Угроза очередного банкротства нависла над Челябинской угольной компанией. Бесконечные проверки надзорных ведомств, прессинг со стороны общественников, народных избранников, нагнетание социальной напряженности в поселке Роза – все эти факторы могут привести к очередной процедуре банкротства и уже не с целью финансового оздоровления, а ликвидации предприятия, заявил гендиректор Челябинской угольной компании Валерий Кальянов 2 декабря на пресс-конференции в редакции 74.ru. В случае такого исхода без работы останутся около двух тысяч человек.
«Процедура банкротства предприятия была только завершена 29 января, и мы начали работать. Заключено соглашение с энергетиками о поставках угля до 2018 года, однако в нем не предусмотрены повышение цен с учетом инфляции и другие экономические факторы, – отметил Валерий Кальянов. – Между тем много средств уходит на укрепление бортов, ликвидацию эндогенных пожаров, рекультивацию, откачку воды. Это огромные затраты».
Диаметр угольного разреза «Коркинский» составляет 3х2,5 м, периметр – 10,5 км, площадь бортов – 9,8 млн кв. м, глубина – 500 м, объем чаши – 1, 6 млрд. кубических метров. Работы там начаты в 1934 г. Сегодня это единственный действующий карьер в мире такого масштаба.
Прибавляют проблем и различные проверки надзорных органов, которых в 2015 году было в общей сложности 192 дня – это фактически парализует работу предприятия. Так, на разрезе «Коркинский» в прошлом году было проведено 12 проверок Уральским управлением Ростехнадзора. Они длились 40 дней. Кроме того, силовыми структурами Коркино было проведено пять проверок в течение пяти дней, по разу на предприятии побывали представители УФСБ по Челябинской области, Уральского управления государственного железного надзора, управления автомобильного транспорта, четырежды в течение 60 дней – Росприроднадзор; Роспотребнадзор провел четыре проверки в течение 52 дней, природоохранная прокуратура – одну в течение 20 дней. Между тем работа разреза в эти дни была практически полностью парализована.
Валерий Кальянов отметил, что большинство нарушений, выявленных Уральским управлением Ростехнадзора, касаются отсутствия документации на проводимые мероприятия. «Да, есть и серьезные нарушения, – признал генеральный директор. – Но у нас каждая проверка выявляет нарушения. На любом предприятии их можно найти сколько угодно. Настроение в ЧУК изменилось на 90%. То, что мы всегда идем на контакт со всеми контролирующими органами, дивидендов нам не приносит».
Неблагоприятные погодные условия вкупе с эндогенными пожарами также вносят свою лепту в формирование негативного образа Коркинского разреза. В настоящее время в чаше действуют пять пожаров на площади 690 квадратных метров. Но они не влияют на усиление НМУ.
Валерий Кальянов отметил, какие только способы тушения пожаров и проветривания разреза не испытывали. Но, кроме годами отработанных методов, никто ничего лучшего не изобрел – удаление пожаров при помощи отгрузки и вывозки, локализация инертными породами, глиной и тем, что не горит. При этом повлиять во время неблагоприятных метеоусловий на них невозможно. Тушение эндогенных пожаров – процесс постоянный. В период банкротства 30% техники предприятия работало на тушении пожаров, но, например, экскаваторы приходилось отправлять в места тушения с разных забоев. В настоящее время приобретен новый экскаватор, который будет задействован исключительно на ликвидации возгораний.
Первые эндогенные пожары были зарегистрированы на Коркинском разрезе в 1965 г. В 1966 г. было уже 62 очага эндогенных пожаров площадью 8800 кв. м.
Помимо проблем с надзорными ведомствами в поселке Роза, который находится на краю Коркинского разреза, растет социальная напряженность. После приезда Владимира Путина в 2012 году, 3900 жителей поселка переселили с края разреза в Копейск и Челябинск. Тогда зона расселения была определена специалистами института ВНИМИ г. Екатеринбурга, замерявшими смещение бортов разреза. В эту зону попала улица 50 лет Октября. В 2015 году, согласно данным тех же специалистов, линия, отражающая смещение отошла, на 140 метров – практически на самый край борта. Это произошло в результате отсыпки борта и прекращения в этой части горных работ.
Однако, несмотря на положительную динамику, разрез называют чуть ли не главным врагом южноуральской экологии. Казалось бы, в области десятки предприятий. Во время неблагоприятных метеоусловий в городах появляется туман и соответственно смог, но обвиняют почему-то в основном именно ЧУК. Удивительно и то, что дым в разрезе замечают гораздо чаще, чем, например, 40 лет назад. А ведь тогда все было хуже: например, в 67-м в карьере зарегистрировали – 62 пожара, а сейчас за год – не больше восьми.
«Оставшиеся жители не понимают, опасно или не опасно, они живут в таких же домах, и хотят переехать в новые квартиры, – отмечает Валерий Кальянов. – Но их не расселяют».
Другой вопрос – социально-значимые объекты, которые находятся неподалеку. В случае признания их аварийными, детей придется возить в Коркино. Готовы ли местные власти к увеличению мест в центральных школах и садиках?
Челябинская угольная компания уже ведет работы по отсыпке бортов разреза, но готова проводить рекультивацию параллельно с добычей угля. ЧУК работает в одной трети чаши, остальная часть уже готова к рекультивации.
«Ситуацию вокруг разреза «Коркинский» искусственно нагнетают, выставляя его чуть ли не единственным виновным во всех бедах района и области: в переселении, заболеваниях, плохой экологии, – говорит гендиректор. – Никто не хочет детально разобраться с этой проблемой».
По словам Валерия Кальянова, предприятие намерено всерьез готовиться к процедуре банкротства, если ничего не изменится. «Если разрез не будет закрыт цивилизованно в установленные сроки, его дальнейшая судьба может быть любой – от свалки до заброшенного карьера с непредсказуемым эффектом», – отмечает Валерий Кальянов.
Тем временем, понимая угрозу закрытия предприятия, которое обеспечивает работой жителей Коркино, и назревания социального бунта, ветераны и работники разреза подготовили открытое письмо на имя губернатора и председателя Законодательного собрания Челябинской области. Против закрытия предприятия уже собрано свыше 450 подписей.
Коркинский разрез крупным планом и мнение представителей ЧУКа о том, почему их доводят до банкротства – в видеоматериале корреспондента 74.ru.
По данным В. Кальянова, на добыче угля работает 600 чел. Кроме того, разрез обслуживают погрузочно-транспортное управление, ремонтный завод, карьер по производству щебня, где трудятся свыше 2000 чел.
Фото: Фото Олега Каргаполова, а также пресс-службы Челябинской угольной компании, видео Павла Васильева, монтаж Дмитрия Сиваш