройки от графика называла нерегулярное поступление на завод проектной документации. И еще одну причину – неэффективное управление Уралцинкостроем со стороны Цветметзолота.

1935г. Автомобильный парк цинкового завода
1935г. Столярная мастерская
1935г.апрель. Первая сдирка катодного цинка
1935г. Первые шесть тонн катодного цинка
1935г., 14 апреля. Розлив первых тонн чушкового цинка
1 из 5
1935г. Автомобильный парк цинкового завода

Во время строительства завода возникали проблемы не только финансового характера Так, постоянно менялись подрядчики. «Приближалась зима и 1931 год. На стройке складывалась крайне тяжелая ситуация с рабочими кадрами. Для строительства требовалось 2363 человека, – рассказывается в книге по истории завода «Цинк. Годы. Имена». – В действительности же на работу на конец ноября 1930 года выходило только 403 человека, или 17% от потребности».

Несмотря на суровую зиму, стройка продолжалась. На площадке велась круглосуточная кирпичная кладка стен. Строители старались утеплить объект с помощью деревянных каркасов и матов с соломой. Но и такая конструкция плохо спасала от морозов. Тем не менее кирпичные стены, уложенные в зимнее время, не приносили неприятностей во время оттаивания.

«Строителям не хватало воды. А металлических труб не было. Выход был найден – напорный водовод был построен из бревен, в которых с помощью сверла делали отверстия диаметром 20-25 см и длиной 5 м. На берегу р. Миасс была построена насосная станция», – отмечается в книге «Цинк. Годы. Имена».

Первыми на стройплощадке начали действовать механический и столярный цеха. В них изготовлялось почти все необходимое для строительства и монтажа оборудование, конструкции, инструменты и другое.

Несмотря на тяжелые условия строительства, руководство заботилось об организации быта работников. Первые инженерно-технические кадры жили в домах Цинкостроя на улице Свободы и на углу улиц Краснознаменной и Керосинной.

Вместе с промышленными зданиями возводились бараки. Деревянный каркас здания обшивали камышитовыми щитами и штукатурили с двух сторон. К ноябрю 1930 года было построено шесть таких бараков общей площадью 435 квадратных метров. Вместимость каждого барака – 130 человек. Один барак был выделен под квартиры инженеров, еще два – для рабочих. В остальных бараках располагались столовая, рабочком, красный уголок, контора, склад стройматериалов и магазин.

Неуловимые сроки

Первоначально срок запуска Челябинского цинкового завода наметили на октябрь 1932 года. Но это было невозможно из-за ранее перечисленных проблем с финансированием, задержкой оборудования поставщиками. Кроме того, отмечался дефицит строительных материалов – леса и кирпича, – нехватка гужевого транспорта для их перевозки. Немаловажной проблемой стала нехватка рабочей силы и неудовлетворительная организация труда.

В это же время встал вопрос снабжения будущего производства сырьем – цинковым концентратом.

Следующий срок сдачи завода в эксплуатацию был поставлен на 1 декабря 1933 года. В ходе чистки рядов строителей, провозглашенной партией, были уволены толковые и грамотные специалисты, лояльные к советской власти.

В январе 1934 года контроль над ходом строительства цинкового завода начал осуществлять Челябинский обком партии, что существенно ускорило решение многих вопросов.

К декабрю 1933 г. в строительство первой очереди ЧЦЗ было вложено 17 млн руб., в жилищное – 1,3 млн. Готовность завода к запуску составляла 53%. На завершение стройки требуется 8,5 млн руб., в том числе на 2,5 млн руб. – на жилье для работников.

Завод просил у Челябинского обкома партии помощи в немедленном решении вопроса финансирования с целью запуска производства в 1934 году. В этом обращении впервые говорилось о необходимости строительства сернокислотного завода для утилизации серосодержащих газов, образующихся при обжиге цинковых концентратов. И строительство этого завода предусматривалось одновременно с цинковым. В его сооружение уже был вложен один миллион рублей, но из-за отсутствия финансирования стройка была законсервирована.

«Прошу вас, тов. Орджоникидзе, пересмотреть решение о консервации строительства сернокислотного завода в Челябинске и отпустить управлению «Челябцинкострой» соответствующие средства на его достройку в 1935 году», – написал первый секретарь Челябинского обкома партии К. Рындин наркому тяжелой промышленности Г. Орджоникидзе. После этого обращения финансирование стройки возобновилось.

Пусковые сюрпризы

Подготовка к пусковому периоду началась задолго до полного завершения строительства. В этот период будущий завод пережил немало важных событий и происшествий. В сентябре 1930 года за строительными площадками была закреплена десятка инженеров, которые контролировали поступление чертежей на стройплощадку, размещение заказов и заключение договоров на поставку оборудования, качество строительно-монтажных работ, разработку графиков поставки и монтажа оборудования. Судьбы большинства инженерно-технических работников из этой первой группы сложились драматично: часть из них была репрессирована, других разметало по всей стране.

Параллельно руководство предприятия организовало подготовку и обучение коллектива на родственных предприятиях Главцветмета. В 1931–1932 годах на спецкурсах на предприятиях с аналогичным производством переподготовлены более 50 рабочих и техников.

В предпусковой период кадровые вопросы не всегда решались в интересах производства. Так, в марте 1934 г. начальник Челябцинкстроя из-за нехватки финансирования издал приказ об увольнении 224 ИТР, служащих и рабочих и о переводе более 100 сотрудников на нижеоплачиваемую работу. Исправил ситуацию начальник Уралцветмета А. Колегаев, добившийся экстренного финансирования стройки.

В 1931 году начались первые испытания обжига цинковых концентратов на Карабашском медеплавильном заводе. Кроме того эксперименты прошли на ЧЦЗ – удалось получить обожженный металл с приемлемым содержанием сульфидной серы.

В 1934 году на опытной установке на ЧЦЗ прошли испытания по переработке калатинского, красноуральского, карабашского, кузнечихинского и риддерского концентратов. Лучшие результаты дал последний.

1937г. Электролитный цех. Розлив чушкового цинка
1 из 2

Первый катодный цинк

6 ноября 1934 года на опытной установке из калатинского концентрата был получен первый катодный цинк. Летом 1934 года завод посетил нарком тяжелой промышленности СССР Григорий Орджоникидзе. Его приезд пришелся в период очередного затишья, когда финансирование стройки было минимальным. Осмотрев площадку, нарком высказался за немедленный пуск завода в январе 1935 года. Кроме того, нарком подписал приказ об оказании помощи для перевода завода в предпусковой режим. Помимо финансов, предприятие получило также сотни тонн металла, рельсы, стройматериалы, более 25 км дефицитного кабеля, а также туда направили более 600 человек с Бакалнстроя со всеми механизмами и автотранспортом.

К началу запуска четко обозначились недостатки как в планировке завода, так и в отдельных блоках упрощенной технологической схемы.

Задолго до пуска было известно, что первым будут пускать обжиговый цех. Первой запускалась печь №2. Через двое суток работы случилась авария: выпало несколько кирпичей из футеровки вала. После ремонта в течение суток температура печи поднялась до нормальной.

Незадолго до начала пусковых работ при испытании сжатым воздухом произошел взрыв воздушного рессивера компрессорной станции и погиб один человек. В ходе пуска завода признана крайне неудачной конструкция полов и зампфов в цехе выщелачивания. Растворы, пролитые из аппаратуры, попав на пол, сразу же проникали в кабельные каналы. Пришлось извлекать из каналов все электрокабели и прокладывать их на подвесах, а каналы заделывать.

В первых числах апреля 1935 года ЧЦЗ вступил в самую волнующую и ответственную стадию. 5 апреля сдается в эксплуатацию фидерная подстанция. Включение проходит нормально, оборудование работает исправно. 9 апреля с катодов снимают первый уральский металлический цинк.

Приемочная комиссия подписала акт о вводе ЧЦЗ в эксплуатацию 14 июля 1935 г.

Несмотря на трудности пускового периода, к середине 1935 года стала очевидной возможность официального приема завода в эксплуатацию. Приказом от 14 июня 1935 года образована государственная приемочная комиссия. Комиссия прибыла на завод в середине июня и работала месяц.

Тщательной оценке было подвергнуто техническое состояние всех заводских объектов. Были проанализированы все этапы строительства. Комиссия подписала паспорт Челябинского цинкового завода, согласно которому фактическая мощность объекта составляла десять тысяч тонн электролитного цинка.

Комиссия отметила чрезвычайно затяжной характер строительства ЧЦЗ, который возводился со второй половины 1930 года до лета 1935 года.

На правах рекламы.

ПО ТЕМЕ
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
15
ТОП 5
Мнение
«Экраны и иллюминация тоже ослепляют»: журналист 74.RU вступилась за водителя, которого наказали за гирлянду на машине
Анонимное мнение
Мнение
Китайцы разрешают бензин АИ-92 для турбомоторов. Наш журналист считает это опасным популизмом
Анонимное мнение
Мнение
«Парни, не позорьтесь!» Уральский блогер объяснила, что запрещено дарить девушкам на Новый год
Ольга Чиги
блогер
Мнение
«Черные унитазы и протухшая посуда». Журналистка ушла в клинеры и рассказывает о секретах и ужасах новой работы
Анонимное мнение
Мнение
За прогрев машины во дворе появился штраф. И это правильно, считает наш автожурналист
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления