Жюри всероссийского конкурса на лучшую концепцию центра города определило пять групп архитекторов, которые вскоре начнут готовить проекты сохранения и развития центра столицы Южного Урала – три команды из Москвы, по одной из Челябинска и Амстердама. 25 августа полуфиналисты конкурса осмотрели границы проектирования и поделились с корреспондентом Chelyabinsk.ru своим видением будущего областного центра, его достоинств и недостатков, а главный архитектор города открыл несколько секретов.
Прогулка архитекторов началась с площади Революции. После небольшого совещания в управлении архитектуры и градостроительства конкурсанты в сопровождении чиновников поднялись до Театральной площади, где их уже ожидал автобус, практически ставший экскурсионным. Планировалось проехать по границам проектируемой территории – улицы Тимирязева, Российская, Братьев Кашириных, Энгельса, затем прогуляться по Кировке, подняться на смотровые площадки небоскребов «Челябинск-СИТИ» и ВИПР, но планы поменялись на ходу. Так же, как и состав участников экскурсии, – выяснилось, что не смог приехать в Челябинск представитель московской компании «АМ "Атриум"», а архитектору из Амстердама (фирма DE ARCHITEKTEN CIE) не дали визу. В итоге из пяти полуфиналистов конкурса город посмотрели специалисты из московской компании «Яузапроект» и научно-исследовательского и проектного института Градостроительного планирования Москвы, а также челябинская студия «Стальное вымя».
Профессиональных историков, краеведов-градозащитников и председателя госкомитета по охране объектов культурного наследия Александра Баландина на прогулку-экскурсию не пригласили. По словам организаторов, чтобы не смещать акцент экскурсии на эмоции.
Во время поездки москвичи активно интересовались всем, что видели из окна – конструктивистскими домами на улице Тимирязева, «ямой Тартаковского» и домами напротив нее, жилым домом облисполкома, ЮУрГУ; и при этом совершенно не заметили Гипромез, о котором им рассказали как о первой челябинской высотке. Особое внимание столичные архитекторы уделяли генеральным планам Челябинска, тщательно выспрашивая челябинских коллег о датах принятия планов и их реализации. Их заинтересовали слова главного архитектора Челябинска Николая Ющенко о том, как формировался центр города: «Весь центр Челябинска строился на сносе. К сожалению, первая крепость безвозвратно утеряна, так как город уже не вмещался в крепостные стены». Как выяснилось позднее, москвичи предположили, что такой принцип формирования города сохраняется временами и по сей день.
Участники конкурса отметили, что пока не предлагали никаких конкретных идей, лишь описание концепции, проанализировав территорию и сделав описание, которое сдали в жюри вместе с портфолио. По этой информации конкурсная комиссия выделила пять полуфиналистов, которые до января 2017 г. будут работать над концепциями центра Челябинска.
Первая остановка была сделана на набережной Миасса – по словам Николая Ющенко, там река предстает во всем свете и цвете. Здесь же столичные зодчие поделились первыми впечатлениями от Челябинска.
«Город с очень большим потенциалом, и видно, что во время советской власти и в последнее время в город вкладывались и работали талантливые архитекторы и градостроители. В последнее время наблюдался более точечный подход к развитию территории, что и хотели предотвратить, разработав комплексную градостроительную программу стратегии развития центра города, и увязать между собой транспортный каркас, и природно-экологический каркас и историческое наследие, понять, как дальше развиваться, во что вкладывать деньги. Следующие три месяца мы будем работать, и в январе будет презентация, – отметил учредитель градостроительной компании «Яузапроект» Илья Заливухин. – Еще по генплану 50-х годов активность перемещалась на этот берег реки, и мы видим, что высотность здесь всегда повышалась, поэтому она – вопрос регуляции и плотности территории, экономики. Будем предлагать и сохранение исторического наследия, и развитие парковых территорий, и высотные акценты тоже нужны городу».
Илья Заливухин сообщил, что главной проблемой Челябинска видит состояние общественного транспорта: «Мне бросается в глаза сразу, что люди пользуются трамваями, но трамваи в ужасном состоянии, хотя рядом Усть-Катав, где производят современные трамваи. Так что понятно – не было акцента на общественный транспорт. Как и на общественные пространства, от этого много проблем с тем, что человеку трудно пройти от одной части города к другой, поэтому передвигаются на машинах. И экологическую ситуацию нужно решать – и с рекой, и с состоянием воздуха. Нужно вернуть реку к тому состоянию, в каком Миасс был до 1980-х годов – все купались, загорали».
Руководитель группы архитекторов научно-исследовательского и проектного института Градостроительного планирования Москвы Маргарита Шатрова отметила, что Челябинск – приятный город, но он не удобен для людей: «Нужно сделать его городом для людей, а реку – основным драйвером развития города. Требуется благоустройство набережных, различных пешеходных связей, чтобы была удобная зона отдыха у реки для горожан и туристов. Нужно сделать приоритетом общественный транспорт. Безусловно, есть определенные проблемы, и есть над чем работать. Наша задача сейчас – сделать город благоприятным для людей, чтобы было где гулять. Нужно связать Кировку, Алое Поле, другие места. Еще я заметила широкие дороги и хорошую планировочную структуру (это плюс), а также отсутствие озелененных бульваров для людей – только узенькие тротуары».
Первая остановка и пристальное внимание реке и набережной связано с тем, что возле цирка будет выстроен 50-этажный конгресс-холл к саммиту, а на бывшем острове-саде проектируется пресс-центр.
«Это исторический центр и есть, тем более, что это границы планируемой территории, и к этим границам примыкают все наши природные участки – парки Гагарина и Пушкина, Алое Поле, самая главная наша ось – река Миасс, – прокомментировал экскурсию Николай Ющенко. – Пока прогуляться по Кировке и повернуться на 180 градусов – удовольствие сомнительное. Поэтому предлагаем проложить по укрепленной набережной реки пешеходную эспланаду, которая по генплану города тянется от Шершней до ЧМЗ, но поскольку нас подталкивает идея ШОС и БРИКС, к 2020 году планируем реализовать проект эспланады от Свердловского проспекта до завода оргстекла. Даже в конструкции Кировского моста осталась закрытая арочка, мы ее по секрету закрыли, и всегда предполагали, что здесь будет пешеходная зона. Когда она появится, свяжет сквер у «Юности», сквер у бывшей электростанции (ул. Труда, 66. – Прим. авт.), далее по месту хаотичной застройки бывшего завода оргстекла до рекреационной зоны с бассейном «Ариант». По Цвиллинга предлагаем мост, и каждая улица будет иметь выход на набережную. Вот микромодель будущей набережной Челябинска».
После набережной заболоченной реки архитекторы отправились смотреть на центр города с земли и небоскреба. Проехав по Российской и свернув на Карла Маркса, москвичи пожелали изучить границы будущей работы не из окна автобуса, а пешком. Илья Заливухин активно фотографировал старые деревянные дома и так увлекся, что едва не попал под машину. Его огорчили красивые домики, закрытые и ветхие.
«Может, город должен понять ценность этих зданий и вложиться, или владельцу нужно давать возможность что-то рядом построить и объяснить, что в том же доме №8 по Цвиллинга сейчас было бы кафе и сидели люди, было бы место в центре, где можно уютно посидеть – а дом забит, окна закрыты, очень жалко. Вообще у нормального человека не бывает вопросов, сохранять ли такие здания, – подчеркнул градостроитель. – Возможно, у собственников были иные планы, но у города есть наследие, и нужно с этим считаться. Уважительно относиться к наследию и получать прибыль от таких зданий – кафе, культурные центры могут приносить большие деньги».
При этом архитектор заметил, что его совершенно не смущает наличие на Кировке высотки «Челябинск-СИТИ»: «Сами по себе все стилистики могут быть вместе в XXI веке, лишь бы работали и были в хорошем состоянии. Может быть, прямо здесь это здание неуместно, но в целом сочетание различных эпох – это хорошо, если позволяет сохранять какие-то исторические здания. Но обычно у нас сохраняют историческое наследие до такой степени, что оно само разваливается».
Какие выдвигались идеи по сохранению и развитию исторического центра южноуральской столицы, для чего Челябинску историко-архитектурный опорный план и какая судьба постигла прошлый документ – в декабрьском материале Chelyabinsk.ru.
Если саммит ШОС и БРИКС в 2020 году будет проходить не в Челябинске, лучший конкурсный проект всё равно будет реализован, сообщил Николай Ющенко: «Скажем спасибо за толчок. Вдруг у всех раскрылись глаза – надо же, какое у нас состояние, да что же это, доколе? Активно по тине волна пошла. На 99,9%, сказал Гаттаров (вице-губернатор. – Прим. авт.), что будет подписан указ президента, так что ждем. Частных инвесторов уже нашли на гостиницы, будущее жилье. На музей театра уже деньги выделили, подземный переход с тремя выходами губернатор велел построить у филармонии в 2017 году. Другого такого повода у нас нет. Есть социальный заказ – есть востребованность или нет, входит ли она в состав государственной, областной или городской политики. Когда входила – появлялись древние Римы, кроился Париж, по которому сейчас все гуляют».
«У нас есть зачатки в виде Кировки, но это не общественное пространство, так как не имеет продолжения, а вот именно сеть, система, по которой хочется идти, ехать на велосипеде, да хоть на конке, или просто прогуливаться – это наша задача, которая совпадает с мировыми трендами, – отметил главный архитектор Челябинска. – Это прогулочно-общественное пространство с кафе и магазинчиками на первых этажах, рекреационными зонами, чтобы было желание гулять и удивляться. Учесть и соединить воедино три каркаса – природный, транспортный и, самое главное, историко-культурный слой, вот в этом задача проектировщиков. У нас осталось культурное наследие в очень ущемленном виде, меньше чем в Екатеринбурге. Они есть, но существуют разрозненно и не являются туристическими маршрутами, их трудно отыскать в хаотичной застройке, тем более что нет пешеходного движения. И одна из задач – создать систему общественных пространств».
Фото: Фото Татьяны Тихоновой