RU74
Погода

Сейчас+1°C

Сейчас в Челябинске
Погода+1°

переменная облачность, без осадков

ощущается как -4

0 м/c,

735мм 75%
Подробнее
4 Пробки
USD 100,00
EUR 105,71
Город Прогулка архитекторов преобразит Челябинск

Прогулка архитекторов преобразит Челябинск

Жюри всероссийского конкурса на лучшую концепцию центра города определило пять групп архитекторов, которые вскоре начнут готовить проекты сохранения и развития центра столицы Южного Урала – три команды из Москвы, по одной из Челябинска и Амстердама. 25 августа полуфиналисты конкурса осмотрели границы проектирования и поделились с корреспондентом Chelyabinsk.ru своим видением будущего областного центра, его достоинств и недостатков, а главный архитектор города открыл несколько секретов.

1 из 8

Прогулка архитекторов началась с площади Революции. После небольшого совещания в управлении архитектуры и градостроительства конкурсанты в сопровождении чиновников поднялись до Театральной площади, где их уже ожидал автобус, практически ставший экскурсионным. Планировалось проехать по границам проектируемой территории – улицы Тимирязева, Российская, Братьев Кашириных, Энгельса, затем прогуляться по Кировке, подняться на смотровые площадки небоскребов «Челябинск-СИТИ» и ВИПР, но планы поменялись на ходу. Так же, как и состав участников экскурсии, – выяснилось, что не смог приехать в Челябинск представитель московской компании «АМ "Атриум"», а архитектору из Амстердама (фирма DE ARCHITEKTEN CIE) не дали визу. В итоге из пяти полуфиналистов конкурса город посмотрели специалисты из московской компании «Яузапроект» и научно-исследовательского и проектного института Градостроительного планирования Москвы, а также челябинская студия «Стальное вымя».

Профессиональных историков, краеведов-градозащитников и председателя госкомитета по охране объектов культурного наследия Александра Баландина на прогулку-экскурсию не пригласили. По словам организаторов, чтобы не смещать акцент экскурсии на эмоции.

Во время поездки москвичи активно интересовались всем, что видели из окна – конструктивистскими домами на улице Тимирязева, «ямой Тартаковского» и домами напротив нее, жилым домом облисполкома, ЮУрГУ; и при этом совершенно не заметили Гипромез, о котором им рассказали как о первой челябинской высотке. Особое внимание столичные архитекторы уделяли генеральным планам Челябинска, тщательно выспрашивая челябинских коллег о датах принятия планов и их реализации. Их заинтересовали слова главного архитектора Челябинска Николая Ющенко о том, как формировался центр города: «Весь центр Челябинска строился на сносе. К сожалению, первая крепость безвозвратно утеряна, так как город уже не вмещался в крепостные стены». Как выяснилось позднее, москвичи предположили, что такой принцип формирования города сохраняется временами и по сей день.

Участники конкурса отметили, что пока не предлагали никаких конкретных идей, лишь описание концепции, проанализировав территорию и сделав описание, которое сдали в жюри вместе с портфолио. По этой информации конкурсная комиссия выделила пять полуфиналистов, которые до января 2017 г. будут работать над концепциями центра Челябинска.

Первая остановка была сделана на набережной Миасса – по словам Николая Ющенко, там река предстает во всем свете и цвете. Здесь же столичные зодчие поделились первыми впечатлениями от Челябинска.

«Город с очень большим потенциалом, и видно, что во время советской власти и в последнее время в город вкладывались и работали талантливые архитекторы и градостроители. В последнее время наблюдался более точечный подход к развитию территории, что и хотели предотвратить, разработав комплексную градостроительную программу стратегии развития центра города, и увязать между собой транспортный каркас, и природно-экологический каркас и историческое наследие, понять, как дальше развиваться, во что вкладывать деньги. Следующие три месяца мы будем работать, и в январе будет презентация, – отметил учредитель градостроительной компании «Яузапроект» Илья Заливухин. – Еще по генплану 50-х годов активность перемещалась на этот берег реки, и мы видим, что высотность здесь всегда повышалась, поэтому она – вопрос регуляции и плотности территории, экономики. Будем предлагать и сохранение исторического наследия, и развитие парковых территорий, и высотные акценты тоже нужны городу».

Илья Заливухин сообщил, что главной проблемой Челябинска видит состояние общественного транспорта: «Мне бросается в глаза сразу, что люди пользуются трамваями, но трамваи в ужасном состоянии, хотя рядом Усть-Катав, где производят современные трамваи. Так что понятно – не было акцента на общественный транспорт. Как и на общественные пространства, от этого много проблем с тем, что человеку трудно пройти от одной части города к другой, поэтому передвигаются на машинах. И экологическую ситуацию нужно решать – и с рекой, и с состоянием воздуха. Нужно вернуть реку к тому состоянию, в каком Миасс был до 1980-х годов – все купались, загорали».

Руководитель группы архитекторов научно-исследовательского и проектного института Градостроительного планирования Москвы Маргарита Шатрова отметила, что Челябинск – приятный город, но он не удобен для людей: «Нужно сделать его городом для людей, а реку – основным драйвером развития города. Требуется благоустройство набережных, различных пешеходных связей, чтобы была удобная зона отдыха у реки для горожан и туристов. Нужно сделать приоритетом общественный транспорт. Безусловно, есть определенные проблемы, и есть над чем работать. Наша задача сейчас – сделать город благоприятным для людей, чтобы было где гулять. Нужно связать Кировку, Алое Поле, другие места. Еще я заметила широкие дороги и хорошую планировочную структуру (это плюс), а также отсутствие озелененных бульваров для людей – только узенькие тротуары».

Первая остановка и пристальное внимание реке и набережной связано с тем, что возле цирка будет выстроен 50-этажный конгресс-холл к саммиту, а на бывшем острове-саде проектируется пресс-центр.

1 из 7

«Это исторический центр и есть, тем более, что это границы планируемой территории, и к этим границам примыкают все наши природные участки – парки Гагарина и Пушкина, Алое Поле, самая главная наша ось – река Миасс, – прокомментировал экскурсию Николай Ющенко. – Пока прогуляться по Кировке и повернуться на 180 градусов – удовольствие сомнительное. Поэтому предлагаем проложить по укрепленной набережной реки пешеходную эспланаду, которая по генплану города тянется от Шершней до ЧМЗ, но поскольку нас подталкивает идея ШОС и БРИКС, к 2020 году планируем реализовать проект эспланады от Свердловского проспекта до завода оргстекла. Даже в конструкции Кировского моста осталась закрытая арочка, мы ее по секрету закрыли, и всегда предполагали, что здесь будет пешеходная зона. Когда она появится, свяжет сквер у «Юности», сквер у бывшей электростанции (ул. Труда, 66. – Прим. авт.), далее по месту хаотичной застройки бывшего завода оргстекла до рекреационной зоны с бассейном «Ариант». По Цвиллинга предлагаем мост, и каждая улица будет иметь выход на набережную. Вот микромодель будущей набережной Челябинска».

После набережной заболоченной реки архитекторы отправились смотреть на центр города с земли и небоскреба. Проехав по Российской и свернув на Карла Маркса, москвичи пожелали изучить границы будущей работы не из окна автобуса, а пешком. Илья Заливухин активно фотографировал старые деревянные дома и так увлекся, что едва не попал под машину. Его огорчили красивые домики, закрытые и ветхие.

«Может, город должен понять ценность этих зданий и вложиться, или владельцу нужно давать возможность что-то рядом построить и объяснить, что в том же доме №8 по Цвиллинга сейчас было бы кафе и сидели люди, было бы место в центре, где можно уютно посидеть – а дом забит, окна закрыты, очень жалко. Вообще у нормального человека не бывает вопросов, сохранять ли такие здания, – подчеркнул градостроитель. – Возможно, у собственников были иные планы, но у города есть наследие, и нужно с этим считаться. Уважительно относиться к наследию и получать прибыль от таких зданий – кафе, культурные центры могут приносить большие деньги».

1 из 5

При этом архитектор заметил, что его совершенно не смущает наличие на Кировке высотки «Челябинск-СИТИ»: «Сами по себе все стилистики могут быть вместе в XXI веке, лишь бы работали и были в хорошем состоянии. Может быть, прямо здесь это здание неуместно, но в целом сочетание различных эпох – это хорошо, если позволяет сохранять какие-то исторические здания. Но обычно у нас сохраняют историческое наследие до такой степени, что оно само разваливается».

Какие выдвигались идеи по сохранению и развитию исторического центра южноуральской столицы, для чего Челябинску историко-архитектурный опорный план и какая судьба постигла прошлый документ – в декабрьском материале Chelyabinsk.ru.

Если саммит ШОС и БРИКС в 2020 году будет проходить не в Челябинске, лучший конкурсный проект всё равно будет реализован, сообщил Николай Ющенко: «Скажем спасибо за толчок. Вдруг у всех раскрылись глаза – надо же, какое у нас состояние, да что же это, доколе? Активно по тине волна пошла. На 99,9%, сказал Гаттаров (вице-губернатор. – Прим. авт.), что будет подписан указ президента, так что ждем. Частных инвесторов уже нашли на гостиницы, будущее жилье. На музей театра уже деньги выделили, подземный переход с тремя выходами губернатор велел построить у филармонии в 2017 году. Другого такого повода у нас нет. Есть социальный заказ – есть востребованность или нет, входит ли она в состав государственной, областной или городской политики. Когда входила – появлялись древние Римы, кроился Париж, по которому сейчас все гуляют».

«У нас есть зачатки в виде Кировки, но это не общественное пространство, так как не имеет продолжения, а вот именно сеть, система, по которой хочется идти, ехать на велосипеде, да хоть на конке, или просто прогуливаться – это наша задача, которая совпадает с мировыми трендами, – отметил главный архитектор Челябинска. – Это прогулочно-общественное пространство с кафе и магазинчиками на первых этажах, рекреационными зонами, чтобы было желание гулять и удивляться. Учесть и соединить воедино три каркаса – природный, транспортный и, самое главное, историко-культурный слой, вот в этом задача проектировщиков. У нас осталось культурное наследие в очень ущемленном виде, меньше чем в Екатеринбурге. Они есть, но существуют разрозненно и не являются туристическими маршрутами, их трудно отыскать в хаотичной застройке, тем более что нет пешеходного движения. И одна из задач – создать систему общественных пространств».

Фото: Фото Татьяны Тихоновой

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
46
ТОП 5
Мнение
«Цены попадали в идеальный шторм». Как ситуация на авторынке России стала зловещей
Анонимное мнение
Мнение
«Не ездишь в автобусах — выписан из министров»: невеселые мысли журналиста 74.RU о поездках на общественном транспорте
Анонимное мнение
Мнение
Любовницы, проститутки и случайные связи — бизнесмен откровенно рассказал о своих изменах
Анонимное мнение
Мнение
«Так извратить поручение президента надо уметь»: эксперт — о списке «отечественных» машин для чиновников
Анонимное мнение
Мнение
«Любителям „всё включено“ такой отдых не понравится»: почему отдых в Южной Корее лучше надоевшей Турции
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления